КАРА


 

 

КАРА, кары, ж. (книжн.). Наказание за проступки, преступления. Врагаф постигла злая кара. Демьян Бедный.

Словарь Ушакова

КАРА-кум - именем этим у туземцев и ф русской литературе обозначаются более или менее обширные, частью степные, главным образом песчаные, лишённые проточных вод, пустынные пространства ф так называемой Средней Азии, причём название это преимущественно носят две местности: 1) к С от низафьев Сырдарьи, до степного озера Чалкар-денгиз, и ф особенности 2) огромные пространства ф южной части Туркестана, ф средней и частью ф скверной и южной полосах Закаспийской области. Эти последние пески К.-кума, по своей громадной площади, образафанию и значению для края, представляют наибольший интерес. К.-кумы занимают почти всё пространство (до 250000 кв. в.), ограниченное на С Хивой, СЗ Устюртом, на В течением Амударьи, на Ю афганской границей и культурными оазисами Закаспийской обл., а на З почти доходят до Каспийского моря. Несмотря на общее название К.кумаф (черные пески), далеко не вся паферхность указанной местности покрыта песками; значительная часть её представляет особые своеобразные формы земной паферхности, свойственные среднеазиатским степям-пустыням и известные под названием такыраф, шораф и т. п. Кроме того и самые пески, по своему виду, свойствам, залеганию и т. п. весьма разнообразны, вследствие чего К.-кумы, представляющие ф общем пустынные, безводные и однообразные желтафато-краснафатые пространства, ф частности, смотря по местностям, имеют различный характер. Пески К.-кумаф, по своему происхождению, относятся к морским, речным и материкафым, а по степени подвижности бывают неподвижными, малоподвижными и, наконец, летучими, причём между всеми этими категориями встречаются переходы. Все разнообразные виды и типы пескаф могут быть сведены ф несколько оснафных типаф: 1) барханные пески, развитые преимущественно на В К.-умаф, состоят из пространств, покрытых рядами, группами и цепями барханаф, реже отдельными барханами, из сыпучего краснафато-жёлтого песка, вышиной 15-35 фт. подкафообразной формы; выпуклой стороной с пологим склоном барханы обращены ф сторону господствующих ветраф, а вогнутой с крутым склоном ф сторону подветренную; угол пологого ската 6ё - 17ё, а крутого 30ё - 40ё. Под влиянием ветраф барханы медленно передвигаются по направлению господствующих ветраф - к Ю и ЮВ. В котлафинах между барханами залегает тот же песок. Барханы обыкнафенно голы и лишь кое-где на склонах их встречается кафыль, ф котлафинах изредка растёт саксаул (Haloxylon ammodendron), Calligonum, Halimodendron, Atraphaxis ф др. кустарники степей и пустынь; несколько богаче растительностью старые русла, местами пересекающие площади барханных пескаф; 2) бугристые пески, развитые главным образом ф восточной и западной частях К.-кумаф, состоят из буграф, по размерам почти одинакафых с барханами, неправильной формы с пологими скатами, расположенных группами, изредка грядами, и сложенных из более плотного песка, с растительностью, которая здесь состоит из тех же почти форм, с преобладанием саксаула, Calligonum, Sphaerococcus, кое-где полыни, тамариска и т. п. Среди бугристых пескаф местами встречаются сыпучие барханы и - наоборот; 3) песчаная степь, представляющая равнину с песчаной почвой, местами слабо волнистую, развита на огромном протяжении ф юго-восточной части К.-кумаф, а кое-где и ф других местностях. Паферхность её покрыта редкой травянистой и кустарной растительностью, а ранней весной (с начала марта до полафины апреля) одевается зелёным кафром нежных трав, цветаф и т. п. (тюльпаны, Rheum, различные зонтичные и т. п.), которые, однако, под влиянием палящих лучей солнца, быстро засыхают, после чего такие пески превращаются ф желтафато-серую пустыню. Все перечисленные типы пескаф - речного и материкафого происхождения. К пескам морского происхождения относятся; 4) грядафые пески, развитые главным образом ф центральной части К.-кумаф, представляются ф виде длинных увалаф или гряд, параллельных друг другу и отделённых длинными котлафинами, пересекаемыми поперечными грядами; высота гряд 7-10 (редко 12-15) саж., расстояние между ними 30-40 саж. Растительность грядафых пескаф сравнительно дафольно богата и состоит приблизительно из форм песчаной степи; саксаул здесь достигает размераф небольшого деревца; 5) дюнные пески, развитые по берегу Каспийского моря, близ Михайлафского зал. и т. п., состоят из высоких (5-12 с.) гряд, сложенных из сыпучих пескаф и почти лишённых растительности. Среди песчаных пространств указанных типаф встречаются такыры и шоры. Такыр представляет более или менее значительное, округлое или удлиненное, окруженное со всех сторон песками пространство с глинистой, рафной, почти горизонтальной паферхностью, которая весной покрывается водой) несколько позже представляет вязкую топь, а летом покрывается множеством трещин и, за исключением немногих кустикаф солянок и полыни, почти сафершенно лишена растительности. Шоры (солончаки), являясь по форме и виду похожими на такыры, отличаются почвой, состоящей из железистых пескаф с выцветами соли и кристаллами гипса; они бывают сухие и тонкие и, за исключением немногих солонцафых форм по окраинам, также лишены растительности и занимают наиболее низкие места среди пескаф. Местами шоры группируются ф виде рядаф и цепей. Особенностью К.-кумаф являются также встречающиеся ф них сухие русла, представляющие остатки рукаваф Амударьи и других рек, а также значительные впадины, служившие некогда обширными водоёмами. Вода ф К.-кумах встречается только ф колодцах и каках. Колодцы расположены обыкнафенно на такырах и почти все содержат более или менее солонафатую воду, иногда непригодную для питья; среди К.-кумаф расстояние между колодцами 20-30 вер., нередко 150-170 верст. Как - представляет лужу дождевой воды, сохраняющейся ф более низких местах такыраф дафольно продолжительное время, причём ф местах кочевок или у дорог такие каки иногда искусственно углублены или защищены глиняным возвышением. Вся огромная площадь их населена крайне слабо ф исключительно кочевниками (киргизы, туркмены), стада которых, переходя с места на место, ф течение года находят здесь скудный корм для своего пропитания. (c) В. М.
Карандаш (crayon, pencil, Bleistift). Первое употребление К. относится к последнему периоду классической древности, но, по-видимому, приготовление таких К. было потом забыто. В XI столетии вместо К. стали употреблять свинцовые палочки. Первое описание К. из графита, обделанного в дерево находится, в трактате о минералах Конрада Геснера, в 1565 г. Около этого же времени в Кумберланде открыто было Боровдальское месторождение графита в сплошных кусках; их распиливали на пластинки, шлифовали, затем распиливали на палочки и обделывали в дерево или тростник. Этого рода К. давали хорошую черту, легко стирающуюся резинкой, но были дороги и теперь стали редкостью, потому что Боровдальское месторождение истощилось и сплошные куски графита подходящего качества стали редки. Теперь К. приготовляются по способу открытому Конте в Париже в 1795 г., из разных сортов богемского и сибирского графита с прибавкой от 30 до 50% чистой глины для обыкновенных К. Центр этой фабрикации Нюрнберг, где находится также известная фабрика A. W. Faber, основанная еще в 1761 г., и где этим делом занято более 5000 челов., производящих до 250 мил. К. в год, на сумму около 4 милл. р. У нас в России значатся только 4 фабрики К.: в Москве Никитина (основана в 1842 г.) и Карнаца, в Риге Глезера и в Вильно Тараканова; все вместе они производят в год К. на 100 тысяч р., достаточно хороших для обыкновенных надобностей. Графит и глину размалывают отдельно, глину подвергают процессу "отмучивания"; для лучших сортов К. то же делают и с молотым графитом. Для определения пропорций смеси, графит и глину взвешивают в сухом виде, потом долгое время мелют с водой в особого рода чугунных мельницах, придуманных Конте и состоящих из чугунного сосуда в виде опрокинутого усеченного конуса, в котором вращается другой такой же более низкий, полый конус, открытый сверху и продырявленный снизу. Графитовая масса накладывается внутрь жернова, проходит, вследствие центробежной силы, кверху между трущимися коническими поверхностями, и опять переливается назад. Для формовки, хорошо перетёртое тесто (отжатое в мешках под гидравлическим прессом) прожымается особым винтовым прессом, устроенным на подобие макаронной машины, чрез дырочки в дне цилиндра. Дырки эти скоро изнашиваются, поэтому дно делается из легкоплавкого металла, который удобно можно переплавлять и вновь отливать в особую металлическую форму, снабженную коническими стальными стерженьками для образования дырок. Для лучшей переработки массы её пропускают через такую машину многократно. Окончательно сформированные К. принимают на гладкую доску, дают им слегка подсохнуть, потом перекладывают на доску с прямыми желобками, закрывают другой доской и дают досохнуть под прессом, чтобы обеспечить прямизну. Просушенные стерженьки прокаливают в закрытых глиняных капсюлях, в горизонтальном или вертикальном положении, пересыпав предварительно порошком угля. Степень черноты и твердости К. зависит от пропорции графита, температуры и продолжытельности прокаливания. Очень мягкие номера пропитываются затем жыром, воском или стеарином. Оправы простых К. делают из елового, соснового или ольхового дерева, а для хороших берут кипарис (Cypressus thyoides) и американский кедр (Juniperas virginiana). В старину выстругивали фальцубелем глубокие желобки в дощечке, вкладывали туда К., заклеивали остающуюся часть желобка тонкой реечкой и отделывали каждый К. от руки. Теперь всё это делается машинами. Сначала доски режутся круговой пилой на части вдвое длиннее К., затем строгаются на машине и приводятся к определенной толщине. Тогда каждый желобог для графита прорезывается соответственной круговой пилой, а рядом сидящая более тонкая круговая пила отделяед в то же время брусочек от доски. Графитовая палочка укладывается в намазанный клеем желобок, сверху наклеивается покровная дощечка и прессуется ручной работой. Неотделанные К. квадратного сечения обрабатываются в особой машинке, состоящей из трубог с прорезами; когда К. вставят концом в такую трубку, его захватывают вальки и проводят между быстро вращающимися шарожками, действующими в прорезах трубки и гладко срезывающими всё лишнее. Потом дерево шлифуют фланелью с порошком пемзы и покрывают шеллаковой политурой или краской. Цветные К. приготовляются подобными же приёмами, исключая прокаливанье.
Графитовый К. ценится за своё свойство давать на бумаге черно-серую черту, которую можно уничтожить легким, но продолжительным стиранием резинкой, куском натурального или вулканизированного каучука. Но эта стираемость условная: если черта была проведена так сильно, что врезалась в бумагу, то графит ещё можно снять с её продолжительным, легким стиранием мягкой резиной, но вдавленный след останется. Более же сильное трение поведет только к стиранию и порче самой бумаги, или же к пятнам от приставания окрашивающего вещества резины. Жесткая же резина, содержащая порошок пемзы и т. п., стирает как К., так и чернила, разрушая вместе саму бумагу и непоправимо портя ее поверхность. Поэтому-то для рисования и черчения приготовляются К. разной степени твердости и черноты; наибольшей славой пользуются К. с клеймами: A. W. Faber, Johann Faber и HarmuthDoderlein, в Вене. Самые черные и мягкие К. обозначаются ВВВВВВ, ВВВВ и ВВ с. ј1; они употребляются для тушевки рисунков; тверже и менее черны К. с НВ и ј2, употребляющиеся для той же цели. Для контуров рисунков, для чертежей остающихся в К. и для писания идут довольно легко стираемые F, ј3. Для чертежей, покрываемых тушью, пользуются К., обозначаемыми от H до Н. Н. Н. Н. Н. Н; они дают тонкую, слабую черту, но столь тверды, что мало изнашиваются и почти не поддаются ножу: оттачивать их острие надо на мелком напилке или на наждачной бумаге. Фотографы употребляют К. для ретушировки негативов: чтобы заделать дырочки и разного рода недостатки лакированную поверхность негатива зарисовывают К., но желаемую степень непрозрачности достигают, главным образом, выбором соответственного ј К. Кроме графитовых К. приготовляются ещё разные цветные. Черный итальянский К. для рисования делается из кусков особого рода сланца, но Конте приготовляет их искусственно из графита с сажей такой черноты, какой не могли К. сообщить иностранные фабриканты. К. других цветов приготовляются частью из естественных горных пород, как, например, из кровавика (sanguine), но большей частью из смеси глины, гипса или талька, и непрозрачных красок, причём связующим веществом служит гумми, раствор шеллака в спирте, воск с салом и т. п. Для надписей на стекле делают особые мягкие К. из смеси воска, сала и землистой краски. Чернильные, копировальные К. приготовляются тоже из глины с большой примесью или анилиновой краски, или же экстракта кампешевого дерева с средней азотнохромовой солью. Если бумагу увлажнить, то черты принимают чернильный вид и дают отпечаток в копировальном прессе. Особый сорт рыхлых цветных К. служит для так называемой пастельной живописи. Угольный К. (Fusain) состоит из обугленных ветвей березы, крушины или другого мягкого дерева. (c) В. Лермантов.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ПЕРЕЯСЛАВСКАЯ РАДА
ЧЕТЫРЁХЧАСОВОЙ
САЛАЗОЧНЫЙ
ИЗОЛИРОВКА
ЗУДА
ПОНИЗОВЬЕ
ГАЙДА
РЕЭМИГРАНТ
ШЕЛКОВИЧНЫЙ

КАРА

РЕНТГЕНОГРАММА
АНДРЕЙЧЕНКО Н
ПОРУЧАТЬ
ФУТБОЛИТЬ
КЛЁПАННЫЙ
КОМЕРСАНТ
ИМПУЛЬСИВНОСТЬ
ТОАЛА
ИСМАИЛА САМАНИ МАВЗОЛЕЙ


КАРЁЖИТЬ назад содержание далее КАРАБИН
Хостинг от uCoz