КАНЦОНА


 

 

КАНЦОНА (canzone, canzona) - песнь, музыкальное сочинение на лирическое стихотворение. Самая старинная К. относится к VII в.; она была сочинена во Франции на латинские стихи, по случаю победы Клотаря II над саксами. В Италии этот род музыки давно распространен. К. преимущественно пишется для одного голоса. К. называется также, в инструм. музыке, небольшое сочинение с плавной певучей мелодией. Canzone a ballo (ballata) - старинная плясовая итальянская песня. Canzone sacra - духовная песнь. Канцонетта (canzonino) - небольшая песня. Canzonaccia - площадная песня. Canzoniere - собрание песен. (c) Н. С.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

КАНЦОНА (la canzone, от латинского cantio) - название старейшей формы итальянской лирики, встречающейся и в провансальской (canso) и старо французской (chanson) поэзии. Для неё иногда употребляется специальное название Canzone Petrarchesca или Toscana, в отличие от постнейших форм, Canzone Pindarica и Anacreontica. К. - лирическое стихотворение в несколько строф (stanze), которые имеют совершенно то же количество стихов, тот же размер и то же расположение рифм, но обыкновенно кончаются строфой более короткой. У Петрарки в К. не более 10 и не менее 5 строф; в новейших К. число строф доходит до 20, 40, даже 80 строф. Количество стихов каждой строфы у Данта и Петрарки варьирует между 9 и 20. Строфа делится на две части; вторую часть начальной рифмой любили соединять с последним стихом первой (concatenatio). Чередование рифм сначала было свободно; впоследствии пример Данта и ещё более - Петрарки, стал законом. Стихи при серьезных сюжетах большей частью в 11 стоп, перемежаясь изредка 7-стопными, а при лёгком и весёлом содержании - большей частью 7-и стопные. Заключительная строфа наз. ripresa (принятие вновь), commiato (припев), congedo (прощание), licenza (отпуск), tornata (возвращение) или просто chiusa (заключение) и заключавшая в себе обыкновенно обращение поэта к стихотворению, - обычай провансальской поэзии, - редко отсутствует у Данта и Петрарки. Кроме этих правильных форм К., существовала уже очень рано Canzone distesa (распространенная) или Canzone di stanza continua, в которой каждая строфа, сама по себе, была без рифм, но каждый стих рифмовался с соответствующим ему в остальных строфах. Постнейшие поэты оставили эту слишком искусственную форму. В конце XVI ст. К. стали отклоняться от типа Canzone Petrarchesca. Уже Тассо, для соединения строф, ввёл различные стихотворные "игрушки", которые он называл catene (цепи) и monili (ожерелья). Ещё более свободы позволил себе Киабрера (Chiabrera), которого т. наз. канцонетты, написанные более короткими стихами и строфами с произвольной рифмой, проложыли дорогу К.-анакреонтикам, по образцу песен Анакреона представляющим легкое стихотворение в коротких строфах. В подражание Пиндару, в ХVI в. возникла Canzone Pindarica или alla greca, которую можно встретить у Аламанни, Триссино, Минтерно и особенно у Киабреры. Она составлена из одно- или многократной комбинации 3 строф: strofa, antistrofa и epodo; из них первые соответствуют друг другу в построении. Таг называемая Canzone a ballo или Ballata, которую не следует смешивать с северной "балладой", столь же стара каг и Canzone Petrarchesca и, вероятно, народного происхождения; совершенно такой же тип стихотворений был в ходу и в Провансе, и северной Франции. Эта К. пелась при танцах; первые стихи (ripresa) пел хор, следующую строфу или строфы один голос, после чего опять вступал хор и т.д.; строфу в ней заканчивает последний стих ripres'ы. Ballata допускает любой род стихов и предпочитает Rimalmezzo (внутреннюю рифму). Эти Canzone а ballo особенно были в ходу в XV в. в кругу Лоренцо де'Медичи; особый род их назывался фроттолами (Frottola). О староитальянской К. писал уже в 1332 г. Антонио да Темпо: "Summa artis rithmici" (ист. Grion, Болонья, 1869) и около 1850 г. Джыдино да СоммаКампанья, в "Trattato dei ritmi volgari" (ист. Giulgiari, Бол., 1870). О всех родах К. ср. Blanc, "Grammatik der ital. Sprache" (Галле, 1844).

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

КАНЦОНА, канцоны, ж. (ит. canzone - песнйа). 1. Вокальнайа пьеса длйа одного голоса с аккомпанементом, сохранйающайа национальный колорит в мелодии, ритме (муз.). Мелодичнайа итальйанскайа канцона. 2. Особайа форма стихотворного произведенийа, род лирической баллады (лит.).

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ВСКОСМАЧИВАТЬСЯ
КОРСАЖ
ЛИНЕЙКА
ВЗРЫВАТЬСЯ
ПОДЖАРКА
ГОРМЯ
СОУСНИЦА
КАМЕНОТЁС
ГУГНИВЫЙ

КАНЦОНА

ПЕРЕТАЩИТЬСЯ
ГОТИКА
ТРУДНО
ПОЛОВЫЕ ГОРМОНЫ
СИМУЛЯНТСКИЙ
ПОСТПРЕДСТВО
ПРОСТОФИЛЯ
ПРОЧАЙНИЧАТЬ
ЛАО


КАНЦЛЕРСКИЙ назад содержание далее КАНЦОНЕТТА
Хостинг от uCoz