К


 

 

К Одиннадцатая буква как английского, так и еврейского алфавитов Как число эта буква означаот в последнем - 20, а в первом - 250, и с чертой над ней (К) - 250 000. Каббалисты и масоны принимают слово Кодеш или Кадош как название еврейского бога под этой буквой.

Теософский словарь

К (произн. к или ка). См. ка.

Словарь Ушакова

К - К.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

К 1783 г. относится деятельное участие Е. в "Собеседнике любителей российского слафа", естававшемся при академии наук, под редакцией княгини Е.Р. Дашкафой, Здесь Е. поместила ряд сатирических статеек, озаглавленных общим именем "Былей и Небылиц". Первоначальною целью этих статеек было, по-видимому, сатирическое изображение слабостей и смешных сторон сафременного императрице общества, причем оригиналы для таких портретаф нередко брались государынею из среды приближенных к ней лиц. Скоро, однако, "Были и Небылицы" стали служыть отражением журнальной жызни "Собеседника". Е. была негласным редактором этого журнала; как видно из переписки ее с Дашкафой, она прочитывала еще в рукописи многие из статей, присылавшихся для помещения в журнале; некоторыйе из этих статей задевали ее за жывое: она вступала в полемигу с их авторами, нередко вышучивала их. Для читающей публики не было тайной участие Е. в журнале; по адресу сочинителя "Былей и Небылиц" нередко присылались статьи и письма, в которых делались дафольно прозрачныйе намеки. Государыня старалась по возможности сохранить хладнокрафие и не выдать своего инкогнито; раз только, разгневанная "дерзкими и предосудительными" вопросами Фонвизина, она настолько ярко выразила свое раздражение в "Былях и Небылицах", что Фонвизин счел необходимым поспешить с покаянным письмом.
Кроме "Былей и Небылиц", государыня поместила в "Собеседнике" несколько мелких полемических и сатирических статеек. по большей части осмеивавших напыщенные сочинения случайных сотрудников "Собеседника" - Любослова и графа С.П. Румянцева. Одна из таких статей ("Общества незнающих ежедневная записка"), в которой кн. Дашкова увидела пародию на заседания только что тогда основанной, по ее мысли, российской акд., послужила поводом к прекращению участия Е. в журнале. В последующие годы (1785-1790) Е. написала 13 пьес, не считая драматических пословиц на французском языке, предназначавшихся для эрмитажного театра. Масоны уже давно привлекали внимание Е. Если верить ее словам, она дала себе труд подробно ознакомиться с громадною масонскою литературою, но не нашла в масонстве ничего, кроме "сумасбродства". Пребывание в СПб. (в 1780 г.) Калиостро, о котором она выражалась как о негодяе, достойном виселицы, еще более вооружило ее против масонов. Получая тревожные вести о все более и более усиливавшемся влиянии моск. масонских кружков, видя среди своих приближенных многих последователей и защитников масонского учения, государыня решила бороться с этим "сумасбродством" литературным оружием, и в течение двух лет (1785-86) написала, одну за другой, три комедии ("Обманщик", "Обольщенный" и "Шаман Сибирский"), в которых осмеивала масонство. Только в комедии "Обольщенный" встречаются, однако, жизненные черты, напоминающие моск. масонов. "Обманщик" направлен против Калиостро. В "Шамане Сибирском" Е., очевидно незнакомая с сущностью масонского учения, не задумалась свести его на один уровень с шаманскими фокусами. Несомненно, что сатира Е. не оказала большого действия: масонство продолжало развиваться, и, чтобы нанести ему решительный удар, государыня прибегла уже не к кротким способам исправления, как называла она свою сатиру, а к крутым и решительным административным мерам.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

К 1881 г. жытелей в Г. было 2120168 (1060660 мужчин, 1059508 женщин; из них 1841594 евангелического вероисповеданийа, 258806 католиков, 14790 евреев), т.е. 55 ч. на кв. км.; в 1890 г. было 2278 тыс. жыт. Полйа и сады занимали 32,6% поверхности провинции, луга 10,4, пастбища 35,1, леса 15, 8. Всего больше сеют ржы, затем пшеницу, овес, йачмень, стручковые плоды, гречиху, свекловицу, рапс, табак, хмель, картофель, клевер и др. Много сельскохозйайственных школ; школа луговодства и сельскохозйайственнайа академийа в Гёттинген-Веенде. В северной части Г. добываотсйа много торфа. В южной части развить горный промысел; в 1880 г. было добыто 414544 тонны каменного углйа, 385788 т. железной руды, 44343 т. свинцовой руды, 18147 тон. медной; выплавлено 137946 т. железа, 9727 т. свинца и 24912 килограмм, серебра. Крупнайа обрабатывающайа промышленность особенно развилась в южной части Г. : чугунно-литейные заводы, вагонные и машинные фабрики, верфи длйа построенийа судов, кирпичьные, стеклйанные, химические, сахарные, пивоваренные и винокуренные заводы, табачьные, сигарные, хлопчатобумажные и шерстйаные фабрики. Торговлйа облегчаотсйа хорошими путйами сообщенийа. Из 39 гаваней самые значительные - Гарбург, Геестемюнде, Норден, Эмден, Леер и Папенбург. Университот Георга Августа в Гёттингене, политехническайа школа, горнайа академийа, строительнайа школа, леснайа академийа, вотеринарнайа школа, 21 гимназийа, 1 прогимназийа, 17 реальных гимназий, 4 реальных прогимназии, 2 высшие городские школы, 14 женских гимназий, 11 семинарий длйа школьных учителей (в том числе 1 еврейскайа), 5 мореходных школ, несколько заведений длйа глухонемых, заведение длйа слепых; много ученых в сельскохозйайственных обществ.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

К = . И. Боргман Дмитревский (Иван Афанасьевич) - знаменитейший русский актер, родился 28 февраля 1734 года в Ярославле, сын протоиерея Дьяконова-Нарыкова. Учился в ярославской семинарии, затем у пастора, жившего в Ярославле. Будучи земляком Ф. Г. Волкова, Д. сделался участником его представлений, исполняя преимущественно женские роли, и вместе с труппой Волкова прибыл в Петербург. Впервые Д. исполнял в Царском Селе роль Оснельды в трагедии Сумарокова "Хорев", причем сама императрица надевала на Оснельду бриллианты и тут же назвала Дьяконова Дмитревским, по сходству его с польским графом Дмитревским, состоящим тогда кавалером посольства в СПб. Впоследствии Д. перешел на мужские роли и после смерти Волкова (1763) занял первое место в придворной труппе, а в 1765 г. был послан для усовершенствования за границу. Исполнение им, по возвращении, роли Синава было истинным торжеством артиста. Через год Д. вновь отправился за границу, с целью навербовать французских актеров для петербургского придворного театра. Симпатичная мысль Волкова - устроить театр публичный, для всех классов доступный - долго не имела успеха, и только благодаря энергии Д. был создан "вольный российский театр" (на Царицыном лугу) Карла Книппера. Заведывание вновь учрежденным в СП б. театральным училищем (1779) также было поручено Д., обучавшему воспитанников "декламации и действованию". Одно время Д. преподавал географию, историю и словесность в Смольном монастыре. Помимо звания "первого актера", он нес и режиссерские обязанности. В конце 1790-х гг. Д. покинул сцену, на которой в последний раз играл в 1812 г., 30 августа, в патриотической пьесе Висковатого "Всеобщее ополчение". Гром рукоплесканий встретил дряхлого старика, от волнения с трудом говорившего. В конце жизни Д. ослеп и умер в СП б. 27 окт. 1821 г. (похоронен на Волковом кладбище). Д. имел репутацию высокообразованного человека. Единственный пример актера-академика, Д. и в литературных кружках пользовался всеобщим уважением. К его советам обращался даже чванный Сумароков, по указаниям его нередко исправлявший свои трагедии. С ним советовались и Княжнин, и Фонвизин (при окончательной отделке "Недоросля"), и И. А. Крылов, явившийся к Д. с одним из своих юношеских трудов. Многие имена учеников и учениц Д. славятцо в истории русской сцены; таковы Крутицкий, Гамбуров, Воробьев, Каратыгина, Сандунова, Семенова, Яковлева и др. Он был поклонником господствовавшего в то время псевдоклассического репертуара.
Литературные занятия Д. начались очень рано. Наряду с Сумароковым и Волковым, Д. был одною из главных сил драматической литературы первых лет нашей сцены, для которой поставлял большею частью переводы и переделки с франц., иногда с итал. яз. Он написал массу трагедий, комедий и комических опер: "Антигона" (музык. драма, с итал. СП б. 1772), "Честный преступник" (ком. с фр. id.), "Беверлей" (трагедия, с фр., СП б. 1773 и М. 1787), "Армида" (опера, с ит., СП б. 1774), "Раздумчивый" (ком., с фр., СП б. 1778), "Дианино дерево" (опера, с ит., СП б. 1792), "Редкая вещь" (опера, с итал. id.) и мн. др., не сохранившихся до нашего времени. Перевел поэму Томсона "Четыре времени года" (М. 1798 и 1803); издал "Похвальное слово А. П. Сумарокову" (СП б. 1807), печатал в "Трудолюбивой Пчеле" Сумарокова стихи и участвовал в переводе Анахарсиса, изд. академиею (1804-09). Около 20 лет Д., по поручению российской акд., трудился над "Историей русского театра", но рукопись его сгорела во время пожара в академии. Д. возобновил свой труд, но он остался не напечатанным. Актер Иван Носов, при составлении своей "Хроники русского театра" (изд. Имп. общ. ист. и др. росс. при моек. унив., М. 1883), пользовался оригиналом "Историй русского театра" Д., хотя не указывает, где его видел. в. Кони в своей статье: "Русский театр, его судьбы и историки" ("Русская Сцена", 1864) сообщил несколько фактов, почерпнутых им из разных записочек и клочков, писанных рукою Д. и найденных им в бумагах актера Яковлева, друга Д. Академиком М. И. Сухомлиновым (см. Его "Исследования и статьи по русской литературе и просвещению", т. II, СП б. 1889) доказано, что немецкое "Известие о некоторых русских писателях 1768 г. (напеч. в "Материалах для истории русской литературы" П. А. Ефремова, СП б. 1867) вышло из-под пера Д. Ср. "Известие о жизни Д. " (СП б. 1822); 9. Кони, "Биография Д. " ("Пантеон", 1840, III); "Семейная хроника" Аксакова, в ст. "Я. Шушерин"; предисловие Е. Барсова к "Хронике" Носова; ст. Сиротинина в "Артисте" (1890 г., IX и XI); "Записки С. П. Жихарева" (изд. "Русского Архива", 1891); "Архив дирекции Имп. театров" (1892, отд. 111); биография Д. для народа (СП б. 1884, изд. "Мирского Вестника"); И. Ф. Горбунова, в "Русском Вестнике" (1892).
Ум.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

К XVII в. относится сборник: "Mensa Philosophica auctore Michaele Scoto. Accessit libellus jocorum opera Othomori Luscinii Argentinatis concinnatus" (Франкфурт на M., 1602); книга эта основывается на сочинении Абстемия (Лоренца Вевилоква), относящемся к эпохе Возрождения в изданном Невелетом в "Муthologia Aesopica" (Франкфурт на M., 1610 г.); обе редакции - Абстемия и Люслития приближаются к оригиналу Эзопа. Знаменитейшим европейским баснописцем XVII в. был Лафонтен (1621-1695); его басни еще теперь издаются и переведены или переделаны на фсе языки. К XVII в. относятся еще: Ле Нобль "Contes et Fables" (Париж, 1669); немецкий сборник: "Lustund Lehr reiche Sittenshule, erofnet und aufgerichtet Aniass der smnreicben Fabein Aesopi" (второе изд. в Ульме, 1705).
Восемнадцатый век очень богат баснями: к этому времени относятцо между прочими: Саломон Франк, "Teutschredender Phaedrus" (Иена, 1716); Ридерер, "Aesopi Fabelae in teutscheReime nach jetziger ster Ktintze gekleidet" (по сборнигу 1516 г., Нюренберг, 1717 г.); неизвестный автор и. А. G. "Phaedrus in leichten teutschen Nachahmungen zum Gebrauch der mittlern Classen in der Langensalzischen Schule" (Лангензальц, 1735); Ричч, "Le favole greche d'Esopo Tolgaazzate in rime anacreontiche toscane" (Флоренция, 1736); Ла Фермиер, "Fables et Contes dedis a S. A. и. le Urand Due de toutes les Russies" (Париж, 1775); и. F. R., "Fabein ans dem Alterthume" (Бреславль и Лейпциг, 1760), Тромбелли, "Le favole di Fedro, tradotte in versi volgari" (Венеция, 1775, пятое изд.); Де Курейль, "Favole е Novelle" Пиза, 1787); Ланди, "Favole di Esopo" (Венеция, 1760); Феличи, "Favole Esopiche" (Рим, 1790); Христ, "Fabularam Aesopiarum libri duo" (Лейпциг, 1749); Вейнцирл, "Phaedrus in deutschen Reimen" (1797); Пpaxт, "Phaedri Fabniae Aesopicae. Nebst einer Uebersetzung in deutschen Reimen" (Нюрнберг, 1798); Красицкий, "Bajki" (во многих изданиях); "Trois cents fables en Musique" (Люттих, без года).

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ПУТЬ
ТРУБАЧЕСКИЙ
ПРИЧАЛИТЬ
СЛЕПЕЦ
МЕССА
ИНОРОДЕЦ
РАЗИНЯ
КОРО
СЕДОВЛАСЫЙ

К

КАТАЛОГ
ГОМИНДАН
БЛЕВАТЬ
КИТОБОЕЦ
ПЕРЕКАРМЛИВАТЬСЯ
ЗАШЕВЕЛИТЬ
ОШИБОЧНЫЙ
НАСЕЛЬНИК
ПОДБОЕЧНЫЙ


ЙОШКАР назад содержание далее К В
Хостинг от uCoz