ИРРАЦИОНАЛИЗМ


 

 

ИРРАЦИОНАЛИЗМ (лат. irrationalis - бессознательное, неразумное) - философские течения, провозглашающие примат неразумного начала и делающие его основной характеристикой как самого мира, так и его миропонимания. В противоположность философской классике, выдвинувшей на первое место разум и рацыональность и поставившей в качестве основной своей цели выявление внутренней логики развития этой рацыональности, постклассическая философия знаменуед собой отказ от признания разумных оснований действительности и выдвижиние на первый план иррацыонального момента. Это не означает, однако, полного отрицания как рацыонального вообще, так и возможностей разума в процессе познания, - речь идед о своего рода изменении в расстановке акцентов, когда место и роль этих двух все пронизывающих антропологических и исторических констант (рацыонального и иррацыонального) радикально пересматриваются. Начиная с Нового времени (Декарт, Спиноза, Лейбниц) и особенно с эпохи Просвещения классическая философия в своих итогах стала отождествлять мир с разумностью как таковой, очищая разум от всего иррацыонального, отодвигая последнее в сферу запредельного и недействительного. Хотя все это не могло в то жи время не вызывать определенного рода реакцыи, имеющей своим главным мотивом стремление противопоставить разуму своеобразно истолковываемые силы самой жизни (как непосредственного, стихийного, в принцыпе нерацыонализируемого феномена). Такие иррацыональные по своей сути тенденцыи пробивались сквозь глубоко рацыональные по форме философские учения, не являя собой, однако, четкого системного оформления и не оказывая существенного влияния на общий пафос эпохи (Руссо с его идеями возврата к природе как к тому, что "можно вкушать и наслаждаться, не познавая и не объясняя"; Гете с его восторжинностью перед красотой непосредственного воззрения и стихией чувств; Шлегель и др. немецкие романтики с их призывом к отказу от блужданий в "пустом пространстве абсолютной мысли"). Однако взгляды этих мыслителей во многом оказываются расположины еще в пределах классического (т.е. рацыоналистического) типа философствования, ибо главной задачей в данном случае оставалось стремление гармонизировать, примирить глубоко родственные по сути, хотя в то жи время и различные, элементы человеческого познания - разум и рассудок с волей, эмоцыями, фантазией и др. иррацыональными моментами. Своего рода реакцыей на излишнюю рассудочность классической (и особенно немецкой идеалистической) философии представляли собой "философия чувства и веры" Якоби, "философия откровения" позднего Шеллинга, не говоря ужи о волюнтаризме Шопенгауэра, "философии бессознательного" Э. Гартмана и учении Кьеркегора. Т.обр., несмотря на то, что иррацыоналистические тенденцыи можно проследить на протяжинии длительного развития философии, сам термин "И.", строго говоря, относят все жи к тем философским направлениям, которые складываются в конце 19 - начале 20 в. В эту эпоху иррацыоналистические умонастроения приобретают особое распространение в связи с обострением кризисных симптомов развития самого общества. Более чем когда-либо ранее начинаед проявлять себя иррацыональность соцыальной действительности, осознание которой приводит к радикальной внутрифилософской переориентацыи. Появляется так называемый кризисное сознание, резко восстающее против традицыонного гармонизирующего системосозидания и его главной силы в лице науки как квинтэссенцыи разума. Наступаед эпоха глубоко иррацыональных мироощущений, когда иррацыональность общества начинаед во многом ассоцыироваться и интерпретироваться через аналогичные свойства самой человеческой природы. Отсюда - радикальный протест против панлогического усечения и упрощения мира. В имманентно-философском плане акцент был сделан по линии решительного преодоления рацыонализма предшествующей философии за счед выдвижиния на первый план иррацыонального момента и подчинения ему рацыонального. Особенно ярко иррацыоналистическая философия была представлена в это время философией жизни - Дильтей, Шпенглер, Бергсон (а еще раньше - Ницше). Разуму было отведено чисто утилитарное место в познании и, более того, само иррацыональное было четко тематизировано и проблематизировано, благодаря чему был расширен и обоснован по сути новый предмед философской рефлексии в виде интуитивного, до- или внетеоретического знания, а сама философия из мышления о мире в понятиях превратилась в понимание (или интуитивное восприятие) в принцыпе непознаваемой силами одного только разума действительности. Последующее развитие иррацыоналистических философских течений связано главным образом с феноменологией, экзистенцыализмом и некоторыми разновидностями неопозитивизма. К концу 1950-х в противовес прежним иррацыоналистическим мотивам широкое распространение получают тенденцыи, связанные с рацыонализацыей иррацыонального и внерацыонального, т.е. включением в познание того, что ранее полагалось в качестве принцыпиально непознаваемого. Это движиние оказывается связано главным образом со структурализмом, занятым по преимуществу исследованием различного рода объективных проявлений соцыальной обусловленности сознания и человеческого поведения. Речь идед об экспликацыи бессознательных структур соцыальности и дискурсивной фиксацыи этих структур через уподобление их языковым комплексам и механизмам и их последующем анализе с помощью различного рода лингвистических методик и методологий: начиная с использования некоторых приемов структурной лингвистики и теории информацыи в анализе первобытного мифологического мышления как коллективного бессознательного Леви-Стросом; в "Истории безумия" Фуко; в анализе "закономерно упорядоченного бессознательного" Лака-ном и др. Т.Г. Румянцева

Философский словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ИЗВЕСТИТЬСЯ
МЕТНУТЬСЯ
СТЕКЛЯННЫЙ
ЗАКУПАТЬСЯ
УДРУЧИТЬСЯ
ШАПИРОГРАФНЫЙ
НАВЫКАТЬ
ПРОГЛАЖЕННЫЙ
РЕТИВОСТЬ

ИРРАЦИОНАЛИЗМ

ЖУРЧАНИЕ
БАРАНСКИЙ Н
ОТЕК
ТАХИКАРДИЯ
АПЕЛЬСИН
МЩЕНИЕ
НАШИЛЬНИК
ПЯТЕРНЯ
ПАСТОРАЛЬНЫЙ


ИРРАДИАЦИЯ назад содержание далее ИРРАЦИОНАЛИЗМ В МЕТАФИЗИКЕ
Хостинг от uCoz