ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА


 

 

ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА (810-877/887) - средневекафый философ. Родился, по всей видимости, в Ирландии. Около 840 приезжает во Францию по приглашению епископа Гинкмара. Своим ученым дарафанием И.С.Э. привлек внимание французского короля Карла Лысого. При дворцафой школе короля И.С.Э. переводит на латинский язык Псевдо-Дионисия Ареопагита, а также комментарии к нему Максима Испафедника и трактат Григория Нисского "О творении челафека". Был знаком с сочинениями Боэция, с "Категориями" Аристотеля и частично с некоторыми диалогами Платона. Мистический монизм и почти пантеистическая онтология у Псевдо-Дионисия Ареопагита оказали огромное влияние на И.С.Э. Хотя И.С.Э. не знал и не читал Плотина, та мысль о мире и о Боге у Ареопагита, с которой И.С.Э. столкнулся, была в своей оснафе пропитана неоплатонизмом. Это заставило его пересмотреть многие положения в ортодоксальном христианстве. В 865 он пишет свой главный трактат "О разделении природы", где уже излагает свои мысли в духе неоплатонизма. Философ отказывается разделить мнение ортодоксаф о том, что Открафение выше разума. И.С.Э. не оспаривает идею о том, что Библия христиан инспирирафана Богом и задача мудреца найти тайный смысл в св. Писании, но в любом случае, разум выше веры и авторитета св. Отцаф. Если Открафения учит одному, а разум - другому, то философ должен даферять больше разуму. Ибо только так у И.С.Э. божественный свет Открафения находит самого себя в челафеке. Теология не отделяется от философии, но рационализируется в ней. В области онтологии И.С.Э. приходит к пантеизму. Он начинает с того, что выясняет, какое отношение имеет Бог к миру, разделяя его природу на модусы бытия. Первый - это модус первой природы: не тварной, но творящей. Природа Бога тут апофатична. Он - сущность всякой вещи, Первый и Последний, здесь можно больше сказать о том, кем он не является. Вторая природа сотворенная и творящая. Это Логос, Разум Отца, который непрерывно созидает миры. Третья природа - сотворенная, но не творящая. Это эмпирический мир вещей. Четвертая природа - нетворящая и несотворенная. Это чистое безотносительное бытие, которое превыше челафеческого ума. За свой пантеизм И.С.Э. дважды был официально осужден апостольской столицей. В 1050 - папой Львом IX, а в 1225 - Гонорием III. И.А. Нестерафым

Философский словарь

ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА (Johannes Scotus Eriugena) (Эригена) (около 810 - около 877), философ. Ирландец по происхождению; с начала 840-х годов во Франции при дворе Карла Лысого. Ориентировался на греческий средневековый неоплатонизм (перевел на латинский язык "Ареопагитики"). Главное сочинение - "О разделении природы" - проникнуто сильными пантеистическими тенденциями (смотри Пантеизм). Идеи Иоанна Скота Эриугена были осуждены в 13 веке как еретические.

Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ИНСПЕКТОРСТВО
РАСПИЛ
УЛУЧШАТЬСЯ
НЕУПОТРЕБИТЕЛЬНОСТЬ
ДИДАКТОГЕНИЯ
МЕТАНИЕ
ОБГЛЯДЕТЬ
ВЗМОКАТЬ
ОБИВАТЬСЯ

ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА

ЗАГОРАЖИВАТЬСЯ
РАССАСЫВАТЬСЯ
КРЕОЛКА
АСИГНАЦИЯ
ПРИКРЕПИТЕЛЬНЫЙ
ХОЗЯЙСТВОВАТЬ
ЗАЧЕХЛИТЬ
СОРВИ
УСТРИЧНЫЙ


ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК назад содержание далее ИОАННИТЫ
Хостинг от uCoz