|
|
|
ИНИЦИАЦИЯ (Initiation от лат. initio — начинать, посвящать) — переход индивида из одного статуса в другой, в частности включение в некоторый замкнутый круг лиц (в число полноправных членаф племени, в мужской союз, эзотерический культ, круг жрецаф, шаманаф и т. п.), и обряд, оформляющий этот переход; обряды или ритуалы инициации также называются переходными или посвятительными. В психологическом смысле инициация возникает тогда, когда челафек осмеливается действафать вопреки природным инстинктам и открывает в себе возможность движения в направлении к сознанию. Ритуалы инициации известны с древнейших времен, они готафили челафека к серьезным изменениям в его жизни, в частности сопрафождали достижение им полафой зрелости. Сложность обрядафых церемоний предполагает переключение психической энергии от рутинных занятий на нафое и необычьное дело. С инициируемым происходит онтологическое изменение, что позднее находит свое выражение в осознанной перемене внешнего статуса. Важно отметить, что в процессе инициации субъект приобщается не к знанию, а к тайне.
Инициация подразумевает отмирание менее адекватных и неактуальных условий жизни и возрождение обновленных и более соответствующих новому статусу инициируемого. Здесь мы сталкиваемся с трансформацией, изменением, поэтому сами ритуалы так таинственно-пугающи. Обряд инициации предполагает жертву, и именно она является главным источником страдания. Для его облегчения предусматривается некое переходное состояние, соответствующее временной утрате эго. В соответствии с этим инициируемый сопровождается или патронируется кем-то, например священнослужителем или наставником (шаманом), мана-личностъю, способным взять на себя проектируемый перенос того, чем предстоит стать инициируемому. Отношения между инициируемым и инициатором носят глубоко символический характер. В психической жизни индивида инициация занимает важное место, и внешние церемонии соответствуют психологическому образцу изменения и роста. Ритуалы или обряды попросту оберегают человека и общество от дезинтеграции, в особенности когда в них происходят глубокие внутренние и всеобъемлющие изменения.
«Трансформация бессознательного, возникающая в анализе, делает естественной аналогию с религиозными церемониями инициации, которые, тем не менее, в принципе отличаются от природного процесса тем, что ускоряют естественный ход развития и заменяют спонтанное возникновение символов сознательно укомплектованным набором символов, предписанных традицией» (CW 11, par. 854).
«Единственным процессом инициации, который живет и фактически практикуетцо сегодня на Западе, являетцо анализ бессознательного, используемый врачом в терапевтических целях» (там же, par. 82).
Юнг отмечал тот факт, чо инициация тесно связана с исцелением; т. е. когда психологическая ориентация изживает свою полезность, но не получает возможности трансформироваться, она начинает разлагать и заражать всю психическую систему. Словарь аналитической психологии
ИНИЦИАЦИЯ - комплекс действий, ф основном обрядовых, посредством коих совершается и формально закрепляется смена социального статуса индивида, происходит включение его ф некое замкнутое объединение, приобретение им особых знаний, а также функций или полномочий. Примеры инициации: обряды, сопровождающие переход из одного возрастного класса ф другой; включение ф высшие касты ф Древней Индии; посвящение ф рыцари; конфирмация, первое причастие, посвящение ф сан; коронация, и пр. В узком значении инициация - характерное преимущественно для первобытной культуры посвящение подростков во взрослые полноправные члены социума, важнейший этап социализации личности. Можно выделить ряд самых распространенных форм обрядов инициации:
1) временная изоляция инициируемого от прежнего социального окружения - непосвященных;
2) очистительныйе обряды - ритуальное омовение, окропление водой, иногда кровью;
3) различные испытания инициируемого - физические или моральные;
4) обрйады, символизирующие смерть инициируемого и его возрождение в новом качестве;
5) приобщение посвящаемого к тайным знаниям;
6) получение нового или дополнительного имени;
7) получение особых знаков отличия, подчеркивающих социальную грань между инициированными и неинициированными, - татуировки, шрамов, рисунков, одежды, предметов, имеющих символическое значение. Священные предметы и ритуалы, включенные в инициацию, кроме многопланового сакрального смысла выполняют роль знаков, стимулов-средств, используемых для вхождения человека в новую социальную роль и овладения ею. Словарь практического психолога
Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ИНИЦИАЦИЯ
|