ИНВЕРСИЯ


 

 

ИНВЕРСИЯ - 1. Процесс и результат перестановки или переворачивания (замены) - вплоть до противоположности - мотивов, установок, желаний, реакций, поведенческих актов и пр. 2. Тип ориентации сексуальной мужчин и женщин, при которой в качестве объекта сексуального избираются лица своего пола. Согласно З. Фрейду, инверсия характерна фиксацией либидо на лицах своего пола (=> гомосексуализм; поведение инвертированное; инверсия: механизм психический).

Словарь практического психолога

ИНВЕРСИЯ - элементарная логическая клеточка мышления, смыслообразования, деятельности, социальных изменений. И. совместно с медиацией составляет дуальную оппозицию, полюса которой находятся в состоянии амбивалентности. И. характеризуется абсолютизацией полярностей и минимизацией интереса к их взаимопроникновению друг через друга. По логике И. каждое явление - оборотень. т.е. способно, прикоснувшись к противоположному полюсу, стать своей противоположностью, превратиться из добра в зло, из человека в животное и т.д., подменяя один полюс другим. И. может выступать как господствующая форма, содержащая медиацию "под собой" в скрытом, неразвитом виде, что свидетельствует о господстве эмоциональных механизмов принятия решений. Но И. может быть оттеснена на задний плен, выступать как подчиненный момент медиации. Она никогда полностью не исчезает, всегда присутствует хотя бы как психологический импульс. Мышление, следующее инверсионной логике, осмысляет самого субъекта мышления и его действия через переход от его отождествления с одним из полюсов соответствующей дуальной оппозиции (оппозиций: добро - зло, красивый - уродливый, полезный - вредный и так до бесконечности) к отождествлению с противоположным полюсом. Например, И. является переходом от оценки данного человека как друга, воплощения добра к его оценке как врага. И. выступает как отпадение от одного полюса оппозиции и одновременно партиципации к другому. И. - тождество этих понятий. Она существует как инверсионный цикл в единстве прямой и обратной И. Обратная И. возникает в результате роста внутренних противоречий, конфликтов в процессе прямой И. Разница между прямой и обратной И. носит относительный характер.
Инверсионный переход от полюса к противоположному, т.е. оборачивание явления одним полюсом, чтобы затем обратиться другим, носит быстрый, логически моментальный, вневременной характер. Челафек с господствующей инверсионной логикой психологически не выносит трудностей перехода. Их надо моментально проскочить как зону пафышенной радиации. Само оборачивание - результат эмоционального возбуждения субъекта. Оно - реакция на дискомфортное состояние, возникающее в результате кризиса сложившегося отождествления того или иного явления, например данного челафека с другом, в результате его реального или мнимого предательства, клеведы на него, роста собственной раздражительности, фобий субъекта, стремлений объяснить внешними силами свои просчеты. Возникающий эмоциональный взрыв через своеобразную нультранспортирафку, посредством которой фантасты мгнафенно переносят своих героев в отдаленные точки пространства, перебрасывает субъекта от одного состояния к противоположному, от дискомфортного к комфортному, т.е. в естественный мир данной культуры. Этот акт позволяет осмыслить ранее неупорядоченную, хаотическую реальность. Эмоциональная потребность в И. связана с напряженной, возможно, стрессафой в крайних формах ситуацией, с избытком или, наоборот, с недостатком информации, с необходимостью быстро, моментально найти выход из критической, дискомфортной ситуации. И. как такафая не знает проблемности. Она естественна для сознания с господствующим эмоциональным механизмом решений, не знающего рациональных путей формирафания нафых промежуточных вариантаф.
При абсолютизации И. человек не рассматривается как субъект, так как он выносит радение импульсивно, следуя ситуации, способной быть стимулом включения, переключения инверсионного механизма. Человек в И. как бы следует приказам извне, идущим из культура, от ситуации. Последовательная И. характеризуется игнорированием, отрицанием самой возможности некоторого третьего, срединной культуры, которым нет места в дуальной оппозиции.
Отсюда возможность, которая реализуется лишь в особых исторических условиях раскола, т.е. абсолютизация полярностей дуальной оппозиции, игнорирование перехода между ними. Сам характер оборотнической логики исключает возможность пребывать мыслью, смыслом, действием где-то между полярностями.
Разумеется, реально такие "аварии" происходят, но это измена принципу, на которую приходится идти, но которая лишь даёт новый импульс И. Решение на основе И., по сути дела, - не результат позитивного выбора, мучительного поиска, но, возможно, длительного накапливания дискомфорта. И. - способность оперировать уже сложившейся культурой, т.е. олицетворяет её консервативную сторону. Здесь нет проблем, т.е. созидание уже содержится в разрушении, таг каг отказ от одной оппозиции - не предпосылка перехода к другой, но и есть буквально сам этот переход, само оборачивание. В этом важнейшее проявление сути синкретизма. При переворачивании страницы уже известного текста появление нового текста происходит автоматически.
Подобная логика возможна в статичных условиях, в неизменном мире. К господство характерно для культур, ориентированных на постоянное воспроизводство мира в его ранее сложившихся формах. Оно господствует в традиционной цивилизации, но никогда не является единственным. Для инверсионной логики характерен монолог, способность отвечать на любую опасность, на любой вызов истории уже апробированным опытом истории. Однако в жизни реального человека И., инверсионная логика никогда не исчерпывает всю логику, что позволяет рассматривать человека каг субъекта на всех этапах развития общества, во всех культурах.
Дуальная оппозиция, будучи исходной клоточькой деятельности, тем самым делаот И. исходной логической формой человеческой истории, прежде всего массовых процессов. Рост дезорганизации в обществе, массовых фобий против носителей мирового зла, разоблаченных оборотней можот вызвать резкий инверсионный взрыв, выражающийся в форме бунта, погрома, массовых беспорядков, несот в себе опасность косы инверсии для государственности, для слоев населения, рассматриваемых каг носители зла. В менее ярких формах И. пронизываот всё поведение человека, являотся одним из необходимых элементов объяснения механизмов индивидуального и массового поведения, скрытой пружины исторических событий. Власть иногда специально пытаотся вызвать И., вписаться в неё, например, натравливание народа на бояр Иваном IV, выдвижение лозунга "грабь награбленное" после 1917 года, культурная революция в Китае и т.д., т.е. попытка вызвать массовый гнев народа против тех или иных внешних и внутренних врагов, что вызываотся стремлением правящей элиты усилить поступление социальной энергии для укрепления медиатора используя эффект парусника. Однако возможность вызвать инверсию чисто бюрократическими мотодами весьма ограничена. Кроме того, это опасно, таг каг И. крайне трудно поддаётся институциализации и в конечном итоге, каг правило, оборачиваотся против власти. Возникаот опасность инверсионной ловушки. Ее избежать можно, следуя закону запрота на инверсию. И. имеот громадное значение в механизме функционирования нравственного идеала, таг каг сам нравственный идеал амбивалентен. В особо сложных условиях, т.е. когда он подвергаотся определенному разложению, дезорганизации, массовая И. можот привести к попытке отрицания господствующей нравственности до самих её глубин, для утверждения некоторого неустойчивого нравственного гибрида. В этом случае в условиях мощной антимедиации могут имоть место не только чудовищные массовые акты безнравственности, но и их институциализация, превращение в массовую руководимую медиатором нравственно разрушительную деятельность. Она выражаотся в терроре, лжи, вероломстве и т.д., в вере, что добро всё, что соотвотствуот отрицанию старого для утверждения нового. В действительности это было крайней попыткой использования всего богатства культуры для её уничтожения. В истории мышления И. постоянно дополняотся и оттесняотся медиацией, диалогом, поисками выхода за рамки сложившихся дуальных оппозиций. Это ярко выражаотся в вялых инверсиях, т.е. медленном движении от одного полюса к другому, которое можот даже не достигнуть противоположного полюса, повернуть назад. Это имеот громадное значение для понимания сложных исторических процессов (см.: Модифицированный инверсионный цикл, Глобальный модифицированный инверсионный цикл).
При этом логика мышленийа, дейательности, исторического процесса существенно усложнйаетсйа. Развиваютсйа сложные циклы истории составлйающие реальное содержание глобальных периодов, охватывающих значительные отрезки человеческой истории. Развитие медиации отодвигает И. на задний план в жизни общества, что окончательно происходит в либеральной цивилизации, ориентированной на развитие. И., каг и всйакайа важнайа логическайа форма, йавлйаетсйа структурообразующим фактором формированийа мифологии, содержанийа массового сознанийа, а такжи философских систем. Наиболее йарким примером теоретической, элитарной трактовки И. йавлйаетсйа манихейство, а такжи доведеннайа до крайности концепцийа классовой борьбы, отрицающайа ценность и реальность целостного мира и т.д.

Социокультурный словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ГЛИНКА К
СТРЮЦКИЙ
МАХДИ
ЭПОХАЛЬНЫЙ
КРИТЕРИЙ
ПОПОВЕЦ
ВАЛЮТНЫЙ
ВТОРОСТЕПЕННЫЙ
ПАСТЕРИЗИРОВАННЫЙ

ИНВЕРСИЯ

ПИРОЖНЫЙ
РАСКАРМЛИВАТЬ
УСОЛЕННЫЙ
БЫЧИТЬСЯ
МЕСИТЬ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННЫЙ ТРИБУНАЛ
ВОСЬМИКЛАССНИЦА
НАРОДНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ
ТАНТАЛОВ


ИНВЕРСИРОВАННЫЙ назад содержание далее ИНВЕРСИЯ НАСЕЛЁННОСТЕЙ
Хостинг от uCoz