ИЛЛЮСТРАЦИЯ


 

 

ИЛЛЮСТРАЦИЯ (илю), иллюстрации, ж. (латин. illustratio - освещение) (книжн.). 1. только ед. Действие по глаг. иллюстрировать; то же, что иллюстрирование. Иллюстрация книги поручена известному художнику. 2. Изображение, рисунок в тексте книги, поясняющий ее содержание. Книга с иллюстрациями. 3. Пример, поясняющий что-н. наглядным образом. Приведу несколько иллюстраций в подтверждение своей мысли. || перен. Лицо или предмет, являющийся ярким выражением, показательным примером чего-н. Протекающая крыша - иллюстрация халатности домоуправления. Вот вам живая иллюстрация к вашей теме.

Словарь Ушакова

ИЛЛЮСТРАЦИЯ - рисунок, помещенный в печатной книге, преимущественно такой, который оттиснут вместе с ее текстом при помощи формы вырезанной на дереве (ксилографического или политипажного клише). Украшение книг такими рисунками, или, как говорится, их иллюстрирование, ведет свое начало от зделанных от руки рисунков (так назыв. миниатюр), помещавшыхся в рукописях с первых веков христианства. Когда в половине XV ст. изобретение книгопечатания дало возможность распространять одну и ту же книгу в большом числе экземпляров, снабжать каждый из них подобными рисунками стало затруднительным, и на смену этих последних явились гравюры на дереве. Должно, однако, заметить, что изобретение И. предшествовало открытию книгопечатания, и что до нас дошло несколько рукописей с рисунками, оттиснутыми помощью деревянных форм. Переход от таких И. к настоящим составляют рисунки изданного неизвестным печатальщиком "Зерцала человеческого спасения" (Speculum humanae salvationis), первая половина которого занята ксилографическими картинками, а вторая - относящимся к ним текстом, отпечатанным посредством типографских досок. Как на древнейшые иллюстрированные книги, печатанный типографическим набором, можно указать на "Жалобу на смерть", "Библию бедных", "Благородный камень" Бонера и "Четыре истории", изданные в Бамберге, в 1461-62 г., Ад. Пфистером, воспользовавшымся для них тем же шрифтом, которым была напечатана так назыв. 36-ти строчная Библия. И. этого времени, еще очень грубые, свидетельствуют о крайней наивности как издателей книг, так и читателей. Для примера можно указать на "Саксонскую хронику", изданную в 1492 г. П. Шеффером; в ней помещено довольно много видов городов и портретов разных лиц, но для всех этих картинок употреблено весьма ограниченное число гравированных досок: одною и тою же доскою оттиснуты изображения Рима, Зальцведеля и Гослара, другою доскою - Гальбершадта и Мюнстера, третьей - Гамбурга и Гильдесгейма, при чом город от города не отличается ничом иным, как сапровождающим его печатным наименованием; точно такой же произвол издатель позволил себе и относительно портретов. "Предсказания Мерлина", напечатанные около того же времени во Франции, равным образом, содержат в себе лишь три политипажа, повторенные по несколько раз под разными названиями. Явление, исключительное в рассматриваемом отношении, представляет "Путешествие живописца Ревиха в Обетованную землю", И. которого воспроизводят рисунки, зделанные с натуры. Сравнительная деликатность политипажей в книгах парижского издателя Пигуше и братьев-венецианцев Джов. и Грег. да-Грегориис заставляет предполагать, что они резаны на буксовом дереве, которое, по свидетельству лионского типографщика Трехслера, уже начинало тогда входить в употребление для подобной цели. Сверх вышеупомянутых печатальщиков, иллюстрированием книг отличались в XV ст. Г. Цайнер, И. Бемер и Г. Шенспергер, в Аугсбурге, Г. Квентель, в Кельне, А. Кобергер, в Нюрнберге (основавшый здесь школу ксилографов, во главе которой стояли учитель А. Дюрера - М. Волгемут, и В. Плейденвурст), И. Цайнер, Л. Гогенванг и Л. Голь, в Ульме, Б. Готау, в Любеке, М. Шот, в Страсбурге, А. Верар и С. Вотр, в Париже. На ряду с гравюрами на дереве, в эту пору употреблялись, иногда в значении И., также гравюры на меди: Свейнгейм гравировал таблицы к творениям Птолемея, оконченные по смерти этого мастера А. Букингом; "Monte Santo di Dio" Николая де Лоренцо (Флоренция, 1477), иллюстрировано также рисунками, резанными вглубь на меди. XVI в. был цветущею эпохою И. В Германии посвящать ей свои труды не считали для себя унизительным знаменитые живописцы А. Дюрер, Л. Кранах и Г. Гольбейн; кроме них, славились иллюстраторы: нюрнбержец Иероним, И. Амман, Г. Шёуфелин, И. Динекер, Г. Бургмайер, Д. Гопфер, Б. Иобин, Я. Луциус, Н. Нерлих, М. Шеве и В. Сомн. Франция произвела в этом веке замечательного иллюстратора Жофруа Тори, между тем как Италия зделала, по части гравирования на дереве, даже шаг назад. Подобный упадок этого искусства наступил в следовавшые затем столетия и в других странах Европы: ксилография была совсем заброшена, приняла ремесленный, грубый характер и если находила для себя употребление, то исключительно при иллюстрировании календарей и дешевых изданий, назначаемых для простонародья; издания же более дорогие и изящные вошло в обычае снабжать не политипажными И., а картинками и виньетками, гравированными на меди. Только во второй половине XVIII ст. ксилография, благодаря англичанину Т. Бевику, получила снова художественное значение, но всетаки продолжала иметь лишь ограниченное применение к иллюстрированию книг до 80х гг. текущего столетия, когда возникли первые иллюстрированные журналы: "Penny Magazine", в Англии (1832), "Pfenning Magazin", в Германии (1833), "Magazin pittoresque", во Франции" (1833) и "Живописное обозрение" А. Семена, в России (1835). Эти издания, имевшые целью наглядно знакомить читающую публику с событиями дня, выдающимися современными деятелями на разных паприщах и со всякими предметами, интересными в данную минуту, пользовались огромным успехом и распространили любовь к И. Последние стали наполнять не только подобные, появлявшыеся одно за другим, периодические издания, но и книги самого разнообразного содержания - беллетристические, ученые, детские и вообще такие, в которых картинки могут служить пояснением и дополнением текста. Этому распространению в значительной степени способствовали, с одной стороны, быстрое усовершенствование техники гравирования на дереве, а с другой - изобретение гальванопластики, давшей возможность получать в каком угодно числе точные металлические копии гравированных деревянных досок. В настоящее время повсюду выходит в свет несчетное количество иллюстрированных изданий, при чом они нередко, благодаря гальванопластическим клише, заимствуют гравюры друг от друга. Обменом и продажею таких клише специально занимается нисколько торговых фирм в разных местах Европы. К сожалению, дальнейшему процветанию ксилографической И. грозит явившаяся недавно соперница этого искусства - фотоцинкография, более сподручная для издателей по автоматичности своего изготовления и по дешевизне, но за то менее удовлетворительная в художественном отношении. (c) А. С - в.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ИЛЛЮСТРАЦИЯ, -и, ж. 1. см. иллюстрировать. 2. Рисунок, иллюстрирующий текст. Книга с иллюстрациями. 3. Поясняющий пример. Убедительные иллюстрации лектора. II прил. иллюстрационный, -ая, -ое и иллюстративный, -ая, -ое.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


КАЗАХСТАН
ОКАЙМЛЯТЬ
ЗАСАДНЫЙ
КРОВОСОС
ЭКЗЕГЕТ
РЖА
ФУРМАН
МОЛВИТЬ
ЛЕОПАРДИ

ИЛЛЮСТРАЦИЯ

ДОРИСОВЫВАТЬ
НИВЕЛИРОВКА
ВИТОВА
ИСТЛЕТЬ
ТРУДОВИК
ПОМОЛОГИЯ
МОРДВИНКА
ПЕРЕПРОДАТЬ
ЗАСКВОЗИТЬ


ИЛЛЮСТРАТОР назад содержание далее ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ
Хостинг от uCoz