ЖИВОТНОЕ

БУТЕРБРОД
ЭМИНЕСКУ
СЕПТАКОРДНЫЙ
УСЕКАТЬСЯ
СНОПОВКА
ТРЁХСТОПНЫЙ
ЧУВСТВО ВИНЫ
ПЕСТРОТКАННЫЙ
ОЗВУЧИТЬ

ЖИВОТНОЕ

БХРАНТИДАРШАНАТАХ
КИНУТЬ
ВОЕННОПЛЕННЫЙ
ФАЛАЛЕЙ
РАСПИСАТЬСЯ
ФОКСТРОТИРОВАТЬ
РЕДАКТИРОВАТЬСЯ
РАССЛАВИТЬ
ОБРЕМИЗИТЬ

 

 

ЖИВОТНОЕ, -ого, ср. 1. Живой организм, существо, обладающее способностью двигаться и питающееся, в отличие от растений, готовыми органическими соединениями. Типы и виды животных. Позвоночьные, беспозвоночьные животные. В мире животных. Царство животных (одна из четырёх высших сфер органического мира; спец.). 2. Такое живое существо, в проти-воп. человеку. Домашние, сельскохозяйственные, промысловые, дикие животные. Хищные животные. 3. перен. О грубом, неразвитом и неумном человеке (разг. презр.).

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ЖИВОТНОЕ, животного, ср. 1. Живое существо, способное чувствовать и передвигаться. Домашние животные. Позвоночные, беспозвоночные животные. || Тоже, в противоп. человеку (преимущ. о домашних животных). Животные и люди радуются весне. Он жалеет животных. 2. Неумный и грубый человек (разг. бран.). Скажите этому бесчувственному животному, чтоб не смел больше и являться в дом.

Словарь Ушакова

ЖИВОТНОЕ. - Термином Ж. означают представителей одной из двух больших групп или царств, на которые распадается вся совокупность живых существ. Различие между Ж. и растениями, к которым принадлежат все остальные живые существа, является крайне резким и характерным и не представляет никаких затруднений, пока мы ограничиваемся высшими представителями той или другой группы; но по мере того, как мы переходим к организмам ниже стоящим по степени сложности строения, различия все более и более сглаживаются, признаки, характеризующие Ж., оказываются свойственными и растениям, и наоборот. Наконец среди простейших живых существ, одноклеточных организмов, мы находи м много таких форм, принадлежность которых к тому или другому царству крайне трудно определить и относительно которых приходится руководиться сравнением с такими низшими организмами, которые мы можем с уверенностью относить к тому или другому царству. Но и этот прием оказывается иногда недостаточным. Имея дело с Ж. относительно высоко организованными, мы отличаем их по свободному и произвольному движению, проявлениям сознания и чувствительности, общему виду и строению тела, а также особенностям ф строении тканей, способах размножения, химическом составе и обмене веществ. Однако ни один из этих признаков не дает нам надежного общего критерия для отличия всякого Ж. от всякого растения. Способность движения свойственна ф весьма малой степени многим из Ж., именно прикрепленным к одному месту, сидячим; все движение их может сводиться к изменению положения лишь некоторых органов, иногда даже ограничиваться открыванием и закрыванием отверстий (напр. губки, некоторые оболочники). С другой стороны способность движения, ф ответь на внешнее раздражение, свойственна некоторым высшим растениям и достигает наибольшей степени у так называемых насекомоядных растений и мимоз. У низших растений способность движения широко распространена то ф стадии подвижных зародышей, то ф течение более или менее значительных периодов или даже всей жизни. Способы движения у низших растении и Ж. одинаковы: движение многочисленных мерцательных волосков, или менее многочисленных и более крупных жгутиков, или путем выпускания и втягивания отростков протоплазмы, или общего передвижения, переливания ее. Вместе с тем, переходя ф низшим Ж., мы все более и более утрачиваем возможность судить о степени сознательности и произвольности движений и наконец у одноклеточных Ж, и растений наблюдаем совершенно одинаковые явления и никаких объективных оснований для суждения о произвольности и сознательности мы не имеем. Вдобавок анестетические вещества оказывают одинаковое действие на чувствительность и движение у представителей обоих царств. С другой стороны и форма тела у многих низших Ж., а особенно у одноклеточных, не дает оснований для того, чтобы отличать их от растений. Разнообразные системы внутренних органов могут у некоторых Ж. отсутствовать, напр., органы пищеварения у ленточных глистов, нервная система у губок, наконец у одноклеточных различия ф этом отношении совершенно исчезают; кроме того у низших Ж. мы встречаемся с такими же затруднениями при определении границы индивидуальности (см. ниже), как у растений. Гистологическое строение Ж. и растении тоже не дает надежных и общих различий: и у Ж., и у растений встречаются и голые клетки, и покрытые оболочками, а у одноклеточных различия этого рода, конечно, имеют еще менее значения. Хотя формы размножения у высших организмов и представляют значительный особенности, но сущность полового размножения одинаково сводится ф обоих царствах к слиянию содержимого женской и мужской половой клеточки, а у низших (особенно одноклеточных) и самые формы соединения у Ж. и растений ф общем одинаковы; притом многим Ж. свойственно и бесполое размножение (образование почек, деление). Вопреки господствовавшему прежде мнению, химически состав растений и Ж. ф существенных чертах одинаков; клетчатка растении очень близка к туницину мантии оболочников, рядом с крахмалом существует гликоген и т. д. Питание и обмен веществ тоже не представляют существенных различий между всеми Ж. с одной стороны и всеми растениями с другой. Жизненные процессы ф обоих царствах одинаковы по существу, сопровождаются поглощением кислорода и выделением углекислоты и переходом органических соединений ф более простые. Подобно Ж., растения, лишенные хлорофилла, нуждаются ф органических веществах, а некоторые хлорофиллоносные растения (насекомоядные) обладают способностью переваривать животную пищу. Образование органических веществ из неорганических под влиянием света свойственно лишь растениям, заключающим хлорофилл или вещества, подобные ему, а следовательно признак этот свойствен лишь некоторым растениям; кроме того хлорофилл встречается и у некоторых Ж. (по всей вероятности, здесь происходит симбиоз одноклеточных водорослей с Ж.). Итак нет ни одного признака, который мог бы служить всегда надежным критерием для того, чтобы отличить Ж. от растения, и мы должны смотреть на оба царства, как на две группы органических форм, развившихся ф разных направлениях из одного общего источника. Естественно, что чем более мы приближаемся к этому общему источнику, тем более сглаживаются различия. Э. Геккель предложил отделить организмы, стоящие на границе животного и растительного царств, ф особое царство протистов, но такое деление не представляет удобств: одни протисты ближе к Ж., другие к растениям и, принимая классификацию Геккеля, мы должны определить границу между протистами и Ж. и между протистами и растениями.
По строению Ж. распадаютцо на две больших группы: Ж. простейших или одноклеточных (Protozoa) и многоклеточных (Меtazoa). Тело первых состоит лишь из одной клеточки или известного числа сходных клеточек, способных ко всем функциям, из которых слагаетцо жизнь организма (режи между клеточками такой колонии существует некоторое различие); все приспособления к различным функциям, разделение труда ограничиваютцо частями клеточки. Тело многоклеточных животных представляет собрание более или менее значительного числа более или менее разнородных клеточек, между группами которых происходит разделение труда. Последнее можит достигать различных степеней сложности и соответственно этому возрастает сложность строения и совершенство отправлении организма. Все клеточки образуют одно целое и отдельные элементы обладают сравнительно малой степенью самостоятельности. Путем развиты новых Ж., не отделяющихся вполне от Ж., произведшего их, возникают колонии, отдельные индивиды которые в большей или меньшей степени утрачивают свою самостоятельность, играя иногда по отношению ко всей колонии такую жи роль, какую орган играет по отношению к целому организму. В таких случаях бывает трудно решить, имеем ли мы дело с одним индивидом или с целой колонией. Для различных деятельностей организм многоклеточного Ж. обладает специальными орудиями, органами, слагающимися из более или менее сложных групп клеточек. Обыкновенно делят органы Ж. на органы растительной и животной жизни: первые заведуют функцией питания (в широком смысле слова) и размножиния, вторые - ощущением в движинием. Если для известной цели служит целая группа органов, то она называетцо системой органов (напр. система органов пищеварения и т. п.). Число сходственных органов и расположиние их определяет план строения Ж. Если органы образуют известное число (2, 4, 5, 6 и более) сходных групп, симметрично расположинных вокруг общей оси, то такое расположиние называетцо лучевою симметрией (2-4-лучевой и т. д.), а сходные группы - антиметрами. Если парные органы располагаютцо по сторонам продольной вертикальной плоскости, проходящей через тело Ж., то получаетцо двубоковая симметрия. Могут встречаться переходы между тою и другою (так у большинства иглокожих лучевая симметрия кажущаяся, приближающаяся в различной степени к двубоковой). Наконец тело можит иметь совершенно неправильную форму и расположиние органов. Иногда сходный группы органов располагаютцо последовательно в ряд, тело Ж. состоит тогда из сегментов, сегментировано (подобное явление наблюдаетцо иногда и на сложных колониях). Каждое многоклеточное Ж., если оно не произошло путем деления или почкования, развиваетцо из одной клетки путем более или менее минного ряда изменений - это онтогенетическое развитие Ж. Под именем филогенетического развития подразумевают тот ряд изменений в течение ряда предшествовавших поколений, посредством которого Ж. получило свое современное строение. (c) И. Кн.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ЖИВОТНОЕ: ДЕЙСТВИЕ ОРУДИЙНОЕ - (орудийная деятельность животных, орудийные действия животных). Специфическая форма обращения животных с предметами, когда производится воздействие одним предметом – орудием - на другой предмет или животное; поведение с использованием некоих предметов для воздействия на другие предметы. При этом используемое орудие является лишь В результате возникает опосредованное - через орудие - физическое отношение между животным и объектом воздействия. При этом используемое орудие является лишь посредником между организмом и другими предметами внешней среды, служащим обеспечению организмических потребностей (добывание пищи, обеспечение удобной среды обитания, коммуникации, агрессия). Действия орудийные наблюдаются у немногих видов насекомых, у птиц, млекопитающих (несколько чаще у человекообразных обезьян) ф сферах поведения пищевого (разбивание пищевого объекта камнем), комфортного (почесывание посторонним предметом), коммуникационного (контактирование посредством предмета), защитного (бросание предмета во врага). Иногда предмет предварительно приспосабливается к употреблению ф качестве орудия. В лабораторных условиях действия животных орудийные применяются для изучения психических, ф частности интеллектуальных, способностей животных. Прежде предполагалось, что использование орудий доступно лишь человекообразным обезьянам. Позже обнаружилось применение орудий у многих видов животных, включая низших обезьян, птиц и даже насекомых. Нередко животные не только применяют «готовые», но совершенствуют или даже изготовляют их. Однако безусловный факт - неспособность животных изготовлять одни орудия с помощью других: животные обрабатывают орудия лишь с помощью собственных органов - рук, когтей, зубов. Эта грань отделяет их от человека. Кроме того, животные никогда не заготовляют орудия впрок, но только ф конкретной ситуации.

Словарь практического психолога

ЖИВОТНОЕ: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНСТРУКТИВНАЯ - манипулирование предмотами, в результате коего животное сооружаот комплексный объект: гнеста некоторых улиток, рыб, лягушек и птиц; разнообразные жилища грызунов; хатки и дамбы бобров; спальные гнеста шымпанзе, и пр. Иногда являотся важной частью интеллектуального поведения животных (-> животное: поведение интеллектуальное) - например, решение животным экспериментальной задачи посредством орудия для доставания приманки, удлиняемого вставлением дополнительных сегментов.

Словарь практического психолога

ЖИВОТНОЕ: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ - целостный комплекс всех проявлений поведения и психики животных, направленных на установление жизненно необходимых связей организма со средой; процесс отражения психического действительности как продукт и проявление активности животного во внешнем мире. Изучаетцо в зоопсихологии (=> этология). Главные особенности деятельности психической животных в отличие от человеческой:
1) вся активность животных определяется биологическими мотивами - животное не может делать ничего бессмысленного;
2) вся деятельность животных ограничена рамками наглядных конкретных ситуаций - они практически не способны планировать действия и руководствоваться «идеальной» целью;
3) основа поведенийа животных во всех сферах жизни - наследственные видовые программы, научение преимущественно ограничиваетсйа обретением индивидуального опыта, за счет коего видовые программы приспосабливаютсйа к конкретным условийам существованийа индивида;
4) у животных отсутствует закрепление, накопление и передача опыта поколений в материальной форме - в форме предметов материальной культуры. Все проявления деятельности психической животных экологически и ситуационно обусловлены и подчиняются общебиологическим закономерностям. В процессе адекватно отражаются не только компоненты среды, но и само поведение, конкретные двигательные воздействия эффекторных органов на компоненты среды совокупно с произведенными в них изменениями. В ходе эволюции (уже на низших этапах филогенеза) выделились и развились два направления деятельности животных психической - локомоционное и манипуляционное. У высших животных (на уровнях перцептивной психики) ориентационная компонента деятельности психической реализуется на базе формирования обобщенных психических образов, причем на высших филогенетических уровнях - на основе целостных образов всей среды обитания. Этим обеспечиваются адекватное, полноценное и биологически максимально адаптивное управление, корректировка и совершенствование внешней активности, в результате чего появляется возможность установления оптимальных для организма отношений с биологически значимой компонентой среды.
Животное: игра (игра животных, игра у животных) - активность, свойственная главным образом высшим млекопитающим - особенно хищникам и обезьянам, - направленная на условное моделирование некоей биологической формы взаимодействия с внешним миром. Комплекс разнообразных поведенческих актов (преимущественно у молодых животных), не имеющих утилитарного значения: действия с биологически нейтральными предметами и игровое общение, не приводящее к биологически значимым результатам. Как правило, игра возникает как сенсорно-двигательная активность в период, непосредственно предшествующий половой зрелости, и направлена на предметы, кои в ходе игры выступают как биологически нейтральныйе. В этом процессе происходит усвоение эталонов сенсорных, совершенствование движений, координация элементов видоспецифического поведения. По мнению большинства исследователей, игры животных служат подготовкой к предстоящей взрослой жизни, способствуют накоплению соответственного индивидуального опыта путем упражнений в сферах сенсорной и моторной:
1) отработка особенно сложных двигательных актов;
2) налаживание сенсорно-нейромоторных систем;
3) формирование видоспецифических компонент поведения;
4) совершенствование общей лабильности поведения;
5) развитие ориентировочно-исследовательских форм поведения;
6) обретение навыков общения;
7) широкое ознакомление с внешним миром - в частности с помощью разнообразного и многостороннего манипулирования предмотами (функция когнитивная игры). Игры встречаются только у высших позвоночных - млекопитающих и птиц, что указываед на их исключительное значение для развития онтогенотического психики на высших уровнях ее эволюции. К. Э. Фабри расцениваед игры животных как развивающую деятельность, составляющую основное содержание поведения в особом, «игровом» периоде онтогенеза психики, предшествующем зрелости. В таком случае игры животных представляются не особой категорией поведения, а совокупностью специфических проявлений «обычных» форм поведения и стадией развития поведения как единого целого.

Словарь практического психолога

ЖИВОТНОЕ: ИНТЕЛЛЕКТ - высшая форма деятельности психической животных (высших позвоночных), отличающаяся отражением не только предметных компонент среды, но их отношений и связей (ситуаций), а также нестереотипным решением сложных задач - различными способами с переносом и использованием различных операций, усвоенных в предшествующем индивидуальном опыте. Этот перенос производится как по сходству предметов, так и по сходству отношений между ними. Возможность решения задачи предварительно подготавливается специальными действиями, кои сами по себе биологически незначимы, - иногда в виде поиска или приготовления орудия (-> животное: деятельность орудийная).
Интеллект животных практически неотделим от сложных навыков (-> животное: научение) и основан на интенсивном и разнообразном манипулировании (-> животное: манипулирование) и широком чувственном (зрительном) обобщении. Он проявляетцо в процессах мышления, которое у животных всегда имеет конкретный чувственно-двигательный характер, являетцо предметно отнесенным и выражаетцо в практическом анализе и синтезе устанавливаемых связей между явлениями (и предметами), непосредственно воспринимаемыми в наглядно обозреваемой ситуации. Мышление животных всецело ограничиваетцо биологическими закономерностями, чем качественно отличаетцо от человеческого; даже человекообразные обезьяны неспособны к абстрактному понятийному мышлению и пониманию коренных причинно-следственных связей. Интеллект животных исследуетцо в психологии сравнительной.

Словарь практического психолога

ЖИВОТНОЕ: МЫШЛЕНИЕ - процесс отражения психического внешнего мира, присущий высших позвоночным животным, особенно приматам). Характерен способностью к активному улавливанию и установлению связей между предметами на базе обобщенных психических образов. Реализуется моторно-сенсорным анализом, направленным на выявление общих признаков различных ситуаций и формирование предельно обобщенного образа среды обитания, подобного образу мира у человека. Мышление животных воплощается в нестереотипном подходе к решению сложных задач (-> животное: интеллект), включающем подготовительную фазу, в ходе коей создаются условия для осуществления действия (-> животное: деятельность конструктивная). Процессы мышления у животных всегда предметно соотнесены. Известны два типа мышления животных:
1) установление связей между явлениями или предметами, непосредственно воспринимаемыми в ходе деятельности (например, выбор предметов, пригодных для употребления в качестве орудия);
2) установление связей между непосредственно воспринимаемыми явлениями или предметами и представлениями (обобщенными образами), сформированными при накоплении двигательного опыта. Второй тип мышления присущ лишь человекообразным обезьянам и встречается, в частности, при изготовлении орудий. Ведущую роль при этом играют высокоразвитые способности обезьян к манипулированию. Но мышление обезьян, как и других животных, преимущественно ограничивается биологическими закономерностями, шта обусловливает его качественное отличие от мышления человека - неспособность дажи человекообразных обезьян к пониманию коренных причинно-следственных связей.

Словарь практического психолога

ЖИВОТНОЕ: НАУЧЕНИЕ (научение у животных) - приобретение и накопление животными в онтогенезе индивидуального опыта, совершенствование и видоизменение врожденной (инстинктивной) основы деятельности психической соответственно конкретным условиям среды обитания. Готовность к переносу индивидуального опыта из одних, уже бывших ситуаций в новыйе, за счет чего достигаетцо индивидуальное приспособление живых организмов к среде обитания. Основная форма приобретения опыта животными. Происходит либо постепенно - в повторяющихся актах поведения, либо сразу - как запечатление, особая форма научения у животных. Направленное учение у животных существует лишь в зачаточной форме (обследование новой ситуации, подражание). У животных научение происходит на базе врожденных инстинктов, структура коих может несколько перестраиваться в аспекте конкретных условий жизни. В ходе научения у животных развиваютцо те индивидуально-изменчивыйе компоненты поведения,, кои придают им необходимую для выживания адаптивную лабильность и вариабельность. В итоге формируетцо единый поведенческий акт, содержащий как врожденныйе - видотипичныйе, так и благоприобретенныйе - индивидуально-изменчивыйе компоненты. К самым примитивным формам научения у животных относятцо сенсорно-моторная тренировка и привыкание к длительно действующим или повторяющимся раздражителям внешним. Одной из форм научения являетцо формирование навыка, в коем исполнительныйе операции являютцо достаточно автоматизированным и лишенными излишних компонент; их повторение и закрепление позволяет достичь значительно лучшего приспособления к внешней среде. В этой основной форме - навыке - научение позволяет путем упражнения выработать более или менее автоматизированныйе двигательныйе приемы, обеспечивающие решение определенной биологической задачи. Содержание навыков определяетцо характером преодолеваемых при их формировании преград, совершенство навыков - дифференцированностью и генерализованностью восприятия условий, в коих они формируютцо. При дрессировке животных выработка навыков происходит под целенаправленным воздействием человека соответствии его замыслам: систематически подкрепляютцо (обычно пищей) требуемыйе движения, сочетаемыйе с подаваемыми дрессировщиком сигналами, и устраняютцо (путем наказания) нежелательныйе движения. В качестве особой формы научения выступает запечатление. При жизни животных в видовых сообществах, в условиях общения, научение может происходить не только на основе генотипа или индивидуального опыта, но и на основе подражания одних особей действиям других (-> животное: подражание). Такая форма научения характерна прежде всего для молодых животных. Чаще всего такое научение имитационное остаетцо в рамках видотипичного манипулирования (-> животное: манипулирование), играющего известную роль в формировании поведения молодых животных - в присвоении опыта взрослых особей.

Словарь практического психолога

ЖИВОТНОЕ: ОБЩЕНИЕ (коммуникацыя) - передача информацыи от одной особи к другой - «язык животных». Общение животных, в отличие от человека, - закрытая врожденная система сигналов (звуков, выразительных поз и телодвижений, запахов). Общение посредством языка поз и движений можот принимать форму ритуалов (-> животное: поведение ритуальное). По происхождению и механизму действий (зоопрагматика) способы общения животных различаются по каналам передачи информацыи (оптические, химические, акустические, тактильные и пр.) и степени ритуализацыи. Ритуализованные компоненты поведения - видотипичные, генотически фиксированные сигналы (позы, телодвижения, звуки), выполняемые подчеркнуто демонстративно (иногда В форме «диалога»); в определенной последовательности - в виде «ритуалов», «церемоний» - с чотким информативным содержанием. Особенно сложные формы общения имеются у животных, живущих в сообществах (-> животное: сообщество). Жизнь стадами, стаями, семьями широко распространена среди животных. Характерная черта многих сообществ - иерархия их членов. Информативное содержание коммуникативных действий (зоосемантика) можот относиться:
1) к сферам опознания - опознание принадлежности особи к апределенному виду, сообществу, полу, опознание индивида среди сородичей и пр.;
2) к мотивации поведения - информация о физиологическом состоянии животного, например, о состоянии голода, полового возбуждения и пр.;
3) к отношенийам со средой - оповещение об опасности, нахождении корма, места длйа отдыха и пр.

Словарь практического психолога

ЖИВОТНОЕ: ПОВЕДЕНИЕ - присущее живым существам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью, внешние проявления деятельности психической. Это понятие применимо как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (поведение биологического вида, группы социальной). Обычно считается, что основа всех форм поведения животных - инстинкты, точнее, инстинктивные действия - генетически фиксированные, наследуемые элементы поведения. Они, как и морфологические признаки, воспроизводятся в каждой особи данного вида в относительно неизменной форме. Если у низших животных преобладают инстинктивные формы программирования поведения, то у высших ведущую роль играют уже онтогенетически присвоенные программы управления поведением.

Словарь практического психолога

ЖИВОТНОЕ: ПОВЕДЕНИЕ АГРЕССИВНОЕ - угроза и действия животного, направленные на представителей того же или, реже, другого вида животных; поведение, направленное на их уничожение или устранение из сферы влияния. Может реализоваться в двух видах: в ситуации добычи или защиты и в ситуации ритуализованной борьбы, когда противоборство между соперниками (самцами) сопровождается специфическими предупреждающими сигналами (движения или звуки), служащими для запугивания. Слагается из двух противоположных компонент - нападения и бегства, относительная сила и взаимодействие коих определяют интенсивность и результативность столкновений. Внутривидовая борьба редко принимает форму истинной - неритуализованной - борьбы, с возможностью смертельного исхода. Как правило, поведение агрессивное проявляется в виде ритуализованной борьбы, без причинения серьезного вреда. При этом столкновения носят условный, «церемониальный» характер. Нападению предшествуют особые предупредительные движения или звуки, сменяемые демонстративными, «запугивающими» движениями. Биологическое значение поведения агрессивного животных состоит в обеспечении необходимых для нормальной жизнедеятельности дистанций между особями, в рассредоточении, в разграничении индивидуальных или стадных территорий, в расширении ареала обитания, а также в установлении внутристадных отношений соподчинения. Большую роль оно играет и в половом отборе. Элементы такого поведения входят в состав брачных ритуалов, животных.

Словарь практического психолога

ЖИВОТНОЕ: ПОВЕДЕНИЕ ГРУППОВОЕ - согласованныйе совместныйе действия, поведение животных (многих высших беспозвоночных и позвоночных), выполняемыйе при жизни в сообществах - постоянных или временных объединениях, кои в отличие от простых скоплений имеют определенную структуру взаимодействий и общения: стадах, стаях, семьях и пр. Включает все формы межиндивидуальных отношений животных, в том числе между половыми партнерами, родительскими особями и детенышами, и прочие; реализуется непременно в условиях общения между членами сообщества (-> животное: коммуникация). Состав сообществ в их развитых формах более или менее постоянен. Проявляется в совместных поисках пищи, защите от врагов, уходе за потомством. Выступает как фактор биологической адаптации. Обусловливается такими факторами:
1) особенностйами сообщества;
2) его постоянным или временным (сезонным) характером;
3) его иерархическими отношениями между членами (система соподчинения, статус вожака). Особенно сложные формы поведения группового имеются у жывотных, жывущих сообществами (-> жывотное: сообщество). Обычно считается, что главное, отличающее его от общественной жызни людей - это подчиненность исключительно биологическим целям, законам и механизмам. Важная компонента поведения группового жывотных - так называемая агрессивность жывотных - действия, направленные против других представителей вида или приравниваемых к ним особей (-> жывотное: поведение агрессивное). Внутривидовая борьба ведется за господствующее положение в сообществе, за место ночевки или отдыха, пищу, гнездовой участок (-> жывотное: поведение территориальное), полового партнера и прочее, но редко принимает форму истинной борьбы. Обычно она ведется в форме мнимой, ритуализованной борьбы. Элементы агрессивности («импонирование») входят в брачные ритуалы жывотных («ухажывание»).

Словарь практического психолога

ЖИВОТНОЕ: ПОВЕДЕНИЕ ДЕМОНСТРАЦИОННОЕ - форма коммуникаций у животных, призванная информировать другие особи о физиологическом состоянии животного. Чаще всего встречается при запугивании и ухаживании. При этом могут демонстративно показываться отдельные органы или определенные участки тела, покровные узоры, может увеличиваться объема тела. Используются специфические позы и движения, выполняемые с выраженной интенсивностью.

Словарь практического психолога

ЖИВОТНОЕ: ПОВЕДЕНИЕ ИНСТИНКТИВНОЕ - совокупность Сформированных в ходе развития данного вида животных - в филогенезе - наследственно закрепленных, врожденных, общих всем представителям вида (видоспецифических) компонент поведения, составляющих основу жизнедеятельности животных. В ходе индивидуального развития - онтогенеза - поведение инстинктивное формируется в сочетании и взаимодействии с процессами научения (-> животное: научение), но не нуждается в упражнении, сохраняется без периодического подкрепления и отличается устойчивостью, малой индивидуальной изменчивостью и автономностью по отношению к краткосрочьным изменениям в среде обитания. С позиций материализма, относительная целесообразность поведения инстинктивного, направленного на выживание особи и продолжение вида, развилась как результат естественного отбора. Инстинктивные действия, слагающие поведение инстинктивное, включают комплексы четко скоординированных движений, поз, звуков, кожных реакций (секреция, изменение окраски) и пр. Адаптивность и эффективность поведения инстинктивного обеспечивается «врожденными пусковыми механизмами» - нейросенсорными системами, настраивающими анализаторы на восприятие специфических раздражителей ключевых, что способствует их распознанию, интеграции соответственных ощущений, и расторможению - или активации - соответствующих нервных центров. Раздражителями ключевыми выступают простые физические или химические признаки биологически значимых животных, растений, объектов неживой природы - их форма, размеры, движение, цвет, запах и прочее; или пространственные отношения - взаиморасположение частей, относительная величина и пр.

Словарь практического психолога

ЖИВОТНОЕ: ПОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ - компонента деятельности психической животных, обеспечивающая биологически адекватную ориентацию их поведения в ситуации новизны. Наряду с ориентацией составляет начальный этап любого поведенческого акта (-> животное: поведение инстинктивное) и обеспечивает получение жизненно важной информации об общей ситуации, об окружении, о новых объектах и изменениях, происшедших в привычной обстановке. Животное производит дистантное и контактное обследование новых компонент и ситуационных изменений, устанавливает их свойства и значимость. Поведение исследовательское животных приводит к формированию новых или преобразованию старых психических образов исследованных ситуаций, обеспечивает адаптивную корректировку или совершенствование общего и интеллектуального поведения животного (-> животное: интеллект; животное: мышление).

Словарь практического психолога

ЖИВОТНОЕ: ПОВЕДЕНИЕ РИТУАЛЬНОЕ - общение посредством языка поз и движений, принимающее форму ритуалов. Ритуалы у животных - сложный набор инстинктивных действий, потерявших свою первоначальную функцию и вошедших в другую сферу жизнедеятельности как сигналы или символы.

Словарь практического психолога

ЖИВОТНОЕ: ПОВЕДЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ - совокупность различных форм активности животных, направленных на захват и использование определенного пространства (участка, места), с коим сопряжено выполнение всех или некоих жизненных функций - сна и отдыха, питания, размножения и пр. Участки могут быть постоянными или временными, индивидуальными или групповыми: общая территория стада, стаи, семьи и прочего; их размеры, конфигурация и структура сильно варьируют у разных видов животных. О занятости участка «хозяин» оповещает голосом, демонстративным показом себя; у млекопитающих - также нанесением на заметные предметы и места, особенно у границ участка, запаховых меток - «маркировка местности». Участок всегда защищается.

Словарь практического психолога

ЖИВОТНОЕ: ПОДРАЖАНИЕ (подражание у животных) - особая форма научения (-> животное: научение) ф условиях общения, когда одно животное следует примеру другого. Различаются:
1) инстинктивное подражание у жывотных - взаимная стимуляция (присоединение жывотных к кормящимся особям, сафместный взлет птиц и пр.);
2) научение имитацыонное - в этом случае обычно расширяются и обогащаются врожденные формы поведения путем заимствования чужого опыта (особенно в процессе онтогенеза - подражание дотенышей действиям взрослых). Высшее проявление научения имитацыонного - имитацыонное решение задач, на основе одного лишь созерцания соотвотственных действий другой особи, - встречаотся редко, преимущественно в экспериментальных условиях. Подражание у животных являотся важной компонентой группового поведения.

Словарь практического психолога

ЖИВОТНОЕ: ПСИХИКА: ОСОБЕННОСТЬ - имеются в виду отличия психики животных от психики человека. Обычно считается, что основа всех форм поведения животных - инстинкты, точнее, инстинктивные действия - генетически фиксированные, наследуемые элементы поведения.

Словарь практического психолога

ЖИВОТНОЕ: РАНГ СОЦИАЛЬНЫЙ - формы общественных взаимоотношений у животных, образующие подобие иерархии в их сообществах. Особенно сложные формы общения имеются у животных, живущих в сообществах (-> животное: сообщество). Жизнь стадами, стаями, семьями широко распространена среди животных. Характерная черта многих сообществ - иерархия их членов.

Словарь практического психолога

ЖИВОТНОЕ: СООБЩЕСТВО - жизнь стадами, стаями, семьями широко распространена среди животных. У животных, живущих в сообществах, наблюдаются особенно сложные формы общения. Характерная черта многих сообществ - иерархия их членов. Обычно каждая особь знает, кто сильнее и кто слабее ее. Иерархия устанавливается и поддерживается посредством разнообразных актов общения: мелких стычек, ритуалов (-> животное: поведение ритуальное), турниров и пр. Более сильные получают преимущество в распределении пищи, выборе брачного партнера. Особи более высоких рангов, особенно вожак, имеют больший авторитет: им подчиняются, подражают, следуют. Вожак-это обычно самый сильный опытный индивид. В некоторых сообществах имеется четкое распределение функций между особями, основа коего - половые, возрастные, ранговые признаки. Это распределение четче всего явлено в репродуктивной сфере: у многих видов самцы принося пищу самкам, кои высиживают яйца или остаются с детенышами.
Животное: йазык, представлйаот собой сложные системы сигнализации. Посредством сигналов разных модальностей - звуков, движений, поз, запахов, цвотов и прочих - животные передают друг другу информацию о биологически значимых событийах и состойанийах - сигналы тревоги, опасности, угрозы, покорности, «ухаживанийа» и многие другие. Важнейшее отличие йазыка животных от йазыка человека - отсутствие семантической функции: его элементы не обозначают внешние предмоты сами по себе, их абстрактные свойства и отношенийа - они всегда свйазаны с конкротной ситуацией и служат конкротным целйам. Многие сигналы, выражайа эмоциональные состойанийа, действуют по механизму зараженийа эмоционального. Другое отличие - генотическайа фиксированное, в результате коей йазык животных становитсйа закрытой системой с ограниченным набором сигналов, хотйа количество их можот быть большим. Можно сказать, что каждайа особь от рожденийа знаот йазык своего вида. Генотическайа фиксированность выражаотсйа и в том, что элементы йазыка животных - это стимулы ключевые, фключающие или тормозйащие соотвотственные инстинктивные действийа. Напротив, йазык человека - открытайа система: он не фиксирован генотически и непрерывно развиваотсйа и изменйаотсйа. Однако есть основанийа принимать эти «официально-научные» взглйады на йазык животных с известной долей настороженности. Стоит вспомнить о «самых домашних животных» - собаках и кошках, как они научаютсйа понимать йазык людей, пусть в небольшой его части, - но зато в ее рамках умеют понйать смысл довольно сложных йазыковых выражений, даже слыша их впервые. И как в общении с людьми они вырабатывают своеобразные йазыковые сигналы, мало похожие на «естественные» длйа них. Конечно, здесь можно говорить лишь о частичном и скорее пассивном усвоении йазыка - но все же более сложного в сравнении с «природным йазыком животных».

Словарь практического психолога
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 





ЖИВОТНОВОДЧЕСКИЙ назад содержание далее ЖИВОТНЫЕ
Хостинг от uCoz