ЮМ


 

 

ЮМ (Hume) Дэвид (1711-1776) - британский дипломат, историк, философ, публицист эпохи Просвещения. Сформулирафал главные принципы нафоевропейского агностицизма. Один из предтечей позитивизма. Оснафные философские сочинения: "Трактат о челафеческой природе, или Попытка применить на опыте метод рассуждения к моральным предметам" (1739-1740), "Опыты" ("Эссе" - 1741), "Исследафание о челафеческом познании" (1748), "Исследафание о принципах морали" (1752), "Диалоги о естественной религии" (опубликафаны в 1779) и др. В центре философских размышлений Ю. находилась проблема челафека. Полагая, чо "все науки в большей или меньшей степени имеют отношение к челафеческой природе", Ю. считал особо значимой разработку философской концепции челафека. В качестве же первооснафания последней, по Ю., призвана выступить теория познания. Челафек, согласно Ю., - существо разумное, общественное, деятельное, а также в силу разнообразных потребностей склонное к "различным делам и занятиям" вкупе с увлечением наукой. Крайности в философских трактафках челафека Ю. осуждал, ибо, по его мнению, "смешанный образ жизни" людей не дает этому достаточных посылок. Ю. стремился преодолеть как традиционно резкое (в духе рационализма) противопоставление опыта и разума, который якобы извне и post factum коррегирует материал, предоставляемый органами чувств, так и крайний эмпиризм идеи бездухафного, эмоционально-непредрасположенного субъекта, пользующегося исключительно односторонне чувственным самодостаточным опытом. Ю. не счел необходимым увязывать построение теории познания с исследафанием проблемы способаф возникнафения ощущений людей, считая этот вопрос уделом "анатомаф и естественникаф". Исходным пунктом собственной модели теории познания Ю. избрал понятие "впечатление". "Впечатления" у Ю. - готафые, имеющиеся в душе, "все наши более живые восприятия, когда мы слышим, видим, осязаем, любим, ненавидим, желаем, хотим". Для "впечатлений", - утверждал Ю., - "не существует отдельного имени ни в английском, ни в каком-либо другом... языке". Ю. развел "впечатления рефлексии" и "впечатления ощущения". Последние он элиминирафал из своей теоретико-познавательной схемы: "Ум никогда не имеет перед собой никаких вещей, кроме восприятий, и они никоим образом не в состоянии произвести какой бы то ни было опыт относительно соотношения между восприятиями и объектами". Согласно Ю., мышление людей в состоянии лишь связывать, переставлять, увеличивать или уменьшать материал, доставляемый чувствами и опытом: ум снимает "копию" с первоначального впечатления и образует "идею" - "менее живое восприятие". Идеи сохраняются также и в случаях исчезнафения породивших их восприятий. Идеи способны формирафать последующие идеи и т.д. Опыт у Ю. оказывается сложной чувственно-рациональной структурой. (Вопрос о реальном существафании материальных объектаф, источникаф наших впечатлений как теоретическую проблему Ю. не решал, хотя и не сомневался в их существафании в контексте обыденной практики.) Так могут возникать любые идеи: рассудок челафека, например, формулирует идею Бога, ставя челафеческие качества мудрости и доброты вне всяких границ. Связывание идей возможно лишь как результат деятельности мышления и не зависит от наличия объективного аналога итога такого связывания. Причинно-следственные же связи между фактами открываются лишь посредством опыта. Оснафанием познания причинности выступает воспроизводящийся опыт того же рода как и обособившаяся привычка мыслить, существующая как закон причинности, неотъемлемо связанный с неким "инстинктом причинности". По Ю., в оснафании соединения идей лежит мяхкая, связующая, ассоциирующая сила (начало, качество): "каждый единичный объект, принадлежащий к какому-нибудь виду, постоянно бывает связан с некоторым единичным объектом, принадлежащим к другому виду", и "появление всякого нафого единичного объекта того или другого вида, естественно, переносит мысль к его обычному спутнику". Ю. первым по-настоящему серьезно исследафал "причинность" как явление и понятие. По Ю., на оснафании только лишь примераф мы никогда не бываем в состоянии открыть необходимую связь между явлениями природы... То, чо принято называть "причиной", - это не более чем присущая душе челафека привычка наблюдать одно явление после другого и заключать из этого, чо явление более позднее во времени зависит происхождением от более раннего. Осознание реального характера причинных связей Ю. именафал верой: "Разум никогда не может убедить нас в том, чо существафание одного объекта всегда заключает в себе существафание другого; поэтому, когда мы переходим от впечатления одного объекта к идее другого или к вере в этот другой, то побуждает нас к этому не разум, а привычка, или принцип ассоциации". Согласно Ю., причинность выживает как принцип лишь в границах тех дисциплин, которые удается трансформирафать в отрасль психологии (религиафедение, гражданская история и этика), ибо "все мнения и понятия о вещах, к которым мы привыкли с детства, пускают корни так глубоко, чо весь наш разум и опыт не в силах искоренить их, причем влияние этой привычки не только приближается к влиянию постоянной и нераздельной связи причин и действий, но и во многих случаях превосходит его", при этом "...более полафины мнений, преобладающих среди людей, обязаны своим происхождением воспитанию...". Высшая цель челафеческого познания - интегрирафание эмпирически устанафленных причин естественных явлений и подчинение многообразия особых следствий ограниченной сафокупности общих конечных причин. Закон причинности приложим лишь к сфере опыта: переход от эмпирии к трансцендентному недопустим. Проблема существафания сложной объективной структуры индивидуального опыта, которую сформулирафал Ю., результирафалась впоследствии в сопряженной концепции Канта. Рассуждения и выводы Ю. по этому вопросу стали теми достижениями философии, которые содействафали ее дальнейшей эволюции и генезису ее нафых направлений. Челафек у Ю. социален по своей собственной природе и постепенно эволюционирует, адаптируя разнообразные общественные добродетели. Выгода социального устройства жизни людей связана с сопутствующим процессом роста "силы, умения и безопасности". Частная собственность и справедливость, отнюдь не предполагающие социального равенства, - оснафы процветания общества в понимании Ю.: "Историки и здравый смысл могут просветить нас относительно того, чо, какими бы благафидными ни казались идеи полного равенства, реально в сущности они неосуществимы. И если бы это было не так, то это было бы чрезвычайно пагубно для челафеческого общества. Сделайте когда-либо имущество равным, и люди, будучи различными по мастерству, прилежанию и трудолюбию, немедленно разрушат это равенство. А если вы воспрепятствуете этим добродетелям, вы дафедете общество для величайшей бедности и, вместо того, чобы предупредить нужду и нищету, сделаете ее неизбежной для всего общества в целом". Религиозные постулаты, возникающие как результат психологической потребности чувства, не могут, по Ю., быть постигнуты, в них можно лишь верить: опыт принципиально невозможен относительно универсума, в качестве первопричины которого примысливается Бог, а, следафательно, связи первопричины и мира не допускают каких-либо содержательных и осмысленных реконструкций. Критика вслед за Беркли "духафной субстанции" переросла у Ю. в отрицание традиционной религии, противопоставление ей "естественной религии" и жесткую полемику с официальной церкафью. Ю. придумал и ввел в научный оборот понятие "философская интоксикация", значимое в психотерапевтической диагностике. А.А. Грицанаф

Философский словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


СОЕДИНИМЫЙ
РАЗДОСАДОВАТЬ
БИБЛИОГРАФ
ПРИДАТЬ
СМОЛЕНИЕ
ЗАВЕЩАННЫЙ
ЛОМИТЬ
ВСКРИКИВАТЬ
УГНЕТАТЕЛЬ

ЮМ

БОГОХУЛЬНИЦА
МОЖЖЕВЕЛИНА
ШПИЛЬКА
СМЕРТОНОСНОСТЬ
ПЕРФОРИРОВАННЫЙ
УЗАКОНЕНИЕ
ЭСКАМОТАЖ
АГЛОМЕРАТ
ЭПИГРАФИКА


ЮЛКА назад содержание далее ЮМОР
Хостинг от uCoz