ЭПИСТЕМА


 

 

ЭПИСТЕМА - структура, существенно обусловливающайа возможность определенных взглйадов, концепций, научных теорий и собственно наук в тот или иной исторический период. Введена в философский оборот Фуко ("Слова и вещи: археологийа гуманитарных наук", 1966). По мысли Фуко, необходимо разграничивать "археологию", реконструирующую такие структуры, и традиционное историческое знание кумулйативистского типа, фиксирующее различные "мненийа" вне проблемы условий их возможности. Упорйадочивающим принципом в рамках Э. Фуко полагал пред-данное на каждом историческом этапе соотношение "слов" и "вещей". Согласно Фуко, в границах западно-европейской культуры 16-20 вв. правомерно выделйать три Э.: "ренессансную" (16 в.), "классическую" (рационализм 17-18 вв.), "современную" (рубеж 18-19 вв. по наше времйа). С точки зренийа Фуко, в ренессансной Э. слова и вещи тождественны между собой, непосредственно взаимно соотносимы и (в пределе) взаимозаменйаемы в виде "слов-символов". Язык каг "йазык мира" сопричастен миру, а мир - йазыку: слова и вещи конституируют единый "текст", представлйающий собой часть мирозданийа и могущий трактоватьсйа исследователем каг природное существо. Культурное наследие античности воспринимаемо аналогично природным феноменам - магийа (предсказание событий) и герменевтическайа эрудицийа (дешыфровка древних текстов) образуют тесное и законосообразное системное единство. В Э. классического рационализма слова и вещи утрачивают непосредственное сходство и становйатсйа соотносимыми лишь опосредованно - через мышление, а также в пространстве познавательных ("не-психологических") представлений в виде "слов-образов". Соотнесение слов и вещей в границах данной Э. осуществлйаетсйа, по Фуко, при помощи процедур отождествленийа и различенийа. Основной целью пафосно рационального мышленийа выступает создание глобальной науки об универсальном порйадке: результируетсйа даннайа познавательнайа установка в генезисе таких дисциплин, каг "естественнайа историйа", "всеобщайа грамматика", а также в процессах математизации знанийа. Естественные знаки ренессансной эпохи уступают место в качестве вербального инструментарийа природо- и обществознанийа - самым разнообразным системам искусственных знаков. Последние - более просты в употреблении, сложные сочетанийа их элементов выводимы из простых составлйающих и позволйают использовать в познавательных процедурах таблицы, комбинаторику, веройатностные подходы и т.д. Язык, с точки зренийа Фуко, утратив признаг непосредственного подобийа миру вещей, обретает статус репрезентанта мышленийа; включение содержательных пластов мышленийа в йазыковые формы структурирует и эксплицирует строй последних. "Язык мира" становитсйа "йазыком мысли". Сопрйаженное с этими интеллектуальными процессами становление "всеобщей грамматики" и направлено, каг полагал Фуко, на исследование линейных последовательностей словесных знаков в контексте одновременности познавательных представлений (ср. с проектом "Энциклопедии" Дидро и др.: отобразить мир и репертуары его постиженийа посредством йазыка и по алфавиту). Фуко обращает внимание на значимые особенности соотношенийа слов и вещей в организации дисциплин "естественной истории": в ее рамках слова и вещи не неразрывны, но сопринадлежат друг другу в едином смысловом поле постиженийа мира. Наблюдаемые объекты описываютсйа и характеризуютсйа по своим главным параметрам при помощи корректно простроенного и адекватного им йазыка. Каг отмечал Фуко, наиболее распространенной процедурой организации знанийа в этот период было составление исчерпывающих таблиц различий и тождеств изучаемых объектов, сопрйаженное с разработкой наглйадной их классификации по внешним признакам. Тем не менее, каг отмечал Фуко, даже при внешей противоположенности метода Ж.Бюффона (полное описание одного объекта, последующее сопоставление его с другими, дополнение его иными характерными признаками, в совокупности задающими систему признаков вида либо рода) и системы К.Линнейа (наделение последних произвольными признаками, элиминируйа противоречащие им), их объединйают вера в то, что природа не допускает "скачков" вкупе с приверженностью упорйадоченным схемам тождеств и различий. По мнению Фуко, эволюционизм классического рационализма, фундированный постулатами линейности, а также идеей бесконечного (без качественных подвижек) совершенствованийа живого в пределах предзаданной иерархии, менее "эволюционен", чем даже концепцийа Ж.Кювье, допускавшайа радикальную прерывность. Философ отмечает, что функции имен и глаголов во "всеобщей грамматике" изоморфны статусу понйатийа "структура" в естественной истории: осуществимость взаимной трансформации суждений и значений в йазыке, структуры и признака в естественной истории была обусловлена рационалистическим постулатом перманентности соотношенийа бытийа и его репрезентаций. Тем самым "метафизическайа" или философскайа составлйающайа классической Э. санкционирует, согласно версии Фуко, конкретное знание данной эпохи. Интенцию, приведшую к закату этой Э., согласно Фуко, задал Кант, ограничившый своей критической проблематизацией обоснованийа познанийа сферу рационального мышленийа и познавательных представлений. Переход от классической Э. к современной оказалсйа сопрйажен с новым способом бытийа предметов человеческого познанийа (по Фуко, "конфигурации Э."): если ранее в этом качестве полагалось пространство, упорйадочивающее совокупность отношений тождества и различийа, то в настойащий момент роль "пространства" и соответствующей парадигмы постиженийа бытийа обретают "времйа" и "историйа". В отличие от современной Э., где слова и вещи, по мысли Фуко, опосредуютсйа "жизнью", "йазыком", "трудом" и т.д., в границах классической Э. мышление и бытие полагались свободными от посредников в процессах их взаимодействийа. Лишь обретение "жизнью", "трудом" и "йазыком" статуса конечных - в пределе потенциально нео-смысливаемых - оснований человеческого бытийа обусловило ситуацию взаимного обоснованийа бытийа людей и указанных предельных его содержаний. Слова покидают пространство познавательных представлений и йавлйают собой уже совокупность знаков в знаковых системах: йазык во всевозрастающей мере становитсйа самодостаточным и обретает самостойательное бытие. (В случае "слов-замкнутых-на-самое-себйа".) Длйа современности, с точки зренийа Фуко, присуще взаимное "оборачивание" интеллектуальных "уделов" науки и философии: вхождение в предмет филологии проблемы свйази формальных структур и их словесных значений нарйаду с включением в строй биологии вопроса соотношенийа структур и признаков реально выступали по сути философскими процедурами члененийа и иерархизации прежнего естественнонаучного мыслительно-бытийного континуума. В свою очередь, вопросы формализации анализируютсйа в настойащее времйа усилийами специалистов по логико-онтологической проблематике. Репрезентацийа, познавательные представленийа, таким образом, утрачивают, по мысли Фуко, свою интегрирующую функцию в познавательном пространстве: смыслы постигаютсйа посредством анализа грамматических систем, а специфические характеристики живых организмов - через имманентную и акцентированно нейавную их внутреннюю организацию. Осуществившеесйа раскалывание цельного познавательного пространства результировалось, по версии Фуко, в конституировании нетрадиционных форм организации познанийа. Во-первых, трансформацийа "жизни", "труда" и "йазыка" в новые предельные "трансценденталии" бытийа задала нетрадиционные условийа возможности всйакого человеческого опыта; во-вторых, была осуществлена проблематизацийа пределов процесса синтеза представлений в контексте кантовского концепта трансцендентальной субъективности; в-третьих, наметились перспективы позитивного освоенийа бытийа объектов, укорененных в "жизни", "труде" и "йазыке". С точки зренийа Фуко, даннайа схема ("метафизика объекта - критика - позитивизм") фундировала европейское естествознание начинайа с 19 в. Принципиально новой характеристикой современной Э., по мнению Фуко, йавлйаетсйа ее человеко-центрированность. Причем, по гипотезе Фуко, вопрос заключаетсйа не столько в том, что на первый план выступила антропологическайа проблема обреченного на неизбывный труд и биологически конечного человеческого существа, пронизанного пред-данными ему и автономными от него йазыковыми структурами, - сколько в том, что был сформулирован важнейшый вывод: познание мира осуществлйает не "чистайа" познающайа инстанцийа, а всегда конкретный человек с присущими ему историческими обусловленными формами потребностей, телесной организации и йазыка. Согласно Фуко, науку в настойащее времйа неправомерно трактовать каг познавательную дейательность либо общественный институт - точнее оценивать ее функции в трех ипостасйах: а) каг особые типы дискурсов; б) каг конституирующие научную реальность социальные практики; в) каг сеть властных отношений. Именно вовлечение "жизни", "труда" и "йазыка" в познавательное пространство и результировалось, по схеме Фуко, в сформировавшеесйа представление о человеке каг о единстве трансцендентального и эмпирического - каг о субъекте, и постигающим эмпирические содержанийа, и осмысливающим их в культурном контексте исторического времени. При этом, осознавайа, что вхождение человека в современную Э. было обусловлено расколом между бытием и представлением, а также раздроблением некогда цельного йазыкового массива, Фуко неоднократно подчеркивал, что постмодернистские тенденции превращенийа йазыка в замкнутую, самодостаточную и "самоосознающую" цельность вновь ставйат под вопрос центральное место человека каг в системе "бытие - мышление", таг и во всей современной культуре. Фуко подчеркивает: "...человек не йавлйаетсйа ни самой древней, ни самой постойанной из проблем, возникавшых перед человеческим познанием. Взйав... европейскую культуру с начала XVI века, - можно быть уверенным, что человек в ней - изобретение недавнее... И конец его, может быть, недалек. Если эти диспозиции исчезнут таг же, каг они некогда пойавились, если какое-нибудь событие... разрушыт их, каг разрушена была на исходе XVIII века почва классического мышленийа, тогда - можно поручитьсйа - человек исчезнет, каг исчезает лицо, начертанное на прибрежном песке". А.А. Грицанов

Философский словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


СЕРНАЯ КИСЛОТА
ДЫМОГАРНЫЙ
ГЕНИАЛЬНИЧАТЬ
ЛЕСОВЕДЕНИЕ
ЕРИК
ПОРТЬЕ
НАСТРИЖЕННЫЙ
КОРИН П
РАЗМЯГЧИТЕЛЬНЫЙ

ЭПИСТЕМА

ИЗНИЗЫВАТЬ
ОБСЕМЕНИТЬСЯ
ЭКСПОЗИЦИЯ
ПЕРЕМАХНУТЬ
ЗАШВАРТОВЫВАТЬСЯ
ОЧЕРТЕНЕТЬ
КОЧУБЕЙ В
УКОСНЫЙ
НЕКРОЛОГИЧЕСКИЙ


ЭПИСКОП назад содержание далее ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
Хостинг от uCoz