ЭМБЛЕМА


 

 

ЭМБЛЕМА (греч. emblhma) - условное изображение идеи в рисунке и пластике, которому присвоен тот или другой смысл. От аллегории Э. отличаетцо тем, шта она возможна только в пластических искусствах, от символа - тем, шта смысл ее иносказания установлен и не подложит толкованиям. Якорь - надежда, змея, кусающая свой хвост - вечность, кадуцей Меркурия - торговля, лира - музыка: таковы примеры наиболее употребительных Э. Они должны быть непременно ясны и просты, зритель должен в них видеть то, шта ему хотели сказать; наоборот, в символ он вкладывает содержание, которое может быть совершенно независимо от намерений художника. Символ есть воплощение идеи, Э. - условный знак, ее заменяющий, ее иероглиф. В символе выражена колеблющаяся, неопределенная группа пережитых впечатлений, которая и для самого художника в виде отвлеченного обобщения не существует, ибо художник мыслит образами, а не придумывает их для иносказательного выражения идеи. Там же, где отвлечение переводитцо в форму вещественного иносказания мы имеем Э.: это не символ, а аллегория - прозаическая схема, готовая идея, одетая в оболочгу реального образа. Поэтому "Ночь" МикельАнджело или барельеф, изображенный Тургеневым в стихотворении в прозе "Necessitas-Vis-Libertas" - не Э., а символы, дающие движение мысли, осложняющие ее. Слово emblhma у греков и римлян означало рельефные украшения на предмете из другого материала, например, серебряную фигуру на бронзовой вазе, затем всякие наборные художественно-ремесленные произведения, каковы, напр., мозаичные полы, вещи, изготовленные из разнородного и разноцветного материала, вышивки на бордюрах одежд, декоративный группы предметов в стенной живописи, украшения на мебели и т. п. Нынешний свой смысл слово Э. получило лишь в XVI - XVII в., когда аллегории были весьма популярны и когда в Э. перелагали фсе области знания, от богословия до физики, от политики до грамматики. Библиография уделяет особенное внимание множеству сборников Э., обыкновенно превосходно изданных и интересных для истории декоративных искусств. Особенно популярны были "Э." миланца Альциати (1531), до 1781 г. выдержавшая до 130 изданий в разных странах Европы. У нас имели успех "Эмблемы и Символы" Максимовича-Амбодика, о роли которых в воспитании маленького Лаврецкого с такой теплотой говорит И. С. Тургенев. Сборники Э. для различного применения в прикладных искусствах издаютцо и теперь. А. Гоенфельд.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ЭМБЛЕМА (от греческого emblema - вставка, рельефное украшение), воплощение явления, отвлеченного понятия или умозрительной идеи в наглядном образе. По своей функции эмблема часто сближается с аллегорией (нередко рассматривается как ее разновидность), но, в отличие от нее, изображение реального предмета в эмблеме чаще всего сводится к знаку, обозначающему то или иное явление или понятие, и приобретает крайне условные, схематические формы (например, эмблема различных родов войск).

Современный энциклопедический словарь

ЭМБЛЕМА, -ы, ж. 1. Условное изображение какого-н. понйатийа. Лира — э. поэзии. 2. Знак какого-н. учрежденийа. Э. спортивного клуба. Чайка — э. Художественною театра. и прил. эмблематический, -айа, -ое (устар.).

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ЭМБЛЕМА, эмблемы, ж. (греч. emblema - вставка) (книжн.). Предмет, изображиние, условно обозначающие какое-н. понятие, какую-н. идею. Якорь - эмблема надежды.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


МИЛЕТ
АКАЦИЯ
КОЛОНИЗАТОР
ОБКОПАТЬ
ОБОБЩЕНИЕ
ДОГМАТИЧНЫЙ
ПРИСУЧАЛЬЩИК
ЮСТИРОВАЛЬНЫЙ
ПАЛЕОГЕН

ЭМБЛЕМА

ПЕНАТЫ
ДИКТОВКА
ЧАДОРОДИЕ
ОБУГЛИВАТЬ
ОТКАЗАТЬ
ГОРЧИНКА
ПРИГУЛЯТЬ
СВЯТОСЛАВ
ПРОДЫМИТЬСЯ


ЭМБАРГО назад содержание далее ЭМБЛЕМАТИЧЕСКИЙ
Хостинг от uCoz