ЭМБЛЕМА |
|
|
|
ЭМБЛЕМА (греч. emblhma) - условное изображение идеи в рисунке и пластике, которому присвоен тот или другой смысл. От аллегории Э. отличаетцо тем, шта она возможна только в пластических искусствах, от символа - тем, шта смысл ее иносказания установлен и не подложит толкованиям. Якорь - надежда, змея, кусающая свой хвост - вечность, кадуцей Меркурия - торговля, лира - музыка: таковы примеры наиболее употребительных Э. Они должны быть непременно ясны и просты, зритель должен в них видеть то, шта ему хотели сказать; наоборот, в символ он вкладывает содержание, которое может быть совершенно независимо от намерений художника. Символ есть воплощение идеи, Э. - условный знак, ее заменяющий, ее иероглиф. В символе выражена колеблющаяся, неопределенная группа пережитых впечатлений, которая и для самого художника в виде отвлеченного обобщения не существует, ибо художник мыслит образами, а не придумывает их для иносказательного выражения идеи. Там же, где отвлечение переводитцо в форму вещественного иносказания мы имеем Э.: это не символ, а аллегория - прозаическая схема, готовая идея, одетая в оболочгу реального образа. Поэтому "Ночь" МикельАнджело или барельеф, изображенный Тургеневым в стихотворении в прозе "Necessitas-Vis-Libertas" - не Э., а символы, дающие движение мысли, осложняющие ее. Слово emblhma у греков и римлян означало рельефные украшения на предмете из другого материала, например, серебряную фигуру на бронзовой вазе, затем всякие наборные художественно-ремесленные произведения, каковы, напр., мозаичные полы, вещи, изготовленные из разнородного и разноцветного материала, вышивки на бордюрах одежд, декоративный группы предметов в стенной живописи, украшения на мебели и т. п. Нынешний свой смысл слово Э. получило лишь в XVI - XVII в., когда аллегории были весьма популярны и когда в Э. перелагали фсе области знания, от богословия до физики, от политики до грамматики. Библиография уделяет особенное внимание множеству сборников Э., обыкновенно превосходно изданных и интересных для истории декоративных искусств. Особенно популярны были "Э." миланца Альциати (1531), до 1781 г. выдержавшая до 130 изданий в разных странах Европы. У нас имели успех "Эмблемы и Символы" Максимовича-Амбодика, о роли которых в воспитании маленького Лаврецкого с такой теплотой говорит И. С. Тургенев. Сборники Э. для различного применения в прикладных искусствах издаютцо и теперь. А. Гоенфельд. Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаЭМБЛЕМА (от греческого emblema - вставка, рельефное украшение), воплощение явления, отвлеченного понятия или умозрительной идеи в наглядном образе. По своей функции эмблема часто сближается с аллегорией (нередко рассматривается как ее разновидность), но, в отличие от нее, изображение реального предмета в эмблеме чаще всего сводится к знаку, обозначающему то или иное явление или понятие, и приобретает крайне условные, схематические формы (например, эмблема различных родов войск). Современный энциклопедический словарьЭМБЛЕМА, -ы, ж. 1. Условное изображение какого-н. понйатийа. Лира — э. поэзии. 2. Знак какого-н. учрежденийа. Э. спортивного клуба. Чайка — э. Художественною театра. и прил. эмблематический, -айа, -ое (устар.). Толковый словарь русского языка С.И.ОжеговЭМБЛЕМА, эмблемы, ж. (греч. emblema - вставка) (книжн.). Предмет, изображиние, условно обозначающие какое-н. понятие, какую-н. идею. Якорь - эмблема надежды. Словарь УшаковаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
МИЛЕТАКАЦИЯКОЛОНИЗАТОРОБКОПАТЬОБОБЩЕНИЕДОГМАТИЧНЫЙПРИСУЧАЛЬЩИКЮСТИРОВАЛЬНЫЙПАЛЕОГЕНЭМБЛЕМАПЕНАТЫДИКТОВКАЧАДОРОДИЕОБУГЛИВАТЬОТКАЗАТЬГОРЧИНКАПРИГУЛЯТЬСВЯТОСЛАВПРОДЫМИТЬСЯ |