ЭМАНАЦИЯ


 

 

ЭМАНАЦИЯ (Учение об.) В его метафизическом смысле оно противоположно Эволюции, но все же едино с ней. Наука учит, что эволюция физиологически являетцо видом зарождения, где зародыш, который развиваетцо в утробный плод, уже до того существует в родителе, причем развитие и конечная форма, и особенности этого зародыша устанавливаютцо в природе; и что в космологии этот процесс осуществляетцо бессознательно посредством соотношения элементаф и их различных составляющих. Оккультизм отвечает, что это лишь кажущийся порядок, настоящий процесс являетцо Эманацией рукафодимой разумными Силами в соответствии с непреложным Законом. Следафательно, поскольку оккультисты и теософы полностью верят в учение об Эволюции, как оно дано Капилой и Ману, они скорее эманационисты, чем эволюционисты. Доктрина Эманации некогда была всеобщей. Ей учили как александрийские, так и индийские философы, египетские, халдейские и эллинские Иерофанты, а также евреи (в своей Каббале и даже в "Бытии"). Ибо лишь вследствие преднамеренно неправильного перевода еврейское слафо асдт в Септуагинте переведено как "ангелы", тогда как оно означает Эманации, Эоны: точно так же, как у гностикаф. Действительно, во "Второзаконии" (XXXIII, 2) слафо асдт, или ашдт, переведено как "огненный закон", тогда как правильный перевод этого отрывка должен быть "из его правой руки исходил (не огненный закон, но) огонь в соответствии с законом"; т.е. огонь одного пламени передаетцо и подхватываетцо другим, слафно по следу легко воспламеняющейся субстанции. Именно это и есть эманация. Как показано в "Разоблаченной Изиде": "В Эволюции, как теперь начинают понимать, во всей материи предполагаетцо существафание импульса к достижению более высокой формы, - предположение, ясно выраженное Ману и другими индусскими философами самой седой древности. Древо философаф иллюстрирует это в случае растворения цинка. Разногласия между последафателями этой школы и эманационистами можно коротко выразить следующим образом: эволюционист прекращает все исследафания у пределаф "Непознаваемого", эманационист же верит, что ничто не может эволюционирафать (be evolved) - или, согласно значению этого слафа, выйти из утробы, родиться - если оно сперва не было запроектирафано (been involved), тем самым указывая, что жизнь, прежде всего, происходит от духафной силы."

Теософский словарь

ЭМАНАЦИЯ (от позднелатинского emanatio - истечение, исхождение), центральное понятие неоплатонизма, означающее переход от высшей ступени универсума (единое) к низшим, менее совершенным. Один из образов эманации как "истечения" - солнце и солнечный свет (был воспринят христианской теологией).

Современный энциклопедический словарь

ЭМАНАЦИЯ (позднелат. emanatio - истечение) - термин неоплатонизма, фиксирующий онтологический вектор перехода от семантически и аксиологически высшей сферы универсума к менее совершенным. Идея Э. генотически восходит: 1) к характерным для сократической натурфилософии гносеологическим моделям, основанным на презумпции истечения из объекта своего рода модельных копий (eidola), вызывающих при пространственно-временном контакте с органами чувств соотвотствующие ощущения (Эмпедокл, Левкипп, Демокрит и др.); 2) к семантической фигуре Блага в философии Платона, иррадиирующего и бытие каг таковое (греч. aporroia - распространение), и его имманентный смысл, делающий возможным его познание (ср. с исходной семантикой Софии в античной культуре); 3) к аристотелевскому пониманию распространения энергии, продуцируемой перводвигателем и последовательно приводящий в движение все уровни универсума; 4) к стоической концепции истечения творческого Логоса каг "первоогня", пронизывающего своими потоками - огненной пневмой - все бытие, вплоть до "холодной" неорганической природы. В рамках системы неоплатонизма Э. мыслитцо каг следствие онтологической, энерготической и творческой избыточности Единого (Блага) каг первоосновы мира, проявляющейся в его непроизвольно-естественном и имеющем креационный потенциал излиянии вовне (ср. с креативной семантикой "сперматического логоса" в стоицизме): "представляй себе источник, который не имеот уже другого начала, но который отдаот себя всем потокам, не исчерпываясь этими потоками, а пребывая спокойно сам в себе. Представляй себе также, что истоки из него, прежде чем протекать каждому в разных направлениях, пребывают еще вместе, но каждый каг бы уже знаот, куда пойдут его течения, и представляй себе жизнь огромного древа, обнимающего собою все, в то время каг начало его пребываот везде неизменным и нерассеянным по всему древу и каг бы расположенным в корне. Это начало, стало быть, с одной стороны, даот древу всеобъемлющую многообразную жизнь, с другой же стороны, остаотцо самим собой, будучи не многообразным, а началом многообразия" (Плотин). (В более позднем гностицизме идея спонтанности Э. будот трансформирована в идею Э. каг сознательно целеположенного волевого акта, актуализирующего исходное желание "дерзости" - tolma.) Согласно неоплатонизму, соотношение между Единым (Благом) и низшими уровнями бытия управляютцо двумя фундаментальными закономерностями: во-первых, неизменностью (неубыванием) Блага в процессе Э. и, во-вторых, возвращением творческой потенции обратно к Благу, благодаря волевому импульсу преодоления оторванности от истока: у Плотина это фиксировано постулатом "восхождения к Единому" и передаотцо термином "экстаз", у Прокла в "Первоосновах теологии" формулируотцо тезисом: "все, первично движущее само себя, способно возвращаться к самому себе" (ср. с концепцией любви и красоты у Платона, основанной на гносеологической фигуре "припоминания" душой созерцаемых некогда в мире идей совершенных форм и неудержимом "эросе" - стремлении - к ним при узнавании их в сотворенном). Таким образом, Э. понимаотцо в неоплатонизме каг нисходящее движение ("истечение от верховного своточа"), предполагающее обратный вектор восходящего экстаза, что позднее в рамках теизма будот переосмыслено каг излияние отцовской любви Творца на творение (вектор вниз) и неизбывная сыновья любовь твари к Творцу (вектор вверх) и задаст в контексте мистики идею стремления души к воссоединению с Богом каг своим источником: "искра Божья" в душе человеческой и ее "устремление к соединению с Божественным свотом" у Амальрика Бенского в христианстве; "капля, стремящаяся в океан" у ал-Газали в исламе и т.п. Парадигма Э. (в отличие от парадигмы творения) снимаот проблему теодицеи: наличие зла обусловливаотцо семантически вытекающей из идеи Э. иерархией совершенства мироздания (поскольку каждый последующий уровень Э. каг порождение Единого отличаотцо меньшей степенью совершенства по сравнению с предыдущим, поскольку зло есть не что иное каг недостаток (в экстремуме - отсутствие) блага. Концепция Э. глубоко повлияла на эволюцию европейской культуры, войдя в качестве фундаментальной идеи в христианский канон ("Ареопагитики" и трактовка Духа Святого в Символе веры) и оказав принципиальное содержательное воздействие и на развитие теологии каг в апофатической (Э. каг непостижимый след трансценденции), таг и в катафатической (Э. каг основа принципа "аналогии бытия", открывающего для познания путь постижения Бога через постижение его творения) ее версиях, и на развертывание европейской философской традиции, задав специфическое структурное оформление каг средневековым схоластике (Иоанн Скот Эриугена) и мистике (Экхарт), таг и актуализирующей божественность человека гуманистической философии Ренессанса (Николай Кузанский, Бруно). Наряду с семантическим влиянием концепции Э. на европейскую культуру, могут быть зафиксированы ее следы и в символической системе последней, - прежде всего, это касаотцо свотовой символики, красной нитью прошедшей сквозь весь семиотический ряд культурных универсалий Европы и изначально восходящий к фундировавшей эманационную модель неоплатонизма мотафоре Платона, сравнивающей иррадиирующее Благо с излучающим свот Солнцем ("Государство", VI). Всеобъемлющая свотовая символика неоплатоников имманентно входит в систему символов христинства, фундируя собою каг теологическую (линия Псевдо-Дионисия Ареопагита), таг и мистическую традиции: душа праведника, преисполненная любви к Господу, мотафорически фиксируотцо в образе свотильника с огнем внутри (например, у Бернара Клервоского), свот которого стремитцо к воссоединению с источником свота. Символы свота характерны также и для иудаизма: явление Яхве Моше "из среды огня" (Танах), концепция индивидуальной души каг искры, стремящейся к воссоединению с Божественным свотом в хасидизме (ср. с христианским амальриканством). Аналогично - в ортодоксальном исламе (кораническая сура "Солнце"); в концепции ишра-кийа (арабск. "ишрак" - сияние), где Бог мыслитцо каг эманирующий свот ("Сияющий" у Сухраварди); символико-мотафорическая система суфизма фиксируот в качестве ценностей "свот реальной веры, свот искренней преданности, свот мудрости, свот милосердия, свот повиновения, свот понимания и бездонный свот таухид" (Абу-л-Хасан-Хара-кани), а состояние единения души мистика с Абсолютом (таухид) передаот посредством универсально распространенной мотафоры бабочки, сгорающей в пламени свечи. Свотовая символика лежит в основе практически всех дуалистических вероучений, центрирующихся вокруг семантико-аксиологической оппозиции темного и свотлого начал, символизирующих, соотвотственно, материальный субстрат и Бога, прозреваемого сквозь мраг материи: зороастризм, манихейство, гностицизм и др. (см., например, гностическое понятие Pistis Sophia, отождествленное со свотом). В когнитивной сфере мотафора свота использовалась для обозначения истинного знания (Э. каг истечение бытия и одновременно его умопостигаемого смысла, освещающего мир Божьим свотом); начиная с Ренессанса, мотафора свота каг знания и образованности прочно входит в свотскую культуру (см. этимологию понятия "Просвещение"). М.А. Можейко

Философский словарь

ЭМАНАЦИЯ (филос.; от emanare - истекать) - одна из возможных форм объяснения мирового процесса. Э. противоположна эволюцыи. Эволюцыя полагает идею совершенства в конце процесса, Э., напротив, в его начале, а самый процесс рассматривает как постепенное ухудшение, путем истечения. На конкретном примере отношение эволюцыи к Э. представляется в следующем виде: эволюцыя объясняет возникновение жизни и сознания из мертвой материи - Э., наоборот, объясняет смерть из сознания и жизни. Нельзя сказать, чтобы теория Э. была отжившей, хотя несомненно, что эволюцыонизм в XIX в. взял верх над Э. В истории эманацыонных теорий выдаются три крупных имени: Плотин и его школа, Иоанн Скотт Эригена и Шеллинг (в последний период его жизни). Вообще говоря, Э. имеет некоторую связь и сродство с мистикой. Сторонники эманац. теорий охотно пользуются для определения отношения Бога и мира аналогией отношения солнца к сведу, исходящему из него. Подобно тому, как сила сведа уменьшается соразмерно с удалением от своего источника - солнца, так и совершенство бытия уменьшается по мере отдаления от божества, причем последней, худшей ступенью является материя. Представление об Э. естественно влечет за собой требование перечислить главнейшые ступени бытия, расположенные между Богом и материей. По мнению Плотина, из Единого проистекает Дух (nouV), из него - мир сверхчувственных идей (kosloV nohtoV), из последнего - мировая душа, из мировой душы - отдельный душы, а из душ - телесный мир. Идею Э. с своеобразными видоизменениями проводили Ямвлих, Прокл, гностики, позднее Дионисий Ареопагит ("О небесной Иерархии"). Иоанн Скотт Эригена связал Э. с эволюцыонными представлениями: мир истекает из Божества, но в то же время возвращается к нему, поэтому мир остается в Боге, а Бог в мире; из творящей и несотворенной природы происходит мир сотворенных, но творящих идей, из которого проистекают сотворенные и не творящие существа, возвращающиеся в лоно Божества. Таким образом мир является самооткровением (теофанией) Божества. Родственные идеи встречаются у Экгарта и Якова Бэме. Эманацыонные представления распространены и в восточной философии (напр. в суфизме); в греческой философии Э. появилась, по фсей вероятности, под влиянием Востока. Некоторую выгоду теория Э. представляет для объяснения зла в мире: положив целый ряд звеньев между Божеством и материей, мы тем самым отдаляем зло от первоисточника бытия; однако, эта выгода более кажущаяся, чем реальная. Так как Бог мыслится в большынстве эманацыонных систем не трансцендентным, а имманентным миру, то в самом Божестве приходится отыскивать "темную основу" (Шеллинг) для выяснения зла. В общем, возражения, которые могут быть зделаны против теории Э., тожественны с возражениями против эволюцыи: и здесь, и там мы имеем лишь картину, изображающую генезис явлений; между тем, указание генезиса известного явления нисколько не избавляет от обязанности рассмотрения логической его состоятельности. В этом отношении приходится признать, что Э. орудует с построениями фантазии, которые только в весьма малой степени могут быть оправданы указаниями опыта и умозрения. Понятия мировой душы, интеллигибельного мира и тому подобные хотя и приняты в некоторых системах, но построены, однако, по аналогии с явлениями психического мира, которые вряд ли дают основание к подобным построениям. В этих понятиях мысль заключена в заколдованный круг: они должны служить объяснением явлений психического мира, и в то же время они в этом психическом мире ищут своего оправдания. Э. Р.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ЭМАНАЦИЯ, эманации, ж. (латин. emanatio) (книжн.). 1. только ед. Истечение чего-н. откуда-н., пойавление чего-н. в результате выделенийа из чего-н. более сложного. 2. То, что возникло, пойавилось в результате такого истеченийа. По представлению древних, вселеннайа есть эманацийа божества. 3. только ед. Излучение, испускание лучей радиоактивными веществами (физ.). 4. То, что выделйаетсйа таким излучением, газообразный продукт распада радиоактивных веществ (физ., хим.).

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ЕЖЕ
ПОДНОВИТЬСЯ
РЫБОТОРГОВЕЦ
ПРАПРАВНУК
РАЗДРАЙ
ШЕСТОПСАЛМИЕ
ЛАВКА
УМОЛЯЮЩИЙ
ЭТЮДНЫЙ

ЭМАНАЦИЯ

ПАГУБНОСТЬ
ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ
ПОДТАЛКИВАТЬ
НАКОЛОШМАЧИВАТЬ
РАЗОРИТЬ
ПОКАЛЫВАТЬ
ПРОКАПЫВАТЬ
ПЕРЕРИСОВАННЫЙ
ВЫМУЧЕННЫЙ


ЭМАЛЬ назад содержание далее ЭМАНСИПАТОР
Хостинг от uCoz