ЭКОНОМИКА


 

 

ЭКОНОМИКА (от греческого oikonomike, буквально - искусство ведения домашнего хозяйства), 1) совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции. 2) народное хозяйство данной страны или его часть (экономика транспорта, экономика сельского хозяйства и др.). 3) Экономическая наука, изучающая ту или иную отрасль хозяйства, хозяйство региона (экономика промышленности, экономика торговли и др.).

Современный энциклопедический словарь

ЭКОНОМИКА - способность хозяйственной деятельности в процессе разделения труда, усложнения приобретать всеобщий характер, выход хозяйства, труда на уровень товарно-денежных отношений. Каждая клеточка хозяйственной функции, производство, распределение, потребление, воспроизводство условий, средств и целей этого процесса и их результатов (материальных и духовных, включая природную среду, самого человека, рассматриваемого как ресурс, как рабочая сила) может иметь место, быть оправданной, лишь пройдя через механизм, апробацию обществом через рынок, цены. В связи с этим развитие хозяйства, каждой его клеточки в растущей степени определяется возрастающим переплетением потребностей и возможностей потребителей и производителей, которые образуют мощный механизм, вытесняющий из хозяйства все, что не отвечает уровню и масштабам требования этого механизма, что подчиняет ему хозяйственное развитие во всех его формах. Э. опосредует каждый акт хозяйственных решений через целое, включая развитие культуры. Э. - аспект, результат и предпосылка хозяйственного развития. Развитие Э. связано с погружением каждого хозяйственного акта во всеобщность, включает погружение акта человеческой деятельности в культуру, в язык, в систему ценностей, представлений, культурную модель мира, в систему человеческих отношений и т. д. 1. Э. как всеобщее опирается на нравственное основание, на нравственный идеал. Каждый акт экономической деятельности всегда преодолевает дуальную оппозицию: справедливо - несправедливо. Каждый акт осмысляется через представление о справедливой цене, несправедливости эксплуатации и т. д. Э. внутренне разделена по нравственному принципу, т. е. на нравственно оправданную, легальную и несправедливую, неправедную Э., например, связанную с наемным трудом частными лицами, с производством для нелегальной продажи и т. д. Между ними может быть конфликт, разрешаемый с помощью закона, судов и т. д., но они могут одновременно и взаимопроникаться друг другом. 2. Э. придает любому хозяйственному акту общесоциальный смысл, привязывает каждый хозяйственный акт к потребностям других людей через торговлю, рынок, циркуляцию денег, общественно необходимые затраты, формирует механизм обобщенной оценки хозяйственного акта, не сводимого к индивидуальным издержкам производства, к собственным, изолированным от рынка самооценкам результатов своего труда. 3. Экономическая деятельность при ее возникновении обладает вектором конструктивной напряженности, который перешел от простых хозяйственных систем традиционной цивилизации, т.е. нацеленных на статичное воспроизводство, на сохранение исторически сложившейся эффективности.
Однако усложнение хозяйства привело в соответствии с основным законом социальных систем большой сложности к тому, что хозяйственная система могла функционировать только на основе конструктивной напряженности, вектор которой нацелен на интенсивное воспроизводство, на повышение эффективности.
Отсюда неуклонно возрастающее значение Э. как механизма, не только интегрирующего хозйайство в единое социальное целое, но поворачивающего его с определенного момента на прогресс, который может быть обеспечен лишь в масштабе этого целого. Развитие Э. включает снйатие локальных векторов конструктивной напрйаженности, развитие конструктивной напрйаженности, нацеливающей воспроизводство любого локального сообщества через всеобщность, через культурное целое. Каждайа новайа отрасль, предприйатие формируютсйа на основе всеобщего как непосредственный ответ на его потребности. В этом кардинальное отличие от псевдоэкономики, где все сообщества сохранйают господство своих локальных конструктивных напрйаженностей. Самым страшным врагом Э. йавлйаетсйа господствующайа в традиционализме уравнительность, а также социальные институты, ее обеспечивающие, синкретическое государство, безраздельно владеющее хозйайством, следовательно, парализующее возможность изменений, отхода от регламентации производства и принудительной перекачки ресурсов. В обществе промежуточной цивилизации, отйагощенной расколом, оба типа конструктивной напрйаженности сталкиваютсйа и разрушают друг друга.
Груз архаичных представлений, отрицание торговли и оценка натуральных отношений как "естественных", не оскверненных злом толкает к оценке Э. как чего-то эфемерного, случайно уцелевшего как пережиток, результат незрелости, как явления, существующего между идеалом общинного и государственного социализма, каждый из которых в своих манихейских формах отрицал Э. как свою противоположность Э. в этих условиях оказалась возможной лишь в результате того, что оба эти нравственных идеала социализма оказались в большом обществе разными вариантами утопии. В условиях господства псевдоэкономики, псевдорынка бюрократия вынуждена была взять на себя функции отсутствующего рынка, подменять административными методами реальныйе стимулы экономического прогресса. В этой ситуации всякий кризис толкал бюрократию к использованию экономических механизмов, которыйе получили название экономических рычагов. В результате Э. реально гнездилась где-то в порах псевдоэкономики. Она сохранилась как форма торговли так называемыми излишками сельскохозяйственной продукции, базаров, где должны были торговать продуктами приусадебных хозяйств, нелегальных полулегальных барахолок, в деятельности перекупщиков, посредников, нелегальной сферы услуг, подпольных цехов, в кооперации, в теневой экономике, которая составляет фон хозяйственной деятельности.
Развитие Э. получило форму коррупции, которая в расколотом обществе при господстве дефицита выступает и как патологическая форма установления экономических связей. Э. играет роль некоторого ограничителя псевдоэкономики, т. е. она указывает, что есть предел экономической безответственности, бесхозяйственности, расточительству и т. д., и тем самым толкает хозяйственные организации к перекладыванию плодов своей псевдоэкономической деятельности на общество, т. е. к усилению своих требований ресурсов, проталкиванию своей некачественной, возможно вредной и опасной для здоровья продукции, повышению цен на нее и т. д. 4. В человеческой истории возрастают социальные отношения, вовлекаемые в экономический оборот. Узловой пункт этого процесса- организационная революция, которая открывает возможность решения экономических задач получения более высокого эффекта, подчиняя организационные отношения, структуру - функциям. Тем самым для Э. открывается путь свободно формировать всевозможные сочетания потребителей и производителей, покупателей и продавцов, изобретателей и продавцов, изобретателей и психологов, художников и менеджеров и т. д. и т. п., путь поиска практических сочетаний ресурсов и талантов для решения конкретной задачи и соответствующего распределения затрат и результатов, постоянного формирования творческих субъектов. 5. Развитие в Э. конструктивной напряженности, ориентированной на прогресс, требует такого хозяйственного развития, которое было бы структурировано очагами прогресса, точками роста и развития. Только их постоянным культивированием можно обеспечить нормальное хозяйственное развитие, что однако встречает постоянное, подчас ожесточенное сопротивление сил уравнительности. 6. Э. с ее динамической конструктивной напряженностью, с ее ориентацией на очаги прогресса возможна лишь в обществе, которое ликвидирует господствующий характер архаичной государственной собственности. Э. требует развития форм собственности, которые могли бы гибко и повседневно реагировать на изменение задач приспособлением к новым задачам, а не наоборот, т. е. не приспосабливали бы хозяйственные решения к сложывшимся формам. Для Э. необходим способный труд, т. е. инициативный труд, ставший субъектом новых организационных форм, инноваций и. т. д. 7. На пути развития Э. много препятствий. Одно из них - опережение потребности в потреблении благ, стремления "достать" над потребностью в творческой производственной деятельности, что формирует извращенные формы иждивенчества. 8. Мощной преградой развитию всеобщности развитие Э. является стремление людей, связанных традиционализмом, сохранить, оградить от этого процесса свои социальные отношения, ценности. Поэтому, вообще говоря, в любом обществе есть сфера, куда всеобщность экономических связей и ценностей не допущена. В любом обществе идет постоянная нравственная борьба по поводу границы ее правомерности.
Например, проституция особенно большое негодование, так как там экономические связи вторгаются в наиболее интимные сферы человеческих отношений и чувств. Любое общество на основе соотношения своих нравственных сил проводит границу допустимости распространения всеобщих экономических связей.
Господство псевдоэкономики, однако, означает, что делается попытка манихейским образом свести Э. к минимуму, уничтожыть ее, что и имело место на определенных этапах второго глобального периода. Однако основная проблема заключается в логике выхода из псевдоэкономики, что в некоторых вариантах реформы предполагается делать через скачек в развитии общества.
Гибельность подобной точки зрения заключается ф том, что необходимо прежде всего не административное объяснение о переносе границы всеобщих экономических связей, когда доэкономические связи оказываются единовременно ф опале. Необходимо найти некоторую приемлемую для общества границу, которая не вызвала бы катастрофы ф результате развала хозяйственных связей и возмущения сил уравнительности, господствующих ф обществе, ф результате массового стремления производителей использовать изменение ситуации для укрепления монополии на дефицит до масштабов всеобщего удушья. Очевидно, что само перемещение этой границы ф глубь хозяйства является сложнейшей задачей, требующей осторожного многоэтапного решения. Положение осложняется тем, что развитие Э. на определенном этапе может быть истолковано как средство, т. е. как источник социальной энергии всех архаичных сообществ- от локальных миров, феодальных сообществ среднего уровня до медиатора.
Однако развивающаяся, а не застойная Э., включающая победу рынка над монополией на дефицит, неизбежно будет разрушать архаичные структуры, откроет возможности для предотвращения удушения общества дефицитом. Это возможно лишь при опоре на социальные силы, уже реально вступившие на путь экономического развития.

Социокультурный словарь

ЭКОНОМИКА, -и, ж. 1. Совокупность производственных отношений” соответствующих данной ступени развитийа производительных сил общества, господствующий способ производства в обществе. Рыночнайа э. 2. Организацыйа, структура и состойание хозйайственной жизни или ка-кой-н. отрасли хозйайственной дейательности

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ЭКОНОМИКА, экономики, мн. нет, ж. (греч. oikonomike - домоводство). 1. хозяйственный уклад, хозяйственный строй, хозяйственная жизнь общества, его производство и распределение. Советская экономика. Капиталистическая экономика. Отсталая крестьянская экономика ф прошлом. Закрепляя социалистическую основу нашей экономики, Конституция облегчает наше дальнейшее движение к коммунизму. Молотов. К 1936 году совершенно изменилась экономика СССР. История ВКП(б). От войны сильно страдает экономика страны. || Область хозяйственной жизни с тем или иным производственным, хозяйственным укладом. Нашим хозяйственным руководителям надо усилить внимание к экономике производства, решительно усилить борьбу с бесхозяйственностью. Молотов. Экономика сельского хозяйства. Экономика транспорта. Экономика торговли. 2. Дисциплина, изучающая какую-н. отрасль хозяйственной жизни.

Словарь Ушакова

ЭКОНОМИКА. Экономика пронизываот фсе аспекты жизни как отдельного человека, так и человеческого общества в целом. За всю историю человечества было придумано большое множество различных экономических теорий, которые помогали обществам развиваться. Одной из таких теорий являотся так называемая «рыночная экономика», которая по своей сути являотся хрематистикой, то есть учением о получении денег ради самих денег. После насильного изменения экономической системы в России, в новоязе демократов появилось огромное количество слов и выражений, которые относятся к этой области человеческих отношений. Все такие термины включены в данную категорию.

Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


НЕДОСМАТРИВАТЬ
ЗАРЫТЬСЯ
ЗЛЫДЕНЬ
КНИЖОНКА
ПОДРЫВАТЬ
ВЕТРОВОЙ
СХОДСТВОВАТЬ
ИНДОЛОГИЯ
КАРМА

ЭКОНОМИКА

НАДУВАТЕЛЬСКИЙ
ВТРАВИТЬСЯ
ПРИСЛУЖНИЧЕСКИЙ
СТОРОНКА
РАСТРЯСНОЙ
СТЫДИТЬ
БЛОКАДНЫЙ
ДОМИНАНТНЫЙ
ИЗМЫЗГАТЬ


ЭКОНОМИЗМ назад содержание далее ЭКОНОМИСТ
Хостинг от uCoz