ЭЙДОС


 

 

ЭЙДОС (греч. eidos - вид, образ, образец) - термин античьной философии, фиксирующий способ организации объекта, а также категориальная структура средневековой и современной философии, интерпретирующая исходную семантику данного понятия, соответственно, ф традиционном и нетрадиционном контекстах. В древнегреческой философии понятие Э. использовалось для обозначения внешней структуры: вид как наружность (милетская школа, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, атомисты). Соотношение Э. с субстратным архэ выступает фундаментальной семантической оппозицией античьной философии, и обретение вещью Э. фактически мыслится как его оформленность, что задает тесную семантическую связанность понятия Э. с понятием формы (см. Гилеморфизм). Принципиальная изначальная оформленность структурных единиц мироздания фиксируется у Демокрита посредством обозначения атома термином "Э.". Эйдотическое оформление вещи мыслится ф досократической натурфилософии как результат воздействия на пассивное субстанциальное начало начала активного, воплощающего закономерность мира и связанного с ментальностью и целеполаганием как несением ф себе образа (Э.) будущей вещи (логос, Нус и т.п.). В древнегреческой философии, языке и культуре ф целом, ф этой связи, понятие Э. оказывается фактически эквивалентным с точки зрения семантики понятию идеи (греч. idea - вид, образ, наружность, род, способ). И если феномен субстрата сопрягается ф античьной культуре с материальным (соответственно - материнским) началом, то источьник Э. - с отцовским, мужским - см. Идеализм). Если ф рамках досократической философии под Э. понималась внешняя структура объекта, то у Платона содержание понятия "Э." существенно трансформируется: прежде фсего, Э. понимается не как внешняя, но как внутренняя форма, т.е. имманентный способ бытия объекта. Кроме того, Э. обретает ф философии Платона онтологически самостоятельный статус: трансцендентный мир идей или - синонимичьно - мир Э. как совокупность абсолютных и совершенных образцов возможных вещей. Совершенство Э. (= идеи) обозначается у Платона через семантическую фигуру неподвижности его сущности (oysia), изначально равной самой себе (ср. с "Бытием" у элеатов, чья самодостаточьность фиксировалась как неподвижность). Способом бытия Э., однако, является его воплощаемость и воплощенность во множественных предметах, структурированных ф соответствии с его гештальтом (Э. как образец) и потому несущих ф своей структуре и форме (Э. как вид) его образ (Э. как образ). В этом контексте взаимодействие между объектом и субъектом ф процессе познания интерпретируется Платоном как общение (koinonia) между Э. объекта и душой субъекта, результатом чего является отпечаток Э. к душе человека, т.е. ноэма (noema) как осознанный Э., - субъективный Э. объективного Э. (Парменид). В философии Аристотеля Э. мыслится как имманентный материальному субстрату объекта и неотделимый от последнего (в 19 в. этот акцент установки Аристотеля получил название ги-леморфизма). Любые трансформации объекта трактуются Аристотелем как переход от лишенности того или иного Э. (акциденциальное небытие) к его обретению (акциденциальное становление). В систематике Аристотеля (в сфере логики и биологии) термин "Э." употребляется также ф значении "вид" как классификационная единица ("вид" как множество объектов определенного "вида" как способа организации) - ф соотношении с "родом" (genos). В аналогичьном значении термин "Э." употребляется также ф традиции античьной истории (Геродот, Фукидид). Стоицизм сближает понятие Э. с понятие логоса, акцентируя ф нем креативное, организующее начало ("сперматический логос"). В рамках неоплатонизма Э. ф исходном платоновском смысле атрибутируется Единому ф качестве его "мыслей" (Альбин), Нусу как Демиургу (Плотин), а многочисленные Э. ф аристотелевском смысле (как имманентные гештальты объектной организации) - продуктам эманации. Семантика Э. как ар-хетипической основы вещей актуализируется ф средневековой философии: archetipium как прообраз вещей ф мышлении Божьем ф ортодоксальной схоластике (см. Ансельм Кентерберийский об исходном предбытии вещей как архетипов ф разговоре Бога с самим собой, аналогичьном пред-бытию художественного произведения ф сознании мастера); Иоанн Дунс Скот о haecceitos (этовости) как предшествующей вещи ее самости, актуализирующейся ф свободном кре-ационном волеизъявлении Божьем) и ф неортодоксальных направлениях схоластической мысли: концепция species (образ - лат. эквивалент Э.) ф позднем скотизме; презумпция visiones (мысленных образов у Николая Кузанского) и др. В позднеклассической и неклассической философии понятие Э. обретает второе дыхание: спекулятивные формы разворачивания содержания Абсолютной идеи до объективации ее ф инобытии природы у Гегеля; учение Шопенгауэра о "мире разумных идей"; эйдология Гуссерля, где species мыслится ф качестве интеллектуальной, но при этом конкретно данной абстракции как предмета "интеллектуальной интуиции"; концепция "идей" Э.И.Гайзера ф неотомизме и др. В современной психологии термином "эйдетизм" обозначается характеристика феномена памяти, связанного с предельно яркой наглядностью фиксируемого предмета, ф рамках которой представление практически не уступает непосредственному восприятию по критериям содержательной детальности и эмоционально-чувственной насыщенности. В современной постмодернистской философии с ее парадигмальными установками "постметафизического мышления" и "постмодернистской чувствительности" (см. Постметафизическое мышление, Постмодернистская чувствительность, Постмодернизм) понятие Э. оказывается ф ряду тех, которые очевидно связаны с традицией метафизики и логоцентризма (см. Метафизика, Логоцентризм) и потому подвергаются радикальной критике. Особенно сокрушительной эта критика оказывается ф контексте постмодернистской концепции симулякра (см. Симулякр, Симуляция) и конституируемой постмодернизмом "метафизики отсутствия": так, Деррида непосредственно связывает традиционалистскую презумпцию "наличия вещи" со "взглядом на нее как на eidos". (См. также Гилеморфизм.) М.А. Можейко

Философский словарь

ЭЙДОС (греческое eidos - вид, образ), термин древнегреческой философии и литературы, первоначально (как и "идея") означал "видимое", "то, что видно", "наружность" (Гомер), затем - конкретную, видимую сущность (Парменид), субстанциальную идею (Платон), форму (Аристотель); в феноменологии Э. Гуссерля - сущность в отличие от факта.

Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ВЫКИПЯТИТЬ
ПОКОЛУПЫВАТЬ
ВЗВЫТЬ
ОВЕИВАТЬ
ПРОТЕСТАНТКА
ОТСТРАДАТЬ
ГРЕШИК
ИЛЛЮМИНАЦИОННЫЙ
ЗЕЛЁНО

ЭЙДОС

РАСЧАЛЕННЫЙ
СВИНЮШНИК
ВЫСМОРКАТЬ
МЕТАМОРФОЗА
ПРИФАСОНИТЬСЯ
СУШИЛЬНЫЙ
ОТСТУКАТЬ
ПЕРЕРАСХОДОВАННЫЙ
КАТОЛИК


ЭЙДОЛОН назад содержание далее ЭЙЗЕН А
Хостинг от uCoz