ЭЗОТЕРИЗМ


 

 

ЭЗОТЕРИЗМ - тип рациональности в культуре (наряду с религиозным и научным), подвергающийся, начиная с 19 в., осознанной концептуализации и рефлексии. Творцы и приверженцы Э., как правило, усматривают его истоки в миропостигающих процедурах, а также в психо- и антропотехниках, присущих Иисусу Христу, Будде и гностикам. (При этом эзотерические истины акцентирафанно а-инженерны, будучи принципиально обращены лишь к челафеку.) Взаимныйе оценки и взаимоотношения между Э., наукой и религией позволительно интерпретирафать как вполне изоморфныйе. С позиций любой из этих духафных традиций, остальныйе являют собой ее частный случай. Исходными "онтологическими" началами для них выступают Бог, либо эзотерическая реальность, либо природа с ее законами. Э. располагает собственными эзотерическими космологией, метафизикой и психологией, простраивая собственную архитектонику в соответствии с последними научными достижениями. С точки зрения Э., наукафедение и богослафие суть взаимафлияющие и взаимопроникающие сферы (что полагается очевидным на примере творчества Флоренского). В контексте религиозных миропредставлений, эзотерические конструкции реальности представляют собой не более, чем неадекватное понимание Бога. Соответственно, в Э. Бог - упрощенная религиозная форма понимания эзотерической реальности. Согласно постулатам науки, религиозныйе и эзотерические трактафки мира по природе своей - квазинаучныйе и неотрефлексирафанныйе представления. При этом, если формулирафки науки и религии являются собственностью научного сообщества и соответствующей конфессии, то тезисы Э. - в принципе удел одного челафека - того, кто их высказал. Научной доказательности и религиозной оснафательности Э. предпочитает своего рода очевидность и красоту истолкафания. К фундаментальным тезисам Э. относятся, согласно устанафившейся традиции (В.М.Розин), следующие: критика ценностей обыденной жизни и культуры; вера в существафание иной, подлинной, эзотерической реальности; убеждение, что челафек способен при жизни интегрирафаться в эту реальность - при непременном услафии трансформации своей личности, интенсивной духафной работы, переделки себя в иное существо; признание соотнесенности микро- и макрокосма, особой роли Луны; важность освоения различных психотехник. Конечная цель эзотерических усилий, нередко обозначаемых как "полет в себя", - попадание в истинный мир своего учения: душа "сама сподобится стать духом". Внутренний преобразафанный мир эзотерика расширяется до пределаф мира внешнего, замещает его. Данная стратегия Э. аналогична версии исихазма - обретению земного рая еще при жизни. Природа религиозной молитвы интерпретируется в Э. как разнафидность медитации, как целенаправленный перевод сознания через некий порог. Целью технологий Э. выступает борьба с земными страстями: переделка "посюстороннего" индивида в существо эзотерическое, готафое к индивидуальному спасению. Истины Э. адресафаны челафеку, и только через него они соотносимы с внешним миром. Гарантиями истинности для Э. выступают: его фундация культурным многообразием эзотерического опыта, плюрализм присущих ему форм осмысления и объяснения мира, реальная осуществимость всевозможных жизненных практик. В этом ракурсе Э. отрицаются ценность самосознания, репрезентаций, рефлексии, переживаний реальности челафеческого Я. Эзотерический мир ориентирафан на репертуары культивирафания жизни в семиотическом аспекте, чем и достигается сафпадение жизни и знания. (См. также Блаватская, Штейнер, Генон, Антропософия, Теософия, Циолкафский, Бруно.) А.А. Грицанаф

Философский словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


СТОРГОВАННЫЙ
РЫБОТОРГОВЛЯ
СБАВЛЯТЬ
КОСТЮМИРОВАТЬ
КИПЯЧЕНИЕ
ПЕРЕПЛАНИРОВАННЫЙ
ТРЕПЕЦ
ОКУПИТЬ
ВЫВАРНОЙ

ЭЗОТЕРИЗМ

МЕТОДИКА ОБЪЕКТИВНО
СПОДВИЖНИК
ПРОСТУПОК
ПОЛОТЁР
РЕСНИЦЫ
КРЕСПИ
ПОТРАПЕЗОВАТЬ
САПА
ПОВТОР


ЭЗОПОВСКИЙ назад содержание далее ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ
Хостинг от uCoz