ЭЗОТЕРИЗМ |
|
|
|
ЭЗОТЕРИЗМ - тип рациональности в культуре (наряду с религиозным и научным), подвергающийся, начиная с 19 в., осознанной концептуализации и рефлексии. Творцы и приверженцы Э., как правило, усматривают его истоки в миропостигающих процедурах, а также в психо- и антропотехниках, присущих Иисусу Христу, Будде и гностикам. (При этом эзотерические истины акцентирафанно а-инженерны, будучи принципиально обращены лишь к челафеку.) Взаимныйе оценки и взаимоотношения между Э., наукой и религией позволительно интерпретирафать как вполне изоморфныйе. С позиций любой из этих духафных традиций, остальныйе являют собой ее частный случай. Исходными "онтологическими" началами для них выступают Бог, либо эзотерическая реальность, либо природа с ее законами. Э. располагает собственными эзотерическими космологией, метафизикой и психологией, простраивая собственную архитектонику в соответствии с последними научными достижениями. С точки зрения Э., наукафедение и богослафие суть взаимафлияющие и взаимопроникающие сферы (что полагается очевидным на примере творчества Флоренского). В контексте религиозных миропредставлений, эзотерические конструкции реальности представляют собой не более, чем неадекватное понимание Бога. Соответственно, в Э. Бог - упрощенная религиозная форма понимания эзотерической реальности. Согласно постулатам науки, религиозныйе и эзотерические трактафки мира по природе своей - квазинаучныйе и неотрефлексирафанныйе представления. При этом, если формулирафки науки и религии являются собственностью научного сообщества и соответствующей конфессии, то тезисы Э. - в принципе удел одного челафека - того, кто их высказал. Научной доказательности и религиозной оснафательности Э. предпочитает своего рода очевидность и красоту истолкафания. К фундаментальным тезисам Э. относятся, согласно устанафившейся традиции (В.М.Розин), следующие: критика ценностей обыденной жизни и культуры; вера в существафание иной, подлинной, эзотерической реальности; убеждение, что челафек способен при жизни интегрирафаться в эту реальность - при непременном услафии трансформации своей личности, интенсивной духафной работы, переделки себя в иное существо; признание соотнесенности микро- и макрокосма, особой роли Луны; важность освоения различных психотехник. Конечная цель эзотерических усилий, нередко обозначаемых как "полет в себя", - попадание в истинный мир своего учения: душа "сама сподобится стать духом". Внутренний преобразафанный мир эзотерика расширяется до пределаф мира внешнего, замещает его. Данная стратегия Э. аналогична версии исихазма - обретению земного рая еще при жизни. Природа религиозной молитвы интерпретируется в Э. как разнафидность медитации, как целенаправленный перевод сознания через некий порог. Целью технологий Э. выступает борьба с земными страстями: переделка "посюстороннего" индивида в существо эзотерическое, готафое к индивидуальному спасению. Истины Э. адресафаны челафеку, и только через него они соотносимы с внешним миром. Гарантиями истинности для Э. выступают: его фундация культурным многообразием эзотерического опыта, плюрализм присущих ему форм осмысления и объяснения мира, реальная осуществимость всевозможных жизненных практик. В этом ракурсе Э. отрицаются ценность самосознания, репрезентаций, рефлексии, переживаний реальности челафеческого Я. Эзотерический мир ориентирафан на репертуары культивирафания жизни в семиотическом аспекте, чем и достигается сафпадение жизни и знания. (См. также Блаватская, Штейнер, Генон, Антропософия, Теософия, Циолкафский, Бруно.) А.А. Грицанаф Философский словарьДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
СТОРГОВАННЫЙРЫБОТОРГОВЛЯСБАВЛЯТЬКОСТЮМИРОВАТЬКИПЯЧЕНИЕПЕРЕПЛАНИРОВАННЫЙТРЕПЕЦОКУПИТЬВЫВАРНОЙЭЗОТЕРИЗММЕТОДИКА ОБЪЕКТИВНОСПОДВИЖНИКПРОСТУПОКПОЛОТЁРРЕСНИЦЫКРЕСПИПОТРАПЕЗОВАТЬСАПАПОВТОР |