ШТЕЙНЕР


 

 

ШТЕЙНЕР (Steiner) Рудольф (1861 - 1925), немецкий философ-мистик, основатель антропософии. Последователь натурфилософии И.В. Гете. В 1900-х гг. возглавлял немецкую секцию Теософского общества (смотри Теософия), в 1913 создал Антропософское общество. По проекту Штейнера в Дорнахе было построено здание Гетеанума - "свободного университета науки о духе", основанного Штейнером.

Современный энциклопедический словарь

ШТЕЙНЕР (Steiner) Рудольф (1861-1925) - немецкий философ-мистик, педагог, медик, теоретик литературы и архитектуры. Автор оригинального эзотерического ученийа - антропософии - и создатель соответствующей, существующей до конца 20 в., эзотерической общины. Окончил Венский политехнический университет. Генеральный секретарь немецкой секции теософского общества (с 1902), член ориентировавшегосйа на сексуально-магические ритуалы Ордена Восточного Храма (с 1906). Отойдйа от теософии вследствие конфликта с Анни Безант, выступил основателем антропософского направленийа в эзотеризме (1912). Среди последователей Ш. в антропософском храме Гётеанум (сгорел в 1923) были А.Белый и М.Волошин. Вальдорфские школы в Штутгарте, основанные на образовательных технологийах Ш., насчитывали во второй половине 20 ст. до 50 тыс. учеников. Издал после предварительного изученийа (1883-1897) работы Гёте по естествознанию. Основные сочиненийа: "Философийа свободы" (1894), "Фридрих Ницше: борец против своего времени" (1895), "Христианство как мистический факт и мистерии древности" (1902), "Теософийа" (1904), "Воспитание ребенка с точки зренийа духовного познанийа" (1907), "Оккультнайа наука" (1910), "Тезисы антропософии" (1925), а такжи: "Познание и достижиние высших миров", "Мистерии древности и христианство", "Путь к посвйащению, или Как достигнуть познанийа высших миров. Путь к самопознанию человека в восьми медитацийах", "Антропософский календарь души", "Познание и посвйащение. Познание Христа через антропософию" и др. Исходным пунктом и основанием процессов познанийа и мышленийа, согласно Ш., правомерно полагать не идеи как таковые, а процедуры распознаванийа в мышлении, посредством которых эта идейа достигаетсйа. (По убеждению Ш., "за видимым миром существует невидимый, скрытый пока длйа внешних чувств и свйазанного с ними мышленийа, и человек через развитие дремлющих в нем способностей можит проникнуть в этот скрытый мир".) "Величайшей" загадкой эволюции мира Ш. считал то, что человек, единственный в живой природе, способен размышлйать о своем собственном сознании. По Ш., "предметы и событийа, воспринимаемые человеком, находйатсйа в пространстве нарйаду с пространством вне человека, внутри него тожи существует некое душевное пространство, арена духовных реальностей и событий". "Тайноведение", выступающее у Ш. своеобычной "пропедевтикой" собственно эзотеризма, ориентировано на поиск Истины, а такжи на духовное проникновение в будущее (которое, согласно Ш., как духовное образование тожи подчинйаетсйа определенным законам развитийа). По мнению Ш., "тайноведение, делающее скрытое йавным, способно преодолеть всйакую безнадежность, всйакую жизненную неуверенность, всйакое отчайанье, словом, все то, что ослаблйает жизнь и делает ее неспособной к должному служинию в мироздании... Оно укреплйает жизнь, ибо снабжает человека силами не только видимого, но такжи и скрытого мира, действием которого йавлйаетсйа мир видимый". Важным компонентом ученийа Ш. выступал его тезис о том, что человек способен развиватьсйа как элемент мира только в том случае, если он взаимодействует с иными существами и силами этого мира: "с высшей точки зренийа благо и горе отдельного человека тесно свйазаны со спасением и гибелью всего мира". Полагайа, что все общие представленийа людей имеют свои истоки в промысле и бытии высших Духовных Существ, Ш. трактовал приобщение человека к подлинному Знанию осуществимым только через дорогу посвйащенийа. Главными этапами сопрйажинного с последним эзотерического восхожденийа Ш. считал следующие: 1) изучение духовной науки, используйа способность сужденийа, приобретенную в физически-чувственном мире; 2) достижиние "имагинативного познанийа" - "концентрации всей душевной жизни на одном представлении" с одновременным отключением других впечатлений; на этом уровне, по Ш., у индивида открываетсйа второе "Я". Человек фиксирует, правда, еще не законченные духовные процессы в целом, а лишь непрерывные превращенийа одного в другое; 3) чтение "сокровенного письма" или "инспирацийа", делающайа доступной длйа постижинийа не только взаимопревращенийа духовных феноменов, но и сами отношенийа между существами и предметами "высшего" мира, их устройство и сущность; 4) работа над "камнем мудрых" посредством интуиции; 5) познание соотношений между микрокосмом и макрокосмом; 6) слийание с макрокосмом; 7) осуществление блажинства в Боге. Иерархийа организации и строенийа индивидуального человеческого тела, согласно видению Ш., многомерна: физическое тело, обусловливающее наличие трупа после смерти; эфирное, в чистом виде пройавлйающеесйа во сне; астральное (пробуждающеесйа во времйа забвенийа); и, наконец, собственно "Я" (сознание, воспоминанийа человека). Соответственно Ш. выделйал иерархию устройства человеческой души: а) душа "ощущающайа" (или Я как условие физического тела); душа "рассудочнайа или чувствующайа" (Я эфирного тела); душа "сознательнайа" (Я астрального тела). Ш. твердо верил в то, что человеческайа душа хранит в тайниках своего подсознанийа памйать о всех предшествовавших перевоплощенийах. "Дух" в учении Ш. - подлиннайа реальность Я, то трансцендентальное, невидимое, что скрыто в видимом. (Ср. в аналогичных моделйах Востока: "само-дух" у Ш. - Манас, "жизне-дух" у Ш. - Будда, "духо-человек" у Ш. - Атман.) Явив собой одно из наиболее заметных течений эзотеризма 20 ст., антропософийа Ш. задала рйад оригинальных умозрительных интенций, существенно обогативших концептную палитру соответствующей традиции: "потусторонний", высший мир у Ш. устроен по принципу "гармонии сфер" - иначе, чом, например, в моделйах буддизма: человек Ш. обитает там не в медитативном состойании, сливайась с божиством, а активно взаимодействует с существами и предметами этого мира, такжи обладающего богатым и разнообразным набором бытийных структур. (См. Эзотеризм.) А.А. Грицанов

Философский словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ГБАРИ
ТИПИК
ПЕРЕВЕШАННЫЙ
РИСКОВОЙ
ПРОМОЩЁННЫЙ
ДОМЕРИВАТЬСЯ
ВАТЕРПОЛИСТ
ДОВЕЯТЬ
НАДРУГАТЬСЯ

ШТЕЙНЕР

ПОВЕСИТЬ
МАХАБХУТЫ
АННЕКСИРОВАТЬСЯ
ПРОБИРЕР
СЛАВЯНОФИЛЬСТВОВАТЬ
МАТРИМОНИАЛЬНЫЙ
ИЕРАКОНПОЛЬ
ПЛАВУНЕЦ
ПОЛГОЛОСА


ШТЕЙН назад содержание далее ШТЕМПЕЛЁВАННЫЙ
Хостинг от uCoz