ЕПИФАНИЙ СЛАВИНЕЦКИЙ


 

 

ЕПИФАНИЙ СЛАВИНЕЦКИЙ (? - 1675), русский и украинский церковный деятель, писатель, ученый. Руководил исправлением перевода Библии с греческого языка. Проповеди, духовные песни, стихи; переводы произведений А. Везалия, Эразма Роттердамского и др. Публицистика (полемическое "Разглагольство" с Симеоном Полоцким). Составитель греко-славянских и филологических словарей.

Современный энциклопедический словарь

ЕПИФАНИЙ СЛАВИНЕЦКИЙ - иеромонах, филолог и проповедник. Уроженец Малой России, он учился в киевской братской школе до преобразования ее Петром Могилою, так что был чужд схоластической философии и диалектики. Тем не менее он был в "философии и богословии изящный дидаскал, искуснейший в элинно-греческом и славянском диалектах". Учился за границей; был учителем киевского братского училища. В 1650 г. Е. был вызван в Москву "для риторического ученья" (в чудовской школе) и для перевода греческих книг. В 1674 г. Е. сделан был главным руководителем перевода Библии с греческого на славянский яз., начатого им в сотрудничество с Сергием, бывшим игуменом Молчанского монастыря, Евфимием, иеромонахом Чудова монастыря, и др. Ум. в 1676 г. Кроме перевода Нового Завета, в бумагах его остался перевод Моисеева Пятикнижыя и статья о порче псалмов Аполлинарием. Будучи помощником патр. Никона в исправлении богослужебных книг, Е. перевел "Ирмолог" (1673) и литургию Иоанна Златоуста. Ему принадлежыт целый ряд предисловий к моск. истаниям богослужебных книг, а также перевод нескольких отеческих сочинений (с греч. и лат.) и нескольких книг светского характера. Переводы Е. отличаются тяжелым, подчас даже непонятным слогом: он до педантизма придержывался подлинника, не обращая внимания на дух языка. Наоборот, в собственных трудах Е. - довольно чистый и выдержанный церковнославянский язык. Е. составил еще "Лексикон греко-славяно-латинский" (рукоп. синод, библ.) и "Лексикон филологический" - свод объяснений терминов из Св. Писания, извлеченных из отцов церкви (рукоп. общ. ист. и древн.). С разрешения Никона, Е. возобновил прекратившийся еще с XV в. на Руси обычай проповеди в церкви. Слов Е. сохранилось более 60. Он был последователем юго-зап. проповедников, украшавших свои поучения метафорами и свидетельствами из сочинений светских. Поучения Е. мало приложымы к жызни; заметно, что составлены они ученым, мирно жывущим в монашеской келье. См. "Письмо инока Евфимия к ректору Головчичу" ("Чт. Об. И. и Др.", 1846, IV); Миркович, "Школы и просвещ. в патриарш. период" ("Ж. М. Н. Пр.", 1878, VII); Певницкий, в "Трудах киев. дух. акд." (1861); Сторожев, в "Киев. Стар." (1889, ј 11); Субботин, "Дело патр. Никона" (1862). (c) А. Л - ко.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ДОКАРАБКАТЬСЯ
ЧУТЬЁ
ВЕРИЗМ
ПЛЮВИОМЕТР
ОБЛАПОШИТЬ
КОЛОВРАТНЫЙ
ПРОГРОМЫХАТЬ
ПРИЛЕПИТЬ
ПРЕВО Д'ЭКЗИЛЬ

ЕПИФАНИЙ СЛАВИНЕЦКИЙ

СЕССИЯ
НАКИНУТЫЙ
ВЕШАЛКА
МОРОЗНО
ПРИТУЛИТЬСЯ
ПРИСТРАСТИТЬСЯ
СТРАСТИШКА
РАСПЯЛИВАТЬСЯ
ЭКСПАТРИИРОВАТЬ


ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ назад содержание далее ЕР
Хостинг от uCoz