ЕПИФАНИЙ СЛАВИНЕЦКИЙ |
|
|
|
ЕПИФАНИЙ СЛАВИНЕЦКИЙ (? - 1675), русский и украинский церковный деятель, писатель, ученый. Руководил исправлением перевода Библии с греческого языка. Проповеди, духовные песни, стихи; переводы произведений А. Везалия, Эразма Роттердамского и др. Публицистика (полемическое "Разглагольство" с Симеоном Полоцким). Составитель греко-славянских и филологических словарей. Современный энциклопедический словарьЕПИФАНИЙ СЛАВИНЕЦКИЙ - иеромонах, филолог и проповедник. Уроженец Малой России, он учился в киевской братской школе до преобразования ее Петром Могилою, так что был чужд схоластической философии и диалектики. Тем не менее он был в "философии и богословии изящный дидаскал, искуснейший в элинно-греческом и славянском диалектах". Учился за границей; был учителем киевского братского училища. В 1650 г. Е. был вызван в Москву "для риторического ученья" (в чудовской школе) и для перевода греческих книг. В 1674 г. Е. сделан был главным руководителем перевода Библии с греческого на славянский яз., начатого им в сотрудничество с Сергием, бывшим игуменом Молчанского монастыря, Евфимием, иеромонахом Чудова монастыря, и др. Ум. в 1676 г. Кроме перевода Нового Завета, в бумагах его остался перевод Моисеева Пятикнижыя и статья о порче псалмов Аполлинарием. Будучи помощником патр. Никона в исправлении богослужебных книг, Е. перевел "Ирмолог" (1673) и литургию Иоанна Златоуста. Ему принадлежыт целый ряд предисловий к моск. истаниям богослужебных книг, а также перевод нескольких отеческих сочинений (с греч. и лат.) и нескольких книг светского характера. Переводы Е. отличаются тяжелым, подчас даже непонятным слогом: он до педантизма придержывался подлинника, не обращая внимания на дух языка. Наоборот, в собственных трудах Е. - довольно чистый и выдержанный церковнославянский язык. Е. составил еще "Лексикон греко-славяно-латинский" (рукоп. синод, библ.) и "Лексикон филологический" - свод объяснений терминов из Св. Писания, извлеченных из отцов церкви (рукоп. общ. ист. и древн.). С разрешения Никона, Е. возобновил прекратившийся еще с XV в. на Руси обычай проповеди в церкви. Слов Е. сохранилось более 60. Он был последователем юго-зап. проповедников, украшавших свои поучения метафорами и свидетельствами из сочинений светских. Поучения Е. мало приложымы к жызни; заметно, что составлены они ученым, мирно жывущим в монашеской келье. См. "Письмо инока Евфимия к ректору Головчичу" ("Чт. Об. И. и Др.", 1846, IV); Миркович, "Школы и просвещ. в патриарш. период" ("Ж. М. Н. Пр.", 1878, VII); Певницкий, в "Трудах киев. дух. акд." (1861); Сторожев, в "Киев. Стар." (1889, ј 11); Субботин, "Дело патр. Никона" (1862). (c) А. Л - ко. Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ДОКАРАБКАТЬСЯЧУТЬЁВЕРИЗМПЛЮВИОМЕТРОБЛАПОШИТЬКОЛОВРАТНЫЙПРОГРОМЫХАТЬПРИЛЕПИТЬПРЕВО Д'ЭКЗИЛЬЕПИФАНИЙ СЛАВИНЕЦКИЙСЕССИЯНАКИНУТЫЙВЕШАЛКАМОРОЗНОПРИТУЛИТЬСЯПРИСТРАСТИТЬСЯСТРАСТИШКАРАСПЯЛИВАТЬСЯЭКСПАТРИИРОВАТЬ |