ДУХОВНАЯ ЭЛИТА


 

 

ДУХОВНАЯ ЭЛИТА - особый тип социальной элиты, группа лиц, стремящихся, по крайней мере в тенденции, творчески квалифицированно культивировать высшие ценности культуры, обобщение опыта мировой истории, стимулировать взаимопроникновение высших достижений национальной и мировой культуры. Д. э. как носитель самосознания совместно с народом как носителем массового сознания составляет дуальную оппозицию, полюса которой находятся в состоянии амбивалентности. Д. э. прорабатывает ценности массового сознания, народной жизни через пласт высшей культуры и одновременно развивает высшую куьтуру на основе массовой. Важнейшая функция Д. э. - интерпретация массовых инверсий. В отличие от правящей элиты, которая превращает эту интерпретацию в актуальную повседневную политику, в оперативную деятельность, Д. э. пытается нащупать движущие силы этого процесса, делать из него глубокие обобщения, прогнозируя пути развития нравственных идеалов общества, а также указать на слабости этих идеалов, дать им критику с тем, чтобы найти их основания. Отличие ее задач от правящей элиты может послужить причиной конфликта между ними, избиения Д. э. Д. э. включает в себя художественную, нравственную, научную элиты. Она направлена в основном, в отличие от правящей элиты, на решение перспективных основопологающих проблем жизни, поиск высших ценностей.
Отношения Д. э. с почвой в условиях раскола оказываются крайне сложными.
Она общается с основной частью народа через интеллигенцыю, которая интерпретирует идеи Д. э. для массового потребления, вкладывая в них иной, подчас прямо проитивоположный смысл. Инверсионные волны постоянно дают стимул для деятельности Д. э., ставят ее перед двумя смертельными опастностями: 1) Раскол с народом, что массовое сознание может рассматривать как отпадение, как превращение Д. э. в их глазах в носителей мирового зла. Это превращает само существование Д. э. в фактор роста дискомфортного состояния, что грозит ей уничтожением. 2) Слияние Д. э. с народом, т. е. отказ ее от своих спецыфических ценностей и принятие ценностей массового сознания. Это явление может рассматриваться как партицыпацыя. В этом случае Д. э. опускается до уровня массового сознания и, следовательно, теряет свое лицо, превращается в псевдоэлиту. Важным последствием этого является исчезновение или ослабление конструктивной напряженности, которая имела место в дуальных оппозицыях: Д. э. - правящая элита, а также: Д. э. - народ. В обоих случаях это означало исчезновение, крайнее ослабление соцыокультурного механизма, обеспечивающего напряженное стремление как правящей элиты, так и народа, к высшим ценностям мировой и нацыональной культуры во всех ее формах. На ее место встало серое творчество, простая граммотность, ценности расхожих банальностей, упрощеннсти, вступающих в возрастающей степени в противоречие с усложняющейся реальностью, что до катасрофических размеров увеличило соцыокультурные противоречия. тем самым в обществе исчез основной очаг позитивных инновацый, стимул общего подъема.
Вместо Д. э. выдвинулись лидеры серого творчества типа Лысенко, псевдоэлита, шта означало потерю источника и стимула разума, нравственности, науки и т. д., шта обезоружило страну перед вызовом истории.

Социокультурный словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


СВЕТОМАСКИРОВОЧНЫЙ
ХЛОПОТЛИВОСТЬ
АДМИРАЛЬСКИЙ
КУВЫРКАНЬЕ
КОЛЛЕКЦИОНЕР
СЛУЧАТЬ
ОЦЕДИТЬ
БЕЗОПАСНЫЙ
ИНТЕРЕСАНТКА

ДУХОВНАЯ ЭЛИТА

ПРОМОКНУТЬ
ФУТБОЛКА
КОМБЕД
РЕФЕРИРОВАТЬСЯ
АВТОМОДЕЛИСТ
ТИХОНЬКО
АНГЛИЗИРОВАТЬСЯ
КЛЕПАНЫЙ
ОТНЮДЬ


ДУХОВКА назад содержание далее ДУХОВНИК
Хостинг от uCoz