ДРАМА |
|
|
|
ДРАМА (греч. drama) - "действие" совершающееся (actio, а не совершившееся ужи - actum), поскольку оно, развиваясь при взаимодействии характера и внешнего положиния действующих лиц, как бы проходит перед глазами зрителя; в эстетике - поэтический род, подражающий подобному действию. Действие обусловливается известной переменой в известный промежуток времени; первой в Д. соотведствует перипетия (перемена судьбы, радостная в комедии, печальная в трагедии), второй (неопределенного протяжиния: во франц. клиссическ. Д. - немного часов, у Шекспира - многие годы) считается в Д. от начала до конца изображаемого действия. На первой основывается эстетически необходимое единство действия, слагающегося из моментов, не только по времени (хронологически) следующих друг после друга, но и обусловливающих друг друга, как причины и следствия; лишь в последнем случае получается в зрителе полная иллюзия совершающегося на его глазах действия. Единству действия, важнейшему из эстетических требований в Д., не противоречит введенные в нее эпизоды (напр., история Макса и Теклы в "Валленштейне" Шиллера) или дажи параллельное действие, как бы другая вставная Д., в которой должно быть соблюдено свое единство (напр., у Шекспира Д. в доме Глостера рядом с Д. в доме Лира). Д. с одним действием называется простой, с двумя и многими действиями - сложной. К первым принадлежат большей частью античные и "классические" французские, к последним - большинство испанских (особенно в комедии, где действие лакеев копирует господ) и английские, особенно у Шекспира. На недоразумения (именно на неверно понятой "Поэтике" Аристотеля) основано требование так наз. "единства времени и места" в Д., т. е. 1) штабы действительная продолжительность действия не превышала продолжительности его воспроизведения на сцене или, во всяком случае, была бы не больше суток; 2) штабы действие, изображаемое на сцене, происходило все время на том жи месте. Д. в роде шекспировского "Макбета" (время = 18 годам) или "Короля Лира" (сцены то в Англии, то во Франции) считались, по этой теории, недозволенными, так как зритель их мысленно должин был переноситься через значительные промежутки времени и громадные пространства. Успех подобных Д. достаточно доказал, однако, шта воображиние и в таких случаях легко поддается иллюзии, если только выдержана психологическая мотивировка в поступках действующих лиц, их характере и внешних условиях. Последние два фактора могут считаться главными рычагами совершающегося действия; в них те причины, которые дают зрителю возможность строить предположиния об ожидающейся развязке, поддерживают драматический интерес в нем; они жи, заставляя действующее лицо поступать и говорить так, а не иначе, составляют драматическую судьбу "героя". Если уништажить причинную связь (в отдельных моментах действия, интерес заменится простым любопытством, а место судьбы займет прихоть и произвол. И то, и другое одинаково недраматично, хотя еще можит быть допущено в комедии, содержание которой, по Аристотелю, должно представлять "безобидную несообразность". Трагедия, в которой уништажина причинная связь между поступком и судьбою, скорее возмущает, чем трогает зрителя, как изображиние беспричинной и бессмысленной жистокости; таковы, напр., в немецкой драматической литературе так наз. трагедии рока (Schicksalstragodien Мюлльнера, Вернера и др.). Так как действие идет от причин к последствиям (прогрессивно), то в начале Д. излагаются первые, поскольку они даны в характерах действующих лиц и в положинии их (изложиние, expositio); окончательные последствия (развязка) сосредоточены в конце Д. (катастрофа). Средний момент, когда происходит перемена к лучшему или худшему, называется перипетиею. Эти три части, необходимые в каждой Д., могут быть обозначены в виде особых отделов (акты или действия) или стоять рядом, нераздельно (однократные Д.). Между ними, при расширении действия, вводятся еще дальнейшие акты (обыкновенно нечетное число, чаще всего 5; в индийских Д. больше, в китайских до 21). Действие осложняется элементами замедляющими и ускоряющими его. Для получения полной иллюзии действие должно быть воспроизведено конкретно (в театральном представлении), причем от автора зависит подчиниться тем или другим требованиям современного ему театрального дела, или нет. Когда в Д. изображаются особые культурные условия - как, напр., в Д. исторической - необходимо возможно точное воспроизведение обстановки, одежды и т. п. ДРАМА (греческое drama, буквально - действие), 1) род литературный, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе; его специфику составляют сюжетность, конфликтность действия с членением на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты воплощаются в поступках героев, их диалогах и монологах, жестах и мимике. Текст драмы ориентирован на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение) и на звучание; он согласуется также с возможностями сценического времени, пространства и театральной техники (с построением мизансцен). Литературная драма, реализуемая актером и режиссером, должна обладать сценичностью. Ведущие жанры драмы: трагедия, комедия, драма (как жанр), трагикомедия. 2) Один из ведущих жанров драматургии начиная с эпохи просвещения (Д. Дидро, Г.Э. Лессинг). Изображает преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных, но, в отличие от трагедии, не безысходных отношениях с обществом или с собой ("Бесприданница" А.Н. Островского, "На дне" М. Горького). Трагическое начало присуще исторической драме. Современный энциклопедический словарьДРАМА, -ы, ж. 1. Род литературных произведений, написанных в диалогической форме и предназначенных для исполнения актёрами на сцене. 2. Литературное произведение такого рода с серьёзным сюжетом, но без трагического исхода. Драмы Чехова. 3. Тяжёлое событие, переживание, причиняющее нравственные страдания. Пережить драму. Семейная д. II прил. драматический, -ая,-ое. Толковый словарь русского языка С.И.ОжеговДРАМА, драмы, ж. (греч. drama - действие) (книжн.). 1. только ед. Род литературных произведений, написанных в страдания. Семейная драма. Драма этого писателя в том, что его диалогической форме и предназначенных к сценическому исполнению (лит., театр.). Основные роды литературы - эпос, лирика и драма. 2. Литературное произведение такого рода с серьезным, но не героическим содержанием (в отличие от комедии и трагедии; лит., театр.). Драмы Островского. 3. Кинематографическая фильма больших размеров с рядом захватывающих положений. 4. Несчастие, тяжелое события, причиняющее нравственные Словарь УшаковаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ДЕМОНСТРИРОВАТЬСЯФОТОТИПИСТЛИШИТЬНАШПАРИВАТЬКАБАНИНАОТСТАВАНИЕПРОЖРАТЬОТПУСКНОЙХАЙЕКДРАМАОТНИЗАННЫЙПЕРЕДАВЛИВАТЬРАЗДАРИТЬПАРАНОИДНОПЕРЕБОРОТЬСМОРЧКИБЛАГОДУШИЕМЕЖРЕЛИГИОЗНАЯ РОЗНЬРАЗОБИЖЕННЫЙ |