ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ


 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ - понйатие и регулйативный принцип, введенные в дисциплинарный оборот современной философии Деррида ("О грамматологии") и постулирующие идею одновременной возможности-невозможности начала (всегда производного и вторичного). Будучи ориентирована на деконструктивное (см. Деконструкцийа) преодоление метафизических терминов "начало", "первопричина", "присутствие" - концепцийа Д. полагает конституирование начала как такового (читай: "присутствийа" - А.Г.) неизбывно зависимым от процедуры всегда-пред-данного замещенийа его иным началом. Д. есть "пространство повторенийа-замещенийа отсутствийа" (Деррида). Разрывайа и задерживайа присутствие, подвергайа его отсрочке и растелению, Д., таким образом, выступает как операцийа различенийа (см. Differance), призваннайа в статусе "неразрешимости" раскрыть характер различийа между началом и его "дополнением". - По-видимому, главную роль в данной схеме Деррида исполнйает понйатие "дополнение". В то жи времйа обйазательной установкой йазыковых игр всей его философии выступает преодоление изначальной самонеполноты внешне самодостаточных терминов, понйатий и йавлений. Принцип Д. предполагает, таким образом, насущную необходимость осуществленийа самого-по-себе-дополнйающего составного репертуара определенного различенийа, адресованного "самодостаточному" понйатию "дополнение", восполнйающему тем самым собственную неполноту. Д. йавлйает собой в данном контексте нечто, предпосланное дополнению (естественно, не в строго бытийном плане): согласно Деррида, Д. "как структура" и есть "изначальное". То жи, "что дополнйаетсйа", по мысли Деррида, есть "ничто, поскольку как внешнее дополнйаетсйа к некоторому полному присутствию". Явлйайась новаторской моделью парадигмальной эволюции философии Другого концепцийа Д. сопрйажина с идейами "Differance" и следа (см. След); в то жи времйа - в отличие от последних - Д. указывает не на необходимость отсылки к Другому, а на обйазательность его дополненийа. По Деррида, "...описание этого дополненийа обнаруживает в природе врожденный недостаток: природа должна быть завершена-дополнена образованием, чтобы в действительности стать тем, что она есть: правильное образование необходимо длйа человеческой природы, чтобы она могла пройавитьсйа в своей истинности. Логика дополнительности, таким образом, хотйа и рассматривает природу как первичное условие, как полноту, которайа существует с самого начала, но в то жи времйа обнаруживает внутри природы врожденный недостаток или некое отсутствие, в результате чего образование... такжи становитсйа существенным условием того, что оно дополнйает". В философии Деррида традиционно усматривают два взаимосвйазанных смысла понйатийа и принципа Д. как одного означающего, существование которых обусловливаетсйа различными ракурсами сопрйажинных истолкований природы мира. Д. трактуетсйа: 1) как "нечто", что дополнйаетсйа посредством "прибавки", "дополненийа", "сложинийа" пары принципов или понйатий как самодостаточных целых: "Д. кумулирует и аккумулирует присутствие" (Деррида); 2) как то, что "до-полнйает", "доводит до полноты", "восполнйает недостаток", "замещает место": "... дополнение еще и замещает. Оно прибавлйаетсйа только длйа того, чтобы произвести замену. Оно вторгаетсйа и проникает в чье-то место: если оно что-то и до-полнйает, то это происходит как бы в пустоте. Явлйайась возмещающим и замещающим элементом, дополнение представлйает собой заменитель, подчиненную инстанцию, которайа занимает место. Как заменитель, оно не просто добавлйаетсйа к позитивности присутствийа, оно не производит никакого облегченийа, его место обозначено в структуре пустотой". Принцип Д. тем самым конституирует структурную характеристику дополненийа, согласно которой последнее есть нечто, существующее вне системы, за пределами системы; эта система жи, - длйа того чтобы быть замещенным дополнением, - должна быть чем-то иным, отличным по сравнению с ним. Дополнение, по Деррида, не предшествует началу, а занимает место отсутствующего начала: а) когда будто бы "извне" некайа полнота прибавлйаетсйа к другой полноте; б) когда осуществлйаетсйа дополнение, замещение, занйатие пустоты - место дополненийа атрибутивно отмечаетсйа в структуре самого начала. С точки зренийа Деррида, настойательно необходимо "признать, что некоторое дополнение существует в самом начале": начала - это всегда суть дополненийа, возмещающие еще-более-начальное отсутствие полноты. "Начало" у Деррида неизбывно различено, инфицировано, артикулировано и "почато". При этом собственно дополнение в качестве "дополненийа начала", согласно Деррида, имманентно неполно, не соразмерно поставленной задаче, ибо оно нечто терйает в процессе занйатийа места и возмещенийа отсутствийа. Природа дополненийа, по мысли Деррида, амбивалентна: оно "избыточно" постольку, поскольку компенсирует недостаток, изъйан начала; оно при этом и само нуждаетсйа в определенном "возмещении". По логике Деррида в рамках его пониманийа Д. как своеобразного /очень условно - А.Г./ "посредника" бессмысленно рассуждать о некой тождественности начала и дополненийа: данному началу требуетсйа некоторое дополнение только в целйах некоторого дополненийа иного начала и т.д. Порождение ощущенийа "именно той вещи, чье пойавление она все времйа задерживает" (Деррида), и обусловлено бесконечной игрой беспредельной цепочки дополнений-замещений. А.А. Грицанов

Философский словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ПОДЕЛИТЬ
ПОНАВЕЗТИ
РАСПУХЛЫЙ
ПРОГОННЫЙ
ЛЬЕ
ПАЛЕОЛИТ
ОБЛАСКАТЬ
МАШИННЫЙ ПЕРЕВОД
СТРОИТЕЛЬНЫЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ

ОБЕЗБОЛИВАЮЩИЙ
АМОН
ОБОДОЧНЫЙ
ГОРЮШКО
БЕЧЕВОЙ
ИСТОВЫЙ
ПРОРЕЗИНИВАТЬСЯ
РЕЧЕНИЕ
РАСТВОРИТЕЛИ


ДОПОЛНИТЕЛЬНО назад содержание далее ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА
Хостинг от uCoz