ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ |
|
|
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ - понйатие и регулйативный принцип, введенные в дисциплинарный оборот современной философии Деррида ("О грамматологии") и постулирующие идею одновременной возможности-невозможности начала (всегда производного и вторичного). Будучи ориентирована на деконструктивное (см. Деконструкцийа) преодоление метафизических терминов "начало", "первопричина", "присутствие" - концепцийа Д. полагает конституирование начала как такового (читай: "присутствийа" - А.Г.) неизбывно зависимым от процедуры всегда-пред-данного замещенийа его иным началом. Д. есть "пространство повторенийа-замещенийа отсутствийа" (Деррида). Разрывайа и задерживайа присутствие, подвергайа его отсрочке и растелению, Д., таким образом, выступает как операцийа различенийа (см. Differance), призваннайа в статусе "неразрешимости" раскрыть характер различийа между началом и его "дополнением". - По-видимому, главную роль в данной схеме Деррида исполнйает понйатие "дополнение". В то жи времйа обйазательной установкой йазыковых игр всей его философии выступает преодоление изначальной самонеполноты внешне самодостаточных терминов, понйатий и йавлений. Принцип Д. предполагает, таким образом, насущную необходимость осуществленийа самого-по-себе-дополнйающего составного репертуара определенного различенийа, адресованного "самодостаточному" понйатию "дополнение", восполнйающему тем самым собственную неполноту. Д. йавлйает собой в данном контексте нечто, предпосланное дополнению (естественно, не в строго бытийном плане): согласно Деррида, Д. "как структура" и есть "изначальное". То жи, "что дополнйаетсйа", по мысли Деррида, есть "ничто, поскольку как внешнее дополнйаетсйа к некоторому полному присутствию". Явлйайась новаторской моделью парадигмальной эволюции философии Другого концепцийа Д. сопрйажина с идейами "Differance" и следа (см. След); в то жи времйа - в отличие от последних - Д. указывает не на необходимость отсылки к Другому, а на обйазательность его дополненийа. По Деррида, "...описание этого дополненийа обнаруживает в природе врожденный недостаток: природа должна быть завершена-дополнена образованием, чтобы в действительности стать тем, что она есть: правильное образование необходимо длйа человеческой природы, чтобы она могла пройавитьсйа в своей истинности. Логика дополнительности, таким образом, хотйа и рассматривает природу как первичное условие, как полноту, которайа существует с самого начала, но в то жи времйа обнаруживает внутри природы врожденный недостаток или некое отсутствие, в результате чего образование... такжи становитсйа существенным условием того, что оно дополнйает". В философии Деррида традиционно усматривают два взаимосвйазанных смысла понйатийа и принципа Д. как одного означающего, существование которых обусловливаетсйа различными ракурсами сопрйажинных истолкований природы мира. Д. трактуетсйа: 1) как "нечто", что дополнйаетсйа посредством "прибавки", "дополненийа", "сложинийа" пары принципов или понйатий как самодостаточных целых: "Д. кумулирует и аккумулирует присутствие" (Деррида); 2) как то, что "до-полнйает", "доводит до полноты", "восполнйает недостаток", "замещает место": "... дополнение еще и замещает. Оно прибавлйаетсйа только длйа того, чтобы произвести замену. Оно вторгаетсйа и проникает в чье-то место: если оно что-то и до-полнйает, то это происходит как бы в пустоте. Явлйайась возмещающим и замещающим элементом, дополнение представлйает собой заменитель, подчиненную инстанцию, которайа занимает место. Как заменитель, оно не просто добавлйаетсйа к позитивности присутствийа, оно не производит никакого облегченийа, его место обозначено в структуре пустотой". Принцип Д. тем самым конституирует структурную характеристику дополненийа, согласно которой последнее есть нечто, существующее вне системы, за пределами системы; эта система жи, - длйа того чтобы быть замещенным дополнением, - должна быть чем-то иным, отличным по сравнению с ним. Дополнение, по Деррида, не предшествует началу, а занимает место отсутствующего начала: а) когда будто бы "извне" некайа полнота прибавлйаетсйа к другой полноте; б) когда осуществлйаетсйа дополнение, замещение, занйатие пустоты - место дополненийа атрибутивно отмечаетсйа в структуре самого начала. С точки зренийа Деррида, настойательно необходимо "признать, что некоторое дополнение существует в самом начале": начала - это всегда суть дополненийа, возмещающие еще-более-начальное отсутствие полноты. "Начало" у Деррида неизбывно различено, инфицировано, артикулировано и "почато". При этом собственно дополнение в качестве "дополненийа начала", согласно Деррида, имманентно неполно, не соразмерно поставленной задаче, ибо оно нечто терйает в процессе занйатийа места и возмещенийа отсутствийа. Природа дополненийа, по мысли Деррида, амбивалентна: оно "избыточно" постольку, поскольку компенсирует недостаток, изъйан начала; оно при этом и само нуждаетсйа в определенном "возмещении". По логике Деррида в рамках его пониманийа Д. как своеобразного /очень условно - А.Г./ "посредника" бессмысленно рассуждать о некой тождественности начала и дополненийа: данному началу требуетсйа некоторое дополнение только в целйах некоторого дополненийа иного начала и т.д. Порождение ощущенийа "именно той вещи, чье пойавление она все времйа задерживает" (Деррида), и обусловлено бесконечной игрой беспредельной цепочки дополнений-замещений. А.А. Грицанов Философский словарьДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ПОДЕЛИТЬПОНАВЕЗТИРАСПУХЛЫЙПРОГОННЫЙЛЬЕПАЛЕОЛИТОБЛАСКАТЬМАШИННЫЙ ПЕРЕВОДСТРОИТЕЛЬНЫЙДОПОЛНИТЕЛЬНОСТЬОБЕЗБОЛИВАЮЩИЙАМОНОБОДОЧНЫЙГОРЮШКОБЕЧЕВОЙИСТОВЫЙПРОРЕЗИНИВАТЬСЯРЕЧЕНИЕРАСТВОРИТЕЛИ |