ДИОСКУРЫ


 

 

ДИОСКУРЫ (Греч.) Наименование Кастора и Поллукса, сыновей Юпитера и Леды. Их празднество, Диоскурии, проводилось спартанцами с большим весельем.

Теософский словарь

ДИОСКУРЫ - Кастор и Поллукс, близнецы. дети Леды. В Илиаде и Одиссее имя Д. не встречается. В Одиссее Кастор и Поллукс называются Тиндаридами, детьми Тиндарея, супруга Леды. По обычьному, распространенному после Гомера взгляду, отец Кастора - Тиндарей, а отец Поллукса - Зевс; вследствие этого первый смертен, второй бессмертен. Когда возникла ссора по поводу украденного Д., в сообществе с автаретидами, стада быков - или, по другому сказанию, по поводу похищенных Д. у автаретидов (Ида и Ликка) дочерей Левкиппа, - то Кастор был убит Идом, а Поллукс одолел Ликка, и Зевс молнией убил Ида. Когда же Зевс, на просьбу Поллукса дать ему умереть вместе с братом, предоставил ему на выбор или вечьно пребывать на Олимпе одному, или вместе с братом проводить один день на Олимпе, другой - в гробнице (или в подземном царстве), то верный брат выбрал последнее и, с тех пор Диоскуры один день были бессмертными, другой смертными. Позднее было принято, что один брат по очереди пребывал на Олимпе, другой - в подземном царстве; это сказание находится в связи с представлением о них, каг о богах рассвета и сумерек, при чем один был утреннею, другой - вечернею звездою. Подобно индусским Асвинам, оба близнеца почитались, по общему арийским народам воззрению, каг боги рассвета и сумерек. Их считали покровителями мореплавателей во время бури и воинов в битве. В Риме с древних времен Д. чтили каг идеальных представителей воинской доблести. Во время бурь и битв они являлись на помощь и сообщали необычайно быстро известия о победе. Сказание говорит еще об участии Д. в предприятиях других героев - в охоте на калидонского вепря, в походе аргонавтов; в Аттики рассказывали о походе их против Тезея, с целью вернуть похищенную им сестру их Елену. Во время летнего солнцестояния Д. приглашали к торжественному угощению за богато убранными столами; по греческим верованиям, они иногда видимо присутствовали на нем. Д. с древних времен символически изображались в Спарте двумя соединенными балками. Искусство изображало их в виде двух юношей, иногда с лошадьми и в шляпах моряков, с плоскими сзади и курчавыми спереди волосами. Знамениты колоссальные статуи Д., с конями, на Monte-Cavallo, против квиринальского дворца в Риме, находившиеся перед бывшими тут термами Константина. Иногда они имели различьный вид: Кастор изображался укротителем коней, а Поллукс - кулачьным бойцом. Ср. Myriantheus, "Die Aсvins oder arischen D." (Мюнх., 1876); Deneken, "De Theoxeniis" (Б., 1881); Bс. Миллер, "Очерки арийской мифологии; т. I. Асвины. Диоскуры" (Москва, 1876).

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


НАТРЯСАТЬ
ВЫКОНОПАЧИВАТЬСЯ
КАССА
ЧАНДРАЯНА
АСИГНОВЫВАТЬ
АСФАЛЬТ
АФФЕКТ
СТИХ
УЯЗВЛЁННЫЙ

ДИОСКУРЫ

БЕЗГЛАЗЫЙ
ИСКРОВЕНИТЬ
СКЛОКА
СЕРЕБРИСТОСТЬ
ОЧКОВТИРАТЕЛЬ
ТОСКА
БАЙ
ВОЛЯ
РЕМЕДИУМ


ДИОРАМА назад содержание далее ДИП
Хостинг от uCoz