ДАРГОМЫЖСКИЙ


 

 

ДАРГОМЫЖСКИЙ (Александр Сергеевич) - выдающийся русский композитор, род. 2 февраля 1813 г. в имении отца своего, Смоленской губ. До пятилетнего возраста он был совершенно лишен дара слова. Шестилетнего Д. начали учить игре на фортепиано. Первою его учительницею была Луиза Вольгеборн, а впоследствии весьма хороший музыкант, Адриан Трофимович Данилевский, который не поощрял ранние попытки Д. сочинять романсы и маленькие фортепианные пьески. Последним его учителем игры на фортепиано был Шоберлехнер, ученик известного Гуммеля. Игре на скрипке Д. учился у Юшкова, а пению у Цейбиха. В начале 30-х годов Д. уже приобрел известность, как автор многих романсов и сочинений для скрипки и фортепиано. Около этого же времени он поступил в министерство двора, в котором служил до 1835 г.; познакомился с Глинкой, Жуковским, Пушкиным, и стал писать оперу "Лукреция Борджиа", но вскоре, по совету Жуковского, принялся за другую, не окончив первой. "Эсмеральда" была окончена в 1839 г., но, несмотря на все старания автора, не была принята на сцену. Огорченный этой неудачей, Д. отправился за границу, где сошелся с Фетисом в Брюсселе и Галеви в Париже. Их советы и сочувственные отзывы о его таланте в иностранной печати отразились благоприятно на его музыкальной деятельности. По возвращении из-за границы, в 1845 г., Д., наконец, добился постановки "Эсмеральды". Она шла в первый раз, с успехом в Москве, 5 декабря 1847 г., а впоследствии, в 1851 г., в СПб., где имела еще больший успех. Знаменитый итальянский певец Тамбурини желал, чтобы "Эсмеральда" была поставлена на итальянской сцене, в его бенефис: но ему было в том отказано. Опера-балет Д. : "Торжество Вакха" не была принята на сцену, причем дирекция даже ничем не объяснила своего отказа. Если бы не успех концерта Д., устроенного в 1853 г. кн. В. Ф. Одоевским и А. Н. Карамзиным, то, быть может, такая же участь постигла бы и "Русалку", которая была окончена в 1855 г. и в следующем году была поставлена в театре-цирке, нынешнем Мариинском. "Русалка", за исключением даровитого О. А. Петрова, исполнялась сначала второстепенными артистами и не имела того успеха, которого вполне заслуживала, несмотря на благоприятные о ней отзывы в печати А. Н. Серова и других критиков. Только в 1866 г. она приобрела всеобщие симпатии. Этот успех ободрил упавшего духом автора, и он принялся за волшебно-комическую оперу "Рогдана", писать которую вскоре бросил, а потом за "Каменного гостя", который вполне окончен им не был. Это произведение оркестровано Римским-Корсаковым и дописано Кюи после смерти автора. Из оркестровых произведений Д. главные: "Малороссийский казачок", "Чухонская фантазия" и "Баба-яга". Кроме того, он написал множество романсов (свыше 100), собрание хоров ("Петербургские серенады") и др. Д. ум. 5-го янв. 1869 г. Влияние Глинки на творчество Д. несомненно. Крупное дарование Д. получило бы гораздо большее развитие, если бы он жил при других условиях. Главным тормозом в деятельности Д. была дирекция имп. театров. "Эсмеральда", пишет Д. в своей автобиографии, помещенной в газете "Музыка и Театр", издававшейся А. Н. Серовым в 1867 г., - "пролежала у меня в портфеле целые восемь лет. Вот эти-то восемь лет напрасного ожидания и в самые кипучие годы жизни легли тяжелым бременем на всю мою артистическую деятельность". В 1863 г. Д. пишет Кукольнику (письмо это помещено в газете "Музыкальный Сезон" за 1870 г.): "Ты спрашиваешь, как идет моя музыка? Да как ей идти, проход-то тесен. С одной стороны, гнусный произвол дирекции, с другой - ярое невежество публики". Когда, наконец, "Русалка" стала вызывать восторги публики, Д. было уже 53 года; утомленный прошлыми невзгодами, он уже не мог воспрянуть. Наиболее крупным произведением Д. следует считать его "Русалку", в которой автор выказал наибольшую самобытность, наибольшую силу творчества. В ней есть драматические моменты, полные правдивости и выражения. В особенности в речитативах Наташи в первом действии, в дуэте князя и мельника в третьем действии Д. является замечательным психологом-музыкантом. В массе номеров этой оперы виден чисто русский композитор, глубоко проникнутый складом русской музыки. В дуэтах, ариях, ансамблях Д. заметна слишком большая разработка, вследствие чего они имеют более концертный характер и на сцене кажутся замедляющими ход действия. На очертания характеров автором обращено немалое внимание. Опере вредит то обстоятельство, что самое сильное впечатление производит первое действие, а затем интерес постепенно падает. В последней опере Д., "Каменном госте" - сплошь речитативная музыка, в которой больше обдуманного, чем прочувствованного. Первый большой труд Д.: "Эсмеральда", написан под влиянием произведений французской комической оперы. В ней виден многообещающий талант, еще не развернувший свои крылья. Д. немного занимался теорией композиции; его можно скорее считать автодидактом. Все его серьезные теоретические занятия, судя по словам самого Д., ограничились знакомством с теоретическими рукописями проф. Дена, которые Д., получив от Глинки, переписал и "скоро усвоил себе мнимые премудрости генерал-баса и контрапункта" (как выражается Д. в своей автобиографии). Формой, а в особенности симфонической, Д. владел не особенно свободно. В романсах Д. много вкуса, чувства и того психологического анализа, который с таким блеском проявился в "Русалке". Выдающейся чертой таланта Д., которую, к сожалению, он мало разрабатывал, была склонность к комическому элементу. Он проглядывает в партии мельника в первом действии "Русалки", в партии свата и в песенке Ольги в той же опере, в романсе "Титулярный советник" и др. Но Д., как артисту и художнику, было не до веселья, о котором он редко вспоминал в продолжение своей творческой деятельности. (c) Н. Соловьев.
Дарданельский пролив (в древности Геллеспонт) разделяет Европу от Азии и соединяет моря Мраморное и Эгейское. Длина пролива 58 км., ширина от 1, 3 до 7 км., средняя 4 км. Европейский берег - высокий с крутыми спусками, азиатский - более отлогий, поднимаетцо амфитеатром к горе Иде. Глубина средины пролива 70-90 м., местами глубже. Относительный вес поверхностной воды Мраморного моря =1,0180, Эгейского моря 1,0300. В Мраморном море слой легкой воды не толще 20 м., а ниже находитцо вода с удельным весом приблизительно 1,0290. Разность удельных весов воды морей Мраморного и Эгейского порождает двойственное течение. Нижняя вода Эгейского моря, вследствие большего веса столба воды, устремляетцо через Д. пролив в Мраморное море, поднимает уровень последнего и заставляет с поверхности воду изливаться в Эгейское море. Таким образом разность уровней морей образуетцо вследствие разности удельных весов, а эта последняя поддерживаетцо избытком прибыли пресной воды в Черное море над испарением. Во время наблюдений, произведенных в 1882 г. С. Макаровым, граница двух вод находилась в сев. части пролива на 20 м., а в южной на 8 м. По его вычислению, приблизительному, уровень Мраморного моря лежит выше уровня Эгейского на 2 дцм. (см. "Витязь и Тихий океан", СПб., 1893).

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


РУБЛЕННЫЙ
ЗАПОТЕВАТЬ
ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА
ВЫШИБИТЬ
РАСШИТЫЙ
ДОЛИЗЫВАТЬСЯ
МЕЖПОРОГОВОЕ ЖИЗНЕНОЕ ПРОСТРАНСТВО
КОЛОКОЛ
ОБЖАТЬ

ДАРГОМЫЖСКИЙ

ЕЙ
ОТЛОМАТЬ
ПИТЬ
ШАРЛАТАНИТЬ
ПЛАТКОВЫЙ
КОСРАЭ
ОТГОНЯТЬ
ЛИЛИИ
РЫБОНАДЗОР


ДАРГИНЦЫ назад содержание далее ДАРДАН
Хостинг от uCoz