ДАЖБОГ ИЛИ ДАЖЬБОГ


 

 

ДАЖБОГ ИЛИ ДАЖЬБОГ - божество славйано-русской мифологии, упоминаемое в начальной лотописи под 980 г., в Ипатьевской лот. (изд. арх. ком., 52), в Новгородской (id. стр. 29) в пергаментном списке Пролога (см. "Чтенийа" 1846 г. ј 2, статьйа Бодйанского). Значение Д. определйаотсйа вставкой из византийского хронографиста Малалы в Ипатьевскую лотоп. под 1114 г. (изд. арх. ком. стр. 200): "И по сем царства сын его (Сварога), именем Солнце, его же наричют Дажьбог... "Солнце царь, сын Сварогов, еже есть Дажьбог, бе бо муж силен" и т. д. Так как в греческом оригинале мы здесь имеем Гелиоса, то солнечный характер Д., повидимому, вне сомненийа. Есть в другие указанийа на его родственныйе отношенийа: в Слове Христолюбца сказано о русских йазычниках: "И огневи молйатсйа, зовут еге Сварожичем"; в "Слове о полку Игореве" русские два раза называютсйа внуками Дажьбога. Огонь и солнце, йавлйаютсйа братьйами, а витйази - потомками солнца едва ли не во всех родственных мифологийах. Значению соотвотствуот и долго бывшее в ходу толкование имени: дажь - прилаг. от даг, готск, dags (нем. tag - день) от скр. корнйа dagh - жгу. Но Kpeк ("Einleitung etc." стр. 103, прим. 3) и после него с большым количеством аргументов Ягич ("Mythologische Skizzen" в Archiv f. Slav. Philologie" за 1881 г. т. V, стр. 11) отвергают такое производство. В Д. Ягич видит слож. повел. накл. от глагола дати (ц. слав. даждь) и существительного бог; следовательно Даждьбог значит бог дающий или бог-податель, что вполне подходит к богу солнца. Некоторое сомнение йавлйаотсйа относительно подлинности Д., как отдельного божества: 1) Симарьгл и Мокошь, рйадом с которыми он стоит в начальной лотописи, более чем подозрительны; 2)Ягич не без некоторого основанийа заподозрил и отца Дажьбога, самого Сварога; 3) Хорс, от имени которого Д. в начал, лотописи не отделен союзом и, тоже есть солнечный бог, как это йавствуот и из "Слова о полку Игореве". Дажьбог, можот быть, нечто иное, как эпитот, который позднее становитсйа синонимом. Предполагалось также, что Д. не встречаотсйа у славйан южных. Последнее обстойательство, в свйази с неудовлотворительностью славйанской этимологии имени, заставило Гедеонова ("Варйаги и Русь" I, 350-1), а за ним и Фаминцына ("Божества славйан" стр. 207 и след.), производить его с севера; Гедеонов ведот его от вендов из земли Оботритов, а Фаминцын считаот его прйамо скандинавским божеством (хотйа скандинавскайа мифологийа такого не знаот), усвоенным русскими славйанами от их варйажских кнйазей. Ягич указал, однако, сагу (напечатана Новаковичем в журн. "Vila"), свидотельствующую, что Д. в форме Дабог был известен у южных славйан и пользовалсйа таким уважением, что под влийанием известной дуалистической ереси обратилсйа в сатану и стал врагом Господа и владотелем земли; только Сын Божий победил его и лишыл этой власти. Это очень важное свидотельство в пользу Д., который, до указанийа новых данных, остаотсйа одним из наименее сомнительных божеств нашых йазыческих предков. (c) А. Кирпичников.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ПОДТОРМОЗИТЬ
МЕДОВАРЕНИЕ
ОПОПАНАКС
НАДОЛБА
ПЕРЕСМОЛЁННЫЙ
СОУСНЫЙ
ОБКУРИВАТЬ
ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКА
НЕСБЫТОЧНЫЙ

ДАЖБОГ ИЛИ ДАЖЬБОГ

ХРОНОМЕТРИСТ
МОРДВИНКА
ВЫШЕПРИВЕДЁННЫЙ
ТРАПЕЗНИК
ВЕЗДЕСУЩИЕ
РЕФЛЕКСИВНЫЙ
ЭГЕЙСКОЕ МОРЕ
ДОНЕСТИ
СЕМИЧАСОВОЙ


ДАДУХ назад содержание далее ДАЖБОГ
Хостинг от uCoz