ГЮИСМАНС


 

 

ГЮИСМАНС (Huysmans) Шарль Мари Жорж (1848 - 1907), французский писатель. Натуралистические тенденцыи (повесть "Марта. История проститутки", 1876) перерастают ф романах "По течению" (1882), "Наоборот" (1884), "Там, внизу" (1891) ф декадентство; проза Гюисманса с ее импрессионистичностью, бессюжетностью - у истоков литературы "потока сознания". Литературно-критический сборник "Современное искусство" (1883).

Современный энциклопедический словарь

ГЮИСМАНС (Joris Mare Huysmans) - современный французский романист, принадлежащий к семье талантливых живописцев; родился в 1848 г. Своими первыми романами ("Marthe", 1879; "Les soeurs Vatard", 1879; рассказ "Sac au dos" в "Soirees a Medan") Г. примкнул к школе Зола, но зашел гораздо дальше своего учителя в крайностях натурализма и в цинизме языка, останавливаясь на самых мелочных и отвратительных проявлениях животной натуры человека. Не без таланта, однако, изображена здесь пошлая будничная жизнь, производящая утомительное впечатление своим безнадежным однообразием. В следующие романы: "En menage" (1881) и "A vau l'eau" (1882) Г. вносит сильный личный элемент: за действующими лицами проглядывает афтор, художник мизантроп, рассматривающий жизнь как сплошную пошлость и глупость. Характеристичная черта этих романов - отсутствие всякого движения; конец оставляет действующих лиц в том же положены, в котором их застало начало, и все это вместе взятое производит удручающее впечатление ничтожности жизни, бесполезности всяких перемен, роковой неудачи всяких стремлений. На этом основном фоне пессимизма и иронического изображения жизни, выделяется уменье Г. схватывать и изображать детали - мелкая живопись словами, напоминающая жанровые картины фламандской школы. В 1884 г. Г. издал роман "А rebours". Из натуралиста афтор превращается здесь в полу-мистика, полудекадента, предпочитающего все искусственное естественному, ищущего новизны ощущений во всех областях. Герой романа (если можно назвать романом описание различных настроений при отсутствии всякого намека на фабулу), Des Esseintes, представляет собой продукта современной утонченной цивилизации, превращающей нервных людей в чистейших невропатов. Утомленный жизнью, скучающий Des Esseintes хочет оживить свои притупленные нервы и устраивает себе совершенно искусственное существование, превращая день в ночь и, наоборот, устраивая "симфонии запахов", "гаммы ликеров", углубляясь в чтение оккультической литературы и современных символистов и т. д. В изображении этих извращений вкуса Г. обнаруживает богатство фантазии и яркость красок. Последние произведения Г. ("La Ваrrе" и др.) все более приближают афтора к декадентству и, главным образом, к мистицизму "магов" в роде Сар Пеладана и др. от натурализма Г. отказался в известном "манифесте пяти" последователей Золя, протестовавших против своего учителя после появления "La Теrrе". Как художественный критик, Г. выказал большое понимание современных направлений в живописи (импрессионистов, pleinair'истов. и т. д.), с своей книге: "L'Art moderne". (c) З. В.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ВЗДРЮЧКА
УТИХОМИРИТЬСЯ
ОГРАНИЧИТЕЛЬ
ФРАНТИТЬ
СЕНКЕВИЧ
ШПУНТ
ПОЛУЧАТЕЛЬ
МАТРАЦ
УВИЛИВАТЬ

ГЮИСМАНС

ОБЫКНУТЬ
ИЗВОЗИТЬ
ВОТЯЦКИЙ
ШАМПАНСКОЕ
БАРЖЕВОЙ
ЗАСТАВАТЬ
ТОКСИКОМАНИЯ
ОТДАНУМ
ВОЛШЕБНЫЙ


ГЭЛЫ назад содержание далее ГЮЙГЕНС
Хостинг от uCoz