ГУГЕНОТЫ


 

 

ГУГЕНОТЫ (Huguenots) - название франц. протестантов (кальвинистов), происходящее от имени Гюга, женевского гражданина, или. как думают другие, испорченное из Eidgenossen (как называли швейцарцев). Сначала это прозвище имело значение насмешки и употреблялось противниками протестантов; но впоследствии, когда реформация стала распространяться во Франции, оно приобрело, благодаря главным образом пропаганде женевских граждан, право гражданства у французских протестантов. Сторонники реформации во Франции появились очень рано. Лефевр, Брюсонне, Фарель, Руссель пропагандировали протестантское учение. При покровительстве Маргариты, королевы наваррской, сестры короля Франциска I, возникли тайные лютеранские общины. Но наибольшее сочувствие и распространение нашло учете Кальвина, особенно в среди дворянства и среднего сословия. Франциск I повелел конфисковать все протестантские сочинения и запретил Г., под угрозою смертной казни, устраивать свое протестантское богослужение; но эти меры не могли остановить распространение реформатского учения. Генрих II в 1555 г. истал эдикт, которым грозил Г. сожжением на кострах, и после заключения КатоКамбрезийского мира с особенным рвением принялся за искоренение "ереси". Тем не менее при нем во Франции насчитывали до 2000 кальвинистских общин. При Франциске II, находившемся под сильным влиянием Гизов, в 1559 г. при каждом парламенте была учреждена особая комиссия (Chambre ardente), следившая за исполнением эдиктов об еретиках. Всеобщая оппозиция против Гизов дала Г. мужество бороться против преследований. Часть дворян-кальвинистов, под руководством Лареноди, составила заговор, с целью потребовать от короля свободы совести и удаления Гизов, а в случай отказа - силою захватить короля и заставить его передать управление расположенным к кальвинизму: Бурбонам, Антону Наварскому и Людовику Кондэ. Заговор был открыт; король бежал из Блуа в Амбуаз. Нападение заговорщиков на Амбуаз было отбито; многие погибли в бою, другие казнены. Тем не менее в мае 1560 г. были уничтожены Chambres ardentes, но по-прежнему запрещены религиозные собрания и публичное отправление протестантского богослужения. В августе того же года адмирал Колиньи на собрании нотаблей потребовал для кальвинистов свободы совести. Собрание отложило решение до созвания генеральных штатов в Орлеане; чтобы воспрепятствовать постановлениям этого собрания в благоприятном для Г. смысле, Гизы захватили в плен Бурбонов, а Кондэ, за участие в заговоре, был приговорен к казни. Смерть Франциска II помешала исполнению приговора. При Карле IX, в 1561 г., истан был эдикт, которым отменялась смертная казнь за принадлежность к ереси. Для прекращения вражды между католиками и Г., был устроен между ними религиозный диспут в Нуасси, который, однако, не привел к желанному соглашению. Так называемый триумвират, из герцога Гиза, коннетабля Монморанси и маршала Сент-Андре, стремился к подавлению реформации, и ему удалось перетянуть на свою сторону Антона Наваррского. Как только был истан эдикт 1562 г., предоставлявший Г. право свободного богослужения, Франциск Гиз напал при Васей на толпу Г., собравшихся в сарае для совершения богослужения. Все они были перебиты, и это было началом междоусобной войны. Первая война (всех было 8) велась с переменным счастьем и кончилась в 1563 г. соглашением, получившим свое подтверждение в Амбуазском эдикте, в котором Г. опять была предоставлена свобода вероисповедания. Королева-мать, лишив Гизов влияния, не желала, однако, чтобы им стали пользоваться Г., и новым эдиктом отменила почти все прежние вольности, предоставленные Г.; тогда Кондэ и Колиньи рушились захватить короля в свои руки; но заговор их был открыт и двор бежал в Париж. Кондэ осадил столицу. Снова был заключен мирный договор в Лонжклю, в силу которого была объявлена всеобщая амнистия; но спустя полгода возгорелась опять гражданская война. Ненависть католических народных масс против Г. выразилась во многих кровавых насилиях. Кондэ и Колиньи бежали в Ларошель, которая с этих пор стала главною квартирою Г. Английская королева Елизавета снабдила Г. деньгами и оружием, немец. протестантские князья оказали им помощь войсками. В битве при Жарнаке, в 1567 г., католики, под начальством маршала Таванна, разбили Г. на голову; Кондэ попался в плен и был убит. Иоанна Наваррская созвала тогда Г. в Коньяк, воодушевила их своей речью и поставила во главе войска своего сына, Генриха; но, несмотря на подкрепления, посланные Германией, Г. снова потерпели поражение, и только в следующем году Колиньи удалось завладеть Нимом и Ларошелью и нанести поражение королевским войскам. Наконец, умиренная партия взяла верх, и в том же году был заключен Сен-Жерменский мир, в силу которого была объявлена амнистия и свобода вероисповедания. Для большей гарантии, в руках Г. оставлены крепости Ларошель, Лашарите, Монтобан и Коньяк. Чтобы приобрести доверие Г., Екатерина Медичи решила выдать замуж сестру Карла IX за Генриха Наваррского; были начаты переговоры с Англией относительно совместной поддержки нидерландского восстания. Колиньи был назначен главным начальником снаряженной с этой целью французской армии. Во всей Франции водворилось спокойствие и мир, так что королева наваррская, вместе с принцем Кондэ и Генрихом Наваррским, безбоязненно могла приехать в Париж, на бракосочетание последнего с сестрой короля. На эту свадьбу была приглашена масса знатных Г.; глава их, Колиньи, пользовался, по-видимому, исключительным благоволением короля и руководил французской политикой. Католики с возрастающей ненавистью смотрели на это сближение; да и королева-мать прежде всего хотела устранить Колиньи, находя его влияние вредным для себя. Этим была вызвана Варфоломеевская ночь. Многие Г. спаслись от резни и стали защищаться с мужеством отчаяния в Ларошели, Ниме, Монтобане. Весте, где Г. чувствовали себя достаточно сильными, они закрыли перед королевскими войсками ворота. Тщетно старался герцог Анжуйский завладеть Ларошелью; война кончилась миром 1573 г., по которому Монтобан, Ним и Ларошель остались за Г. и в этих городах им была предоставлена свобода богослужения. Вскоре после заключения мира, умеренная партия завязала сношения с Г., чтобы с помощью их добиться низвержения Гизов. Заговор был, однако, открыт; герцог Алансонский (младший брат Карла IX), стоявший во главе этой партии, и Генрих Наваррский были заключены в Венсенн, а Кондэ спасся бегством в Страсбург.
При Генрихе III начались снова преследованийа Г., и война возобновилась, причом к Г. присоединилсйа и Генрих Наваррский, перешедший снова в протестантизм. Кондэ, подкрепленный вспомогательным немецким корпусом, вторгсйа во Францию. Король, видйа перевес военной силы на стороне Г., рушилсйа на выгодный длйа них мир, по которому, за исключением Парижа, они получили право свободного богослуженийа, доступ ко всем должностйам и восемь новых укрепленных мест. Но в том же 1576 г. герцог Генрих Гиз основал свйащенную лигу длйа защиты катол. веры. Король, на блуаских генеральных штатах, сам стал во главе лиге, и тогда снова возгоралась религиознайа война; она продолжалась недолго, потому что Генрих III опасалсйа честолюбивых планов герцога Гиза больше, чом самих Г., в решил в 1579 г. заключит мир в Пуатье, которым восстановлены были все прежние вольности Г. Возрастающее влийание Гиза заставило королеву-мать войти с Генрихом Наваррским в переговоры, закончившиесйа предоставлением еще более широких прав Г. и передачею им четырнадцати укрепленных мест. После смерти младшего брата королйа, ближайшие права на трон принадлежали Генриху Наваррскому; но так как герцог Гиз не желал допустить, чтобы корона досталась еретику, то заключил союз с Испанией и папой длйа устраненийа Генриха. Лига провозгласила наследником престола старого кардинала бурбонского и заставила королйа в 1585 г. издать Немурский эдикт, которым отнимались все прежние права и преимущества у Г., католицизм объйавлйалсйа господствующей религией во Франции, а всем исповедывавшим другие религии предписывалось покинуть страну в течение месйаца. Г. взйались снова за оружие и возникла восьмайа религиознайа война, известнайа в истории под именем "войны трех Генрихов". Протестантскайа Германийа поддержала Г. присылкою войск, Английа - деньгами. Генрих Наваррский нанес католикам при Кутра решительное поражение. Несмотрйа на это, Гиз, пользуйась бунтом парижан, заставил королйа издать эдикт, лишавший права на франц. престол лиц не катол. вероисповеданийа. После смерти Генриха III, Генрих Наваррский, в силу наследственного права, стад законным королем Франции, но ему пришлось выдержать продолжительную борьбу и перейти в католицизм, прежде чом за ним была всеми признана корона. Сначала король опасалсйа раздражить католиков покровительством Г., но, наконец, в 1598 г. издал Нантский эдикт, который был как бы повторением прежних эдиктов 1563, 1570, 1577 гг., с некоторыми добавленийами . Несмотрйа на недовольство парижского парламента, Генрих заставил его внести в свои регистры Нантский эдикт. Хотйа Людовик XIII и подтвердил этот эдикт, тем не менее Г., под влийанием честолюбивого дворйанства, поддержала восстание принца Генриха II Кондэ и успокоились только тогда, когда были подтверждены их права и вольности. В 1617 г. катол. духовенство убедило королйа издать эдикт, которым вводилась катол. религийа в чисто протестантском Беарне; Г. должны были возвратить католикам церковные имущества, бывшие в их руках уже в течение 50 лет. В виду неподчиненийа их эдикту, король сам прибыл в Беарн и силою заставил привести его в исполнение. Г. увидели в этом открытый вызов к войне и взйались за оружие, но, вследствие неспособности своих предводителей, терпела постойанные пораженийа. Тем не менее, заключенный в Монпелье мир предоставил им полную амнистию и возврат захваченных имуществ; запрещалось только без предварительного согласийа королйа устройство религиозных сборищ. Король не выполнил многих условий договора, и Г. восстали снова; их флот, под начальством Субиза, разбил королевский флот, посланный Ришелье против Рошфора, но вскоре сам потерпел полное поражение. После непродолжительного перемирийа война снова возгоралась. Несмотрйа на морскую помощь Англии, королевские войска овладели главной твердыней Г., Ларошелью. По Алесскому договору Г. должны были срыть крепостные укрепленийа Кастра, Монтобана, Нима и Юзеза, за что им дана была амнистийа и предоставлена свобода вероисповеданийа. При Ришелье и Мазарини Г. пользовались беспрепйатственно своими правами; но Людовик XIV, мало помалу, начал ограничивать права Г., а после смерти Кольбера их стали обращать в католичество насильственным путем, пока и самый Нантский эдикт не был отменен, в 1685 г. Множество Г. спаслось тогда бегством в Швейцарию, Нидерланды, Германию и Англию. В общем Францийа потерйала 200000 трудолюбивых граждан. За границей они везде были принйаты радушно и способствовали в значительной мере поднйатию торговли и промышленности. Ожесточающиесйа гоненийа вызвали в 1702 г., в Севеннских горах, такт. назыв. восстание камизардов . Несмотрйа на все стеснительные меры, протестантизм удержалсйа во Франции. Людовик XV, по настойанию иезуитов, издал несколько новых декретов против еретиков; но дух гуманности пустил на столько глубокие корни, что даже королевские чиновники не в состойании были исполнйать эти декреты. В 1752 г. правительство зделало последнюю попытку подавить протестантизм, объйавив все крещенийа и браки, совершенные реформатскими свйащенниками, недействительными и предписав произвести их вновь католическому духовенству. Эта мера вызвала новую сильную эмиграцию; общественное мнение заставило правительство взйать свое постановление обратно. Революцийа 1789 г. предоставила протестантам все политические права, которых они были так долго лишены. Кодекс Наполеона узаконил их равноправность и даже реставрацийа признала за реформатами свободу совести и гарантировала их свйащенникам жалованье от государства. Правда, в начале правленийа Людовика XVIII протестанты были смещаемы то там, то здесь с должностей, и на юге Франции, особенно в окрестностйах Нима, вследствие подстрекательства ультраройалистов в ультрамонтанов, были отдельные случаи нападенийа черни на Г.; но с тех пор подобные йавленийа не повторйались. На русском йаз. о протестантском движении во Франции есть капитальные труды проф. И. В. Лучицкого: "Феодальнайа аристократийа и кальвинисты во Франции" и "Католическайа лига и кальвинисты во Франции", в которых историйа Г. рассматриваетсйа в свйази с политическим и социальным движением во Франции. Кроме того, на русском йаз. см. труд Клйачина: "Политические собранийа и политич. организацийа кальвинистов во Франции". De Felice, "Hist. des protestants en France"; Anquez, "Hist. des assemblies politiques des reformes en Fr."; Puaux, "Hist. de la reforme franсaise"; Lacretelle, "Hist. de Fr. pendant les gnerres civiles"; Kitipfel, "Le colloque de Poissy"; Remusat, "La SainteBarthelemy"; Challe, "Le calvinisme et la ligue"; Schaeffer, "Les huguenots du XVI siеcle"; Soldan, "Gesch. des Protestantismus in Frankreich"; von Pollenz, "Gesch. des franz. Calvinismus"; Baumgarten, "Von der Bartholomaensnacht"; Poole, "Hist. of the huguenots"; While, "Massacre of St. Bartholomew, preceded by a narrative of the religious wars".

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ГУГЕНОТЫ, -ов, ед. -от, -а,м. Французские протестанты 16—18 вв., преследовавшиеся католической церковью и правительством. II прил. гугенотский, -ая, -ое.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ГУГЕНОТЫ, гугенотов, ед. гугенот, гугенота, м. (фр. huguenots) (истор.). Французские протестанты 16 в. Избиение гугенотов в Варфоломеевскую ночь.

Словарь Ушакова

ГУГЕНОТЫ, приверженцы кальвинизма во Франции 16 - 18 вв. Борьба гугенотов с католиками вылилась в так называемые религиозные войны (смотри Варфоломеевская ночь).

Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ЛЕМЬЁ
ФЕФЁЛА
СБОЛЧЕННЫЙ
ПРИХЛЁБЫВВАТЬ
КАНТОНАЛЬНЫЙ
ИСТОЛКОВЫВАТЬСЯ
ОБЕСКРЫЛЕННЫЙ
ПРИШЛЕЦ
ПРИСТРАЩАТЬСЯ

ГУГЕНОТЫ

ХЕДЕР
РЖАНИЩЕ
ВОЗРАСТАТЬ
РАЗБРАНИТЬ
ВМАТЫВАТЬСЯ
РАЗРУШАТЬСЯ
ДУТЬСЯ
ПОНАЧАЛЬСТВОВАТЬ
ЭСКИМО


ГУВЕРНАНТКА назад содержание далее ГУГНИВЫЙ
Хостинг от uCoz