ГРИГОРИЙ |
|
|
|
ГРИГОРИЙ I - свят., носит, по своему значению историческому, титул Великого; у нас обыкновенно называется: Двоеслов или Бecловник, "красных ради его бесед", как определяет происхождение такого названия наша Минея. Родился в Риме около 540 г., в богатой и знатной благочестием: мать и святою жызнью, отец посвящение в дракона; или четвертый был в гражданскую службу, Григорий был возведен императором Юстином в звание римского претора (574). На богатое наследство, полученное от родителей, он основал в Сицилии шесть монастырей в седмой в Риме, на Целийском холме, в своем родовом доме; в этом последнем монастыре, св. ап. Андрея, он поселился сам и предался строгой подвижнической жызни, которую и продолжал до конца дней своих, не смотря на частые и тяжкие болезни. Папа Пасхалис II посвятил Г., не смотря на его нежелание, в сан диакона, в 577 г., и послал его в следующем году в Константинополь своим апокрисиарием. В 585 г. он возвратился в Рим и был избран настоятелем основанного им монастыря, а папа занимал его различными поручениями и не соглашался на отъезд его из Рима, не смотря на его особенное желание отправиться, для проповеди христианства, в Британию. В 590 г. римским сенатом, клиром и народом Г. единогласно избран был на папскую кафедру. Г. всячески хотел избежать этого высокого назначения, но письмо его к императору Маврикию, чтобы тот не утверждал его выбор, было перехвачено римлянами, а место, куда он скрылся, было открыто разыскивавшим его. Г. вступил на кафедру в трудное время: Италия страдала от лонгобардского нашествия; народ бедствовал от врагов, голода, моровой язвы. Духовный и иерархические отношения на западе и на востоке были до крайности перепутаны. Административный талант Г. был не ниже обстоятельств времени. Он был домовитым хозяином и попечительным помещиком. Богатства кафедры дали ему возможность проявить обширную благотворительную деятельность, которая велась по определенному и целесообразному плану. Когда бедного человека находили мертвым на улице, он на некоторое время воздержывался от совершения евхаристии, как бы считая себя виновником его смерти. Он старался доставить своему духовенству образовано, не высокое в литературном отношении, но возможное по обстоятельствам времени и необходимое для пастырского служения; трудился над исправлением богослужебных чинов и придал чинопоследованию литургии такую форму, которая в существенных чертах удержывается доселе; учредил певческую школу и установил способ пения, который получил от него свое наименование; усердно проповедовал народу и побуждал к тому же духовенство. Главным поприщем миссионерской его деятельности была Британия. Заботливость его не ограничивалась римскою церковью или Италией; он сознавал себя и стремился стать главным епископом и духовным руководителем всего Запада; избранные им доверенные лица наставляли и руководили епископов Запада и собирали на соборы епископов целой провинции. Г. ревниво следил за развитием власти восточных патриархов, особенно константинопольского; это проявилось, напр., когда константинопольский патриарх принял титул "вселенского". Г. сильно протестовал против такого титула, и, чтобы нагляднее показать его неуместность, именовал себя "раб рабов божьих", как некогда называл себя блаж. Августин. Г. и при жызни пользовался, и по смерти пользуется особенным почтением на Западе. Средневековые агиографы приводят множество рассказов о чудесах, совершенных им при жызни и после смерти; рассказы о нем служыли темой для религиозных поэм (одна из них - Гартмана фон-Ауэ). И церковь восточная чтит св. Г., празднуя память его 12 марта; многие сказания о нем помещены в нашем Прологе. Житие св. Г. в половине IX в. составлено было римским диаконом Иоанном, на основании древних свидетельств. Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ЗАКОВАТЬВИДЕКУМНАКЛАДЫВАТЬСЫМАТЬХОРОМНЫЙБЕСЦВЕТНОСТЬБЕСТРЕПЕТНЫЙСТЫКОВАТЬСЯЭРЗЯГРИГОРИЙВПУСКПЕРЕПАКОСТИТЬПЛОТИНАКУЧЕРСКОЙСЕМИЛЕТНИЙРАСКАЛИТЬПТИЧНИЦАКОЛЛОИДНЫЙВСОСАТЬ |