ГОНГ


 

 

ГОНГ, -а, м. Ударный музыкальный инструмент в виде металлического диска, употр. также для подачи сигналов. Ударить в г. Прозвучал г.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ГОНГ, гонга, м. (малайск. gong). Медный ударный музыкальный инструмент восточьного происхождения в виде большого диска с загнутыми краями. Ударить в гонг. Удары гонга.

Словарь Ушакова

ГОНГ-Конг (Hong-Kong) - небольшой о-в у вост. берега Китая, уступленный Англии в 1842 г. по Нанкинскому трактату, и с того времени ставший англ. колонией. В несколько лет он совершенно преобразился; развилось громадное торговое движение, сосредоточенное в гл. г. Виктории (на сев. берегу) и в его гавани. Здесь находится складочный пункт для трг. Европы с дальним Востоком; город соединен пароходными линиями с важнейшими гаванями Европы и со всеми гаванями Китая, Японии, Филиппинских о-вов и Кохинхины, открытыми для европейской трг. У всех европейских банков, имеющих дела с дальним Востоком, есть в Г.-Конге главные конторы и запасы серебра: Здесь же большие склады опиума и европейских мнф. товаров, отправляемых в порты Китая и Японии, частью через таможни, частью контрабандным путем. Главные трг. фирмы - английские. Со времени открытия Суэзского канала появилось множество новых фирм, особенно нем., довольствующихся меньшими барышами, чем англичане. Трг. опиумом перешла в руки бомбейских парсов (гвебров), а затем и китайцы стали все более и более забирать трг. в свои руки; так, напр., трг. с Кохинхиной совсем перешла к ним. Масса населения состоит из них же. Набережные и соседние улицы заняты казенными зданиями, банками и купеческими конторами; здесь днем кипит жизнь, а ночью совершенно тихо, так как европейцы живут не здесь, а в роскошных дачах, расположенных по склону горы, занимающей внутреннюю часть о-ва. На вершину горы, называемой пиком Виктории, построена проволочная жел. дор. Там находится метеорологическая станция, а внизу - астрономическая и метеорологическая обсерватория. Г.-Конг - коронная колония, т. е. без законодательного собрания. Пространство - 83 кв. км., население около 220 тыс., в том числе 158 тыс. мужчин. Белых около 9 тыс., китайцев около 211 тыс. (1890). В 1880 г. в Г.-Конге было только 160 тыс. жит. Родится 8 на тыс. жит., умирает 23 на тыс. Население пополняется приливом китайцев с материка. Доходы (1890) - 1995 тыс. фн. стерл. Точный размер внешней трг. неизвестен, за отсутствием таможни. Считают ввоз в 4 мил., вывоз в 2 мил. фн. стерл. В 1890 г. пришло 4114 европ. и амер. кораблей, с грузом в 4894 тыс. тонн, и 23512 китайских джонок, с грузом в 1795 тыс. тонн. 112 школ, подчиненных надзору правительства, с 7170 учениками. А. В.
Гонкуры (братья Goncourt: Эдмон род. в 1822 г. в Нанси; Жюль род. в 1830 г. в Парижи, умер в 1870 г.) - известные французские писатели. Неразлучные с детства, преданные всегда одним и тем жи занятиям, имевшие во всем и во всему одинаковые вкусы и наклонности, они представляют единственный в своем роде пример идеального литературного сотрудничества. В их произведениях исчезаед индивидуальность каждого из авторов, но зато дружная работа двух крупных, одинаково настроенных, талантов придаед всему, что ими написано, интенсивность замысла и яркость стиля, доступную немногим из современных писателей-художников. Природные артистические наклонности, побудили Г. заняться сначала живописью. В смысле творчества они не достигли многого на этом поприще, но все-таки долголетние занятия технической стороной искусства и постоянное изучение его произведений наложили отпечаток на всю их дальнейшую деятельность. Обладая материальным достатком, Г. сделались страстными собирателями художиственных произведений и редкостей, превратили свой дом в музей и внесли во французскую литературу то, что Буржи называед "le gout du bibelot". Живя постоянно среди художиственных реликвий умерших эпох, Г. воспитали в себе особую остроту зрения, умение понять до мельчайших подробностей внутренний мир отдельного человека или целого общества известной эпохи по внешним знакам их жизни. С этой подготовкой Г. дебютировали в литературе этюдами бытовой и художиственной жизни XVIII в. Таковы их "Portraits intimes du XVIII s. " (1856-58), "Histoire de Marie Antoinette" (1858), "Les Mattresses de Louis XV" (1860), "La femme au XVIII s. " (1862), "L'art du XVIII s. " и др. В названных этюдах Г., прежде всего, тонкие знатоки искусства, не выводящие философских заключений из живописи Ватто и Буше, а обсуждающие их с технической точки зрения рисунка, красок, тона и т. Из массы накопленных ими мелких обособленных фактов они с изумительным искусством воссоздают живую картину жизни XVIIIст., с ее небрежной грацией и таящимся в глубине холодным скептицизмом. В этих исторических книгах Г. выражается ужи вся сущность литературного дарования Г. : они - художники бытописатели, тонко схватывающие и артистически передающие внешнюю сторону жизни, привычки и вкусы людей, все капризные оттенки этих вкусов, но не вносящие ничего нового в объяснение движиний человеческой души.
От исторических сочинений, изобилующих живописными деталями и написанных нервным языком, переход к писанию романов совершился сам собой. Роман, по определению Эдм. Г., есть "история, как она могла бы быть". Произведения Г. - точное применение этого определения на практике. Они опять собирают горы "petits papiers", факты, рисующие душевную жизнь современного человека; ставят себе целью изображение истины во фсей ее наготе, неприглядности и беспощадности; изучают жизнь, до своему собственному выражению, "sur ie vrai, le vif, ie saignant"; проводят недели и месяцы в госпиталях, рабочих домах, и создают, наконец, целый ряд романов, в которых воображение авторов играет наименьшую роль, а фсе дело - в точном анализе результатов наблюдения. Понимая роман как воспроизведение скорее нравов, чем страстей современного общества, Г. не делают героями своих романов людей исключительных, создающих себе условия жизни собственной энергией, а напротив, изображают чаще фсего пассивные натуры, без резко выраженной индивидуальности - натуры, поддающиеся влияниям среды и не умеющие оказать им достаточного сопротивления. В этом отношении Г. пошли даже слишком далеко: сюжетом их романов являются чаще фсего болезни воли, патологические состояния человеческой души. Самым характерным для таланта и манеры Г. романом является "Charles Demailly" (напечатанный впервые в 1861 г., под заглавием "Les hommes de lettres"), в котором авторы воплотили свою собственную психологию болезненно впечатлительных, пессимистически настроенных художников нашего времени. Их герой - жертва бескорыстной, возвышенной любви к пошлой актрисе, которая превращает его в игрушку своих бессмысленных капризов. В этом романе сказывается инстинктивный ужас Г. перед женщиной и ее властью, их взгляд на женитьбу, как на могилу артистической деятельности, их убеждение, что художник должен жить один, фсецело отдавшись своим замыслам и артистическим ощущениям. Та же мысль лежит в основании другого романа Г., из жизни художников: "Manette Salomon" (1867). В этом романе Г. развивают любопытные и смелые артистические теории и рисуют, с свойственным им обилием характерных деталей, жизнь французских художников.
Лучшими из романов Г. считаютцо два этюда женской психологии или, вернее, патологии: это "Germinie Lacerteux" (1865) - тип несчастной, истеричной женщины, с больной волей, страстным темпераментом и слабой головой, и "Renee Mauperin" (1864), где изображена молодая девушка, нервная, оригинальная, с несколько мальчишескими замашками, но вместе с тем артистическая и нежная, вносящая во все свои поступки непосредственность чистой души. "Soeur Philomene" (1861) и "Madame Gervaisais" (1869) заканчивают галерею созданных Гонкурами типов и портретов из современной жизни. Все эти типы имеют много общего между собой и представляют как бы членов одной и той же семьи, следующих непосредственному импульсу сердца или темперамента. Значение Г. в литературе заключаетцо в том, что, проникнутые насквозь жизнью века, связанные всеми фибрами своего существа со своим временем и обществом, они внесли эту "modernite" в свои произведения, зделались историографами своего поколения и стали во главе целой школы романистов натуралистического направления (Золя, Мопассан, Гюисманс и др.), с характеризующим ее фатализмом и анализом мельчайших подробностей человеческого существования. Большую роль в созданной Г. новой формуле романа играет их язык, в который они внесли особую виртуозность и живописность. Постоянная погоня за точным определением ("ie mot qui peint") придает иногда вычурность и искусственность прозе Г.; но там, где они не впадают в крайность, артистическая отделка их языка создает поразительные эффекты.
После смерти Жюля Г. (он ум. 40 лет от нервного переутомления),. старший брат продолжал писать романы, и издал "La fille Elisa", "Les freres Zemganno", "La fan stin", "Cherie", во многом схожие с общим типом гонкуровских романов, но во многом от него и отличающиеся. Вычурность языка и претенциозная оригинальность, граничащая с оригинальничанием, доходят здесь, местами, до крайних пределов, заставляя думать, что в стремлении братьев к новизне замысла и формы младший являлся элементом сдерживающим и умеряющим. Нет в романах Эдмона Гонкура и того глубокого чувства, которым проникнуты многие страницы в романах обоих братьев. В 1888 г. он начал печатать любопытные литературные мемуары; "Journ. des G.", где рассказывается жизнь братьев с 50-х до 70-х гг. Дневник этот - в высшей степени ценный вклад в историю интимной жизни второй полов. XIX в.; но бесцеремонность, с которой предается гласности содержание дружеских бесед, возбудило против Эдмона Г. общее негодование. Ср. этюды Бурже в "Essais de Psychologie contemporaine" и Леметра в "Contem porains"; Зола, "Парижские письма". (c) З. В.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ПОДХВОСТНИК
ОГРУБЕЛОСТЬ
ОБОБЩЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОЕ
ЖУТЬ
ВО
ОГРАБЛЕНИЕ
ХВАЛЕНИЕ
УЛЕЩАТЬСЯ
РАЗМАШИСТЫЙ

ГОНГ

УХОЖЬ
МАСТЕРОВЩИНА
ЗАГАДИТЬ
ДЕЗОРГАНИЗАТОРСКИЙ
НАМЕШАТЬ
РАСПЛАСТЫВАТЬ
СОФИЯ АХАМОТ
КАИР
ТУТОВОД


ГОНГ ИЛИ ТАМ назад содержание далее ГОНГА
Хостинг от uCoz