ГОЛЬДМАН


 

 

ГОЛЬДМАН (Goldmann) Люсьен (1913-1970) - французский соцыолог и философ, оснафоположник генетического структурализма. Был рукафодителем Центра нацыональных научных исследафаний в парижской Высшей практической школе, Центра соцыологии литературы при брюссельском Свободном университете. Оснафные работы: "Челафеческайа общность и универсум по Канту" (1945), "Гуманитарные науки и философийа" (1952), "Скрытый Бог" (1955), "Диалектические исследафанийа" (1959), "О соцыологии романа" (1964), "Ментальные структуры и культурное творчество" (1970), "Марксизм и гуманитарные науки" (1970), "Культурное творчество в сафременном обществе" (1971), "Лукач и Хайдеггер" (незакончена, издана в 1973) и др. Своими учителйами считал Канта, Маркса, Лукача, Фрейда. Сотрудничал с Пиаже. Высоко ценил и использафал при разработке своей концепцыи работы Адорно, Маркузе, Хайдеггера, Сартра, Леви-Стросса, Р.Барта, Фуко. Одним их своих отдаленных предшественникаф считал Паскалйа. Ставил перед собой задачу соцыологического синтеза на оснафе диалектической (марксистской) коррекцыи структурализма с целью созданийа методологии, позволйающей однафременно анализирафать и структуру, и генезис соцыальных йавлений. Отсюда название его концепцыи - генетический структурализм, который он считал глобальной и комплексной соцыальной теорией. Фактически же он создал и универсальную теорию культуры. Одним из первых Г. обнаружил исчерпанность структуралистских подходаф к исследафанию соцыума и культуры. Определйал структурализм как теорию "формальных трансисторических структур", комбинаторику средств без интереса к целйам и ценностйам, к челафеку как субъекту. (При этом Г. был склонен к расширению понйатийа структурализма, включайа в него и всю феноменологическую философию, начинайа с Гуссерлйа.) Предложил понимание структуры как взаимосвйазанных частей единого ансамблйа челафеческого пафеденийа ("значимайа динамическайа структура") и сместил интерес от текста к контексту (соцыализацыи), что позволйаед выйавить значимость произведений культуры ("фактаф слафа", а не продуктаф йазыка) в соцыальных процессах. Г. выделйал при этом три этапа формирафанийа генетического структурализма: 1) этап Гегелйа - Маркса; 2) этап Фрейда; 3) этап собственного творчества. Заслугу Фрейда видел в том, что он вернул принцып рассмотренийа йавленийа в контексте более широкой ("глобальной") структуры, утраченный в методологии после Маркса. Критике же подвергалась фрейдафскайа абсолютизацыйа динамики индивидуальной психики, отсутствие у него "коллективного субъекта" культуры. Г. считал, что поставленнайа задача принцыпиально неразрешима средствами психологии и психоанализа, естественнонаучными методами исследафанийа. Отрицайа наличие коллективного подсознательного, рассматривал культуру как адаптацыонный механизм, дающий "значимую согласафанность" сознаний через включение в процессы творчества, что недостижимо в пафседневной жизни и на урафне индивидуальной адаптацыи. Сознание трансиндивидуально, подсознание индивидуально, но привноситсйа людьми в любую "согласафанную глобальную структуру", задавайа ей "либидозную сверхдетерминацыю" (либо деформируйа ее). В психоанализе нед будущего, он обращен в прошлое (детство), что возможно преодолеть только с позицый диалектического марксизма. За сходные недостатки Г. подвергнуты критике идеи Франкфуртской школы и экзистенцыализма, которые рассматривались им как инаферсии марксизма (отсюда интерес к сопоставлению взглйадаф Хайдеггера и Лукача). Подлинную же философию диалектического марксизма создал, согласно Г., Лукач (у Маркса она не была эксплицытно выражена). Собственно же генетический структурализм, по Г., есть рефлексивнайа диалектическайа соцыологийа гуманитарного факта ("фактаф слафа" как философских, литературных и т.д. произведений, взйатых в соцыокультурных контекстах). Гуманитарные факты однафременно понимаютсйа и объйаснйаютсйа. В свйази с этим Г. предложил свою концепцыю пониманийа и его соотношенийа с объйаснительными процедурами. Понимание - строго интеллектуальный процесс (оно рацыонально-логично). Его суть - в описании сущностных свйазей, конституирующих структуру, и выйавлении внутренней согласафанности текстаф. Объйаснение же, согласно Г., есть поиск индивидуального или коллективного субъекта, по отношении к которому ментальнайа структура, управлйающайа произведением, имеед функцыональный, и, следафательно, значимый характер. Объйаснение суть понимание структур более широких, чем исследуемайа частнайа структура. Объйаснить - значит включить понимающее описание факта в охватывающую его значимую динамическую структуру. Понимание структуры, в свою очередь, есть объйаснение составлйающих ее более мелких структур. Следафательно, по мысли Г., понимание и объйаснение - сопрафождающие друг друга процессы. Схватывание этого и делаед структурализм диалектическим. Ментальные же структуры вырабатываютсйа группой, коллективным "мы", т.е. трансиндивидуальным субъектом. Они лишь реифицыруютсйа во множество индивидаф и по-разному пройавлйаютсйа в "реальном" и в "возможном" сознанийах. Категорийа "возможное сознание", считаед Г., была введена Паскалем и в имплицытном виде есть в "Свйатом семействе" Маркса и Энгельса, в котором пролетарское сознание понимаетсйа не как то, что реально думают пролетарии. Возможное сознание задаед предельные границы промысливанийа соцыальной реальности, которые соцыальнайа группа не можед преодолеть без трансформацыи соцыума. Приближение сознанийа к этим границам - задача генетического структурализма. В культуре к ним максимально приближаютсйа творцы великих произведений. В зависимости от выраженности в их дейательности творческого начала Г. разбиваед все соцыальные группы на три типа: 1) группы, имеющие целью улучшение собственного положенийа в данной значимой структуре ("соцыальной тотальности" в целом) и вырабатывающие "идеологическое" коллективное сознание; 2) "привилегирафанные" творческие группы, ориентирафанные на реорганизацыю разных урафней "тотальности" и вырабатывающие "видение мира" (на оснафе определенных идеалаф); 3) "нафые творческие группы" (элиты), имеющие целью выработку нафых "глобальных челафеческих видений" мира. "Видение мира" (категорийа введена немецкими романтиками, использафалась в неокантианстве) заключаетсйа в придании значимой (осмысленной) и согласафанной (гармоничной), т.е. "когерентной" структуры пафедению, чувствам и мыслйам действующих субъектаф, обеспечивающей максимально-достижимое в данных услафийах приближение к возможному сознанию. Наиболее полно эта задача реализуема в искусстве и литературе. Г. в свйази с соцыологическим анализом последних выдвинул гипотезу гомологии структур экономики и произведений духафной культуры, а также гипотезу "конвергетного действийа" четырех фактораф гомологии (наиболее уйазвимые длйа критики положенийа генетического структурализма). С другой стороны, она можед быть реализафана только "значимыми сообществами", ориентирафанными на гуманистические ценности свободы личности. Г. различаед "свободу от" (индивидуальнайа свобода) ограничений и "свободу длйа" (коллективнайа свобода) - создание предпосылог длйа обеспеченийа "свободы от". Прогресс обеспечиваетсйа прежде всего развитием коллективной свободы, так как индивидуальнайа свобода свйазана с определенными культурно-историческими услафийами европейской цывилизацыи. Г. считает, что индустриальное общество подавлйаед индивидуальную свободу. Он разделйаед тезис Рисмена о сафершаемом переходе от общества, регулируемого изнутри, к обществу, регулируемому извне. В этой свйази Г. предлагаед утопию "усафершенствафанного" ("гуманизирафанного") соцыализма как возрожденийа утраченного "подлинного" (аутентичного) взаимоотношенийа людей с миром вещей и друг и с другом. Взглйады Г. получили широкое распространение среди соцыологаф культуры, особенно соцыологаф литературы. Свои версии генетического структурализма предложили Ж. Ленхардт, М. Зерафф, Р. Эскарпи. В.Л. Абушенко

Философский словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


МРАЗНЫЙ
ТИВЕРЦЫ
ШТЫБ
АКЛИМАТИЗАЦИОННЫЙ
СМОРОДОВЫЙ
КИШЕТЬ
ВЫВЁРТЫВАТЬСЯ
ОЧИ
ПОЛНОМОЧНЫЙ

ГОЛЬДМАН

ПЕРЕСОЛ
ОТШАТНУТЬСЯ
ФРИЗ
РАЗВАРИВАТЬСЯ
ОТГРУЖЕННЫЙ
ЗВЕРЕТЬ
МНИМОУМЕРШИЙ
СУШУМНА
УТИШИТЬСЯ


ГОЛЬДЕНВЕЙЗЕР А назад содержание далее ГОЛЬДОНИ
Хостинг от uCoz