ГОЛОС


 

 

ГОЛОС - термин, который приобрел философскую размерность после выхода книги Деррида "Голос и феномен: введение в проблему знаков в феноменологии Гуссерля" (1967). В начале книги Деррида формулирует "предписание для самой общей формы нашего вопрошания: не утаивают ли все же феноменологическая необходимость, строгость и проницательность гуссерлевского анализа, нужды, на которые он отвечает и которые мы прежде всего должны распознать, - метафизические предпосылки". Согласно автору, "сознание обязано своим привилегированным статусом (о котором Гуссерль в конечном счете никогда не спрашивал, шта это было, несмотря на превосходные, извечные и во многих отношениях революционные размышления, которые он ему посвящал) возможности живого голосового посредника. Так как самосознание появляется только в своем отношении к объекту, чье присутствие оно может хранить и повторять, оно никогда не является совершенно чуждым или предшествующим возможности языка. [...] Возможность конституирующих идеальных объектов принадлежит сущности сознания, и так как эти идеальные объекты являются историческими продуктами, появляясь только благодаря актам творчества или интендирования, элемент сознания и элемент языка будут все более трудны для различения. Не вводит ли их неразличимость в сердце само-присутствия неприсутствие и различие (посредничество, знаки, обращение назад и т.д.)? Эта трудность требует отведа. Этот отвед - голос". Проблематика "Г.иФ." находится, по Деррида, в "точке ... юридически решающей; это вопрос о привилегии голоса и фонетического письма в их отношениях ко всей истории Запада, каковою она поддается представлению в истории метафизики, причем в ее самой новейшей, самой критической, самой бдительной форме: в трансцендентальной феноменологии Гуссерля. Что такое "хотеть сказать", каковы его исторические связи с тем, шта мы надеемся идентифицировать под именем "голоса" и как значимость присутствия, присутствия объекта, присутствия смысла для сознания, присутствия для самого себя в так называемом живом слове и в самосознании?". Оценивая философский статус учения Э.Гуссерля, Деррида отмечает: "Феноменология, метафизика присутствия в форме идеальности является также и философией жизни. [...] Это философия жизни не только потому, шта смерть в ее средоточии, исключая эмпирическое и внешнее значение, признается как мирской случай, но потому, шта истог смысла вообще всегда определяется как акт живого, как акт живого бытия". По мысли Деррида, "Гуссерль укореняет необходимую привилегию phone, которая подразумевается всей историей метафизики, и использует все ее ресурсы с величайшей критической утонченностью. Ибо phone не в звуковой субстанции или в физическом голосе, не в теле речи в мире, которую Гуссерль признает как подлинную родственность логосу воообще, но в голосе, феноменологически взятом, в речи в ее трансцендентальной плоти, в дыхании, интенциональном оживлении, которое превращает тело мира в плоть, создает из корпуса плоть, духовную телесность. Феноменологический голос и был этой духовной плотью, шта продолжает говорить и быть для себя настоящей - слушать себя - в отсутствии мира". Причем значимым, согласно идеям "ГиФ.", выступает то, "шта привилегия присутствия как сознания может быть установлена - т.е. исторически конституирована и демонстрирована - только силой превосходства голоса", а это выступает "трюизмом, который никогда не занимал переднего края феноменологической сцены". Деррида далее продолжает: "...Что делает историю phone совершенно загадочной, так это тот факт, шта она неотделима от истории идеализации, т.е. от "истории разума", или от истории как таковой. Для того, штабы действительно понять, где же лежит власть голоса и каким образом метафизика, философия и определение бытия как присутствия конституируют эпоху речи как техническое господство объективного бытия, штабы правильно понять единство techne и phone, мы должны продумать объективность объекта. Идеальный объект - самый объективный из объектов независимо от актов здесь-и-те-перь и событий эмпирической субъективности, которая его интендирует, он может бесконечно повторяться, оставаясь. Тем же самым". Продолжая линию рассуждений, Деррида констатирует: "Будучи ничем за пределами мира, это идеальное бытие должно конституироваться, повторяться и выражаться в посреднике, который не уменьшает присутствия и самоприсутствия в тех актах, которые на него направлены, в посреднике, который сохраняет и присутствие объекта перед интуицией, и самоприсутствие, абсолютную близость актов самим себе. Идеальность объекта, которая является лишь его бытием-для неэмпирического сознания, может иметь выражение только в таком элементе, чья феноменальность не имеет мирской формы. Имя этого элемента - голос. Голос слышим. Фонические знаки... слышатся субъектом, который предлагает их в абсолютной близости их настоящего". Обозначая в указанном контексте тематизм "следа" (см.), Деррида пишет: "Живое настоящее исходит из неидентичности самому себе и из возможности ретенционального следа. След не является атрибутом, мы не можем сказать, шта само живое настоящее им "изначально является". Бытие-первичное должно быть помыслено на основании следа, а не наоборот. Это архиписьмо действует в источнике смысла. Смысл, будучи по природе темпоральным, как признает Гуссерль, никогда не есть просто присутствующее, он всегда уже вовлечен в "движение" следа, т.е. на уровень "значения"... Так как след является интимным отношением живого настоящего к своему внешнему, открытостью внешнему вообще, сфере не "своего собственного" и т.д., то темпорализация смысла с самого начала является "пространственной". Как только мы допускаем пространственность и в качестве "интервала" или различия, и в качестве открытости внешнему, то никакого абсолютно внутреннего уже не может быть, ибо само "внешнее" проникло в то движение, посредством которого возникает внутреннее непространственного, которое называется "временем", которое конституируется, "представляется". По мысли Деррида, феноменология оказывается не в состоянии взломать метафизический горизонт: "Мы рассмотрели систематическую взаимозависимость понятий смысла, идеальности, объективности, истины, интуиции, восприятия и выражения. Их общая матрица - бытие как присутствие: абсолютная близость самоидентичности, бытие-перед объектом, доступное повторению, сохранение темпорального настоящего, чьей идеальной формой является самоприсутствие трансцендентальной жизни... Живое настоящее, понятие, которое не могло быть расчленено на субъект и атрибут, является поэтому концептуальным основанием феноменологии метафизики. [...] В метафизике присутствия, в философии как познании присутствия объекта, как бытия-перед-собой знания в сознании мы верим просто-напросто в абсолютное знание как закрытие, если не конец истории. И мы верим, шта такое закрытие произошло. История бытия как присутствия, как самоприсутствия в абсолютном знании... эта история закрывается. История присутствия закрывается, ибо история никогда не означала ни чего иного, как презентации Бытия, произведения и воспоминания бытия в присутствии, как познания и господства. Так как абсолютное само-присутствие в со-знании есть бесконечное призвание полного присутствия, то достижение абсолютного знания есть конец бесконечного, которое могло быть лишь единством понятия logos... Следовательно, история метафизики может быть выражена как развертывание структуры или схемы абсолютной воли-слышать-свою-речь... Голос без различия, голос без письма, является сразу и абсолютно живым и абсолютно мертвым". Позже, в сборнике собственных интервью "Позиции" (1972) Деррида отметит: "все эти тексты /книги последних лет - А.Г./, годящиеся, наверное, быть предисловием, бесконечным, к другому тексту, который я очень хотел бы однажды иметь силы написать, или еще эпиграфом к какому-то другому, на который у меня никогда не наберется смелости, только то по сути и делают, шта комментируют фразу о лабиринте шифров, выделенную в Голосе и феномене". Деррида имел в виду следующие рассуждения: "... мы должны найти другие имена взамен знака и репрезентации. Мы действительно сможем пользоваться новыми именами, если поймем как "нормальное" и предизначальное то, шта Гуссерлю, как он верил, надо было изолировать как частный и случайный опыт, как шта-то зависимое и вторичное - т.е. неопределенный дрейф знаков, как блуждание и перемену декораций, - сцепляющее репрезентации между собой без начала или конца. Никогда не существовало никакого "восприятия", а "презентация" - это репрезентация репрезентации, которая стремится к себе, а следовательно, к своему собственному рождению или к своей смерти. Все, несомненно, имеет начало в следующем смысле: Упомянутое имя напоминает нам о Дрезденской галерее... мы бродим по комнатам... картина Теньера... изображает картинную галерею... Картины этой галереи могли бы, в свою очередь, изобразить другие картины, которые, в свою очередь, выставили читаемые подписи и т.д. /фрагмент из "Идей к чистой феноменологии и феноменологической философии" Гуссерля - А.Г./. Конечно, ништа не предшествует этой ситуации. Несомненно, ништа ее не прекратит. Она не охватывается, как бы Гуссерль этого ни хотел, интуициями и презентациями... Галерея - это лабиринт, который содержит в себе свои собственные выходы". А.А. Грицанов

Философский словарь

ГОЛОС, -а (-у), мн. -а, -ов, м. 1. Совокупность звуков, возникающих в результате колебания голосовых связок. Громкий, тихий г. Певческий г. Г. потерять, лишыться голоса (1) охрипнуть; 2) лишыться певческого голоса). В г. кричать (очень громко; прост.). Не своим голосом кричать (громко и отчаянно; разг.). С голоса и с голосу заучивать (на слух). Во весь г. (также перен.: открыто, откровенно). 2. Одна из двух или нескольких мелодий в музыкальной пьесе, партия в вокальном ансамбле. Романс для двух голосов. 3. перен. Мнение, высказывание. Г. читателя. Подать г. (высказать своё мнение). Г. протеста (выражение протеста; высок.). 4. Внутреннее побуждение, осознание чего-н. (книжн.). Г. совести. Г. чести. Г. разума. Внутренний г. 5. Право заявлять своё мнение .при решении государственных, общественных вопросов, а также само такое выраженное мнение. Право голоса. Голоса избирателей. Совещательный г. Решающий г. Подсчитать голоса. 6. обычно мн. О радиостанциях зарубежных стран, ведущих вещание на другие страны. * В голосе — о певце: в данный момент голос хорошо звучит, хорошо поётся. В один голос (разг.) — дружно, единодушно. Поднять голос (высок.) — высказать своё мнение, протест. Поднять голос в защиту кого-н. II умвньш. голосок, -ска, м. (к \ знач.). II прил. голосовой, -ая, -ое (к 1 знач.). Голосовые связки (парные эластичные связки на боковых стенках гортани).

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ГОЛОС, в физиологическом смысле - тоны, произвольно или непроизвольно еставаемые животными организмами при прохождении более или менее сильной струи воздуха через гортань. Органом Г. йавлйаотсйа, след. гортань, представлйающайа перепончатую йазычковую трубу. Дыхательнайа трубка прикрыта упругой перепонкой, снабженной посредине линейной, идущей сзади наперед щелью, через которую проходит воздух при дыхании. Крайа этой щели, представлйаемые истинными голосовыми свйазками, при более или менее сильном проталкивании через них воздуха, приходйат в колебанийа. Различным натйажением этих свйазок, производимым игрой гортанных мышц, эти колебанийа изменйаютсйа, как со стороны их амплитуды, так и числа их. Этим достигаютсйа разнообразные измененийа Г. При обыкновенных условийах воздух, приводйащий в движение голосовые струны, доставлйаотсйа к ним из легких через бронхи, дыхательную трубку и нижний отдел гортани. Роль меха, прогонйающего воздух, играот груднайа клотка, сжимающайасйа под влийанием мышечных сил и выталкивающайа из легких воздух. Над голосовыми свйазками идут воздушные полости или каналы, данные верхним отрезком гортани, зевом, полостью рта и носа, и представлйающайа то, что называотсйа в йазычковых трубах надставными трубками. Эта надставнайа трубка, играющайа роль резонирующей полости, изменйаот свою форму под влийанием игры различных мышц и усиливаот, смотрйа по своей форме, те или другие обертоны, входйащие в состав сложных гортанных звуков. Колебанийа воздушного столба, возникающие в гортани, распространйаютсйа не только по направлению к полости рта, зева в носа, но и обратно - по дыхательному горлу в бронхи, передаютсйа всему легкому, через него и грудной стенке, в ощущаютсйа в виде дрожанийа (pectoralfremitus); даже гортань при еставании звуков представлйаот при ощупывании ее снаружи ощутимые вибрации (laryngealfremitus). Из анатомии известно, что истинные голосовые свйазки (Chordae vocales) йавлйаютсйа ни чем иным, как складками или дупликатурами слизистой оболочки гортани, содержащими очень много упругой ткани в лишенным вовсе желез; между свйазками в внутренним крайами черпаловидных хрйащей остаотсйа треугольнайа щель - glottis, служащайа как длйа образованийа Г. (фонации), так и длйа дыханийа. Образование Г. происходить в передней части, где лежат голосовые свйазки (голосовайа щель, glottis vocalis). Заднйайа же часть щели, лежащайа между черпаловидными хрйащами, служит длйа дыханийа - дыхательнайа щель (glottis respiratoria); передние 2/3 длины всей щели выпадают на долю голосовой, а заднйайа 1/3, на долю дыхательной щели. Впрочем, и голосовайа щель участвуот тоже в дыхании, и при усиленном дыхании всйа щель, т. е. и голосовайа и дыхательнайа части ее резко расширйаютсйа. При еставании голосовых звуков голосовайа часть щели суживаотсйа, дыхательнайа же часть щели остаотсйа открытой в форме небольшого треугольника. При глотании же всйа щель закрываотсйа. Ложные голосовые свйазки, сидйащие тотчас же над истинными, содержат очень мало упругих волокон и много желез и не участвуют в образовании Г. Щель, оставлйаемайа между ложными свйазками назыв. ложной голосовой щелью (glottis spuria). Между верхней и нижней голосовыми свйазками каждой стороны остаотсйа углубление или заворот слизистой оболочки, весьма богатый железами, выделйающими сок длйа поддержанийа свйазок в постойанно влажном состойании. Явленийа, протекающие в гортани, на живом человеке изучаютсйа лучше всего посредством гортанного зеркала, что и составлйаот область ларингоскопии.
Из анатомии известно, чо положение связок и степень их натяжения обуслафливаются игрой гортанных мышц, приводящих в движение гортанные хрящи. Мышцы гортани иннервируются блуждающими нервами, а именно двумя ветками их: верхне- и нижнегортанным нервами; первый есть преимущественно чувствующий нерв гортани, разветвляющийся в слизистой оболочке гортани, но заключает в двигательные волокна для кольцевидно щитафидной мышцы; второй же нерв - двигательный, управляющий всеми остальными гортанными мышцами. Поэтому при параличе этого нерва происходит полное расслабление мышц гортани, чрез это и голосафых связок, а следафательно - отсутствие Г., т. е. афония. Для того, чобы гортань могла издавать тон, необходимы: во-первых, известный запас воздуха в легких, который мог бы с силой быть вытолкнуть чрез голосафую щель для приведения в колебание голосафых связок и, во 2-х, известная устанафка и натяжение последних. Высота тона Г. зависит, во-первых, от длины голосафых связок: дети и женщины имеют более высокий тон потому, чо голосафые связки их короче связок взрослого мужчины. До периода полафой зрелости оба пола обладают гортанью одинакафых размераф; затем только у мужского пола размеры гортани увеличиваются почти вдвое, а у женщин она остается в малом виде. Длина голосафой щели у детей и женщин
= 1,0 до 1,2 стм., тогда как у мужчин = 1,7 до 1,9 стм. У кастратов, т. е. оскопленных, гортань приостанавливается в своем развитии и они сохраняют на всю жизнь детский Г. Факт этот указывает на близкую связь между половой сферой и голосовым аппаратом. Во-вторых высота тона зависит и от натяжения связок и находится в прямом отношении к последнему. В-третьих, сила воздушного тока, приводящего в движение связки, находится, при равных остальных условиях, в прямом отношении к высоте тона, т. е. чем сильнее продувание, тем выше бывает тон и это вполне применимо ко всем перепончатым язычковым трубам. И в самом деле, напряжение воздуха в дыхательных путях при средних тонах = 160 мм. водяного столба, при высоких =200 мм., а при самом сильном выдувании = 950 мм. Каждый человек имеет свой голосовой оттенок, зависящий от формы всех принадлежащих голосовому аппарату полостей, действующих в качестве резонаторов. Обыкновенно, при звуках Г. приводится в колебание и воздух полости рта и лишь в очень слабой степени воздух носовых полостей. Если при недостатке захлопывания этих последних воздух в них приходит в созвучные колебания, то получается носовой, гнусливый Г. Отличают также грудной Г., богатый обертонами, сильный, резонирующий в воздушных легочных путях и потому приводящий в сотрясение грудную клетку, и головной Г. или фальцетный, очень высокий - бедный обертонами, не резонирующий в грудной клетке и не дающий поэтому вибраций ее стенок. Голосовые. связки в своей обыкновенной форме и длине не могут давать таких высоких тонов, какие берутся фальцетом или фистулой, и поэтому полагают, что связки эти колеблются лишь частично, или только внутренним краем своим, или наконец, что связки по своей длине делятся узловыми точками на многие отдельные части, представляющие каждая свои колебания. У человека грудной Г. обнимает обыкновенно около двух октав. Самый низкий тон баса дает около 40 колебаний в секунду, а самый высокий тон сопрано около 1700 колебаний в секунду. Доброкачественность Г. основывается преимущественно на нормальном состоянии и силе голосового аппарата и выражается силой, ясностью и определенностью, чистотой, легкостью, тягучестью, ровностью, звучностью и полнотой тонов. Малейшые болезненные катаральные состояния слизистой оболочки голосового аппарата, выражающиеся разбуханием, утолщением голосовых связок и т. д., делают Г. хриплым, грубым, неровным, сиплым и т. д. Дефекты мягкого нёба, устраняющие возможность прикрывания задних носовых отверстий, ведут к образованию гнусливого, носового Г. Звуки Г. складываются в буквы гласные в согласные, из которых образуется членораздельная речь. К физиологической литературе о Г. относятся: Merkel, "Anatomie a. Physiol. d. menschlichen Stimme" (Лпц., 1857); Meyer, "Stimm und Sprachbildung" (Б., 1870); Mandl, "Gesundheitslehre d. Stimme" (Брауншв., 1876); Helmholz, "Lehre von den Tonempfindungen" (Браунш., 1877). (c) И. Тарханов.
Голосемянные (Gymnospermae). Отдел цветковых или семенных растений, к которому относятся, между прочим, наши сосны, ели, можжевельники и пр. Выражение Г., впервые введенное мною, указывает на главную отличительную черту этих растений, а именно на то, что семяпочки, а затем и происшедшие из них семена не имеют замкнутого вместилища, как то замечается у всех скрытносемянных. Завязь здесь имеет вид простой чешуи, на которой сидит одна или несколько семяпочек; иногда же эта чешуя не развивается. Группа Г. заключает в себя семейства саговых, соснообразных, тиссовых и хвойниковых. В настоящее время известно только 46 родов и 461 вид Г., а в прежние геологически древние периоды их было гораздо больше. (c) А. Бекетов.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ГОЛОС, голоса, мн. голоса, м. 1. Звучание голосовых связок, крик, речь, пение. Вдали послышался голос. Кричать громким голосом. Полным голосом. Во весь голос. Надорвать голос. || Свойственные отдельному человеку или животному особенности, качества произношения звуков, мелодическая манера (речи, пения, крика). Звонкий голос. Глухой голос. Я. сразу узнал вас по голосу. Птицы поют на разные голоса. Мужской голос. Женский голос. В юношеском возрасте голос ломается. || перен. Звучание различных предметов (поэт.). Голос колокола. Голос ветра. Голос арфы. 2. Звучание голосовых связок, как материал вокального искусства, орган пения, способность петь. У него хороший, большой голос. Потерять голос. петь вполголоса. У этой девочки, кажется, будет голос (т. е. она будет петь). спасть с голоса (см. спасть). Голос у него был довольно приятный и сладкий, хотя несколько сиплый; он играл и вилял этим голосом, как юлою. Тургенев. || Качество этого звучания в отношении музыкальной высоты и диапазона (муз.). Тенор, баритон, бас - мужские голоса. Романс для высокого голоса. 3. Одна из двух или нескольких мелодий, тем в контрапунктическом или гармоническом сочетании (муз.). Первый голос. Фуга в четыре

Словарь Ушакова

ГОЛОС, совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых человеком и животными с помощью эластичных голосовых свйазок. У большинства позвоночных основным источником звука служит верхнйайа гортань с парными голосовыми свйазками, а у птиц - нижнйайа гортань, имеющайа голосовые перепонки. Человек обладает наиболее развитым голосовым аппаратом, с помощью которого он выражает свои чувства и мысли (крик, смех, плач, речь, пение).

Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ЗАМНАРКОМ
КУЛИ И КИТАЙСКИЙ ВОПРОС
ЩЁЛКАНЬЕ
СНЕДАЕМЫЙ
СТЕНОП
БАЦНУТЬСЯ
УЧАСТИТЬСЯ
ФАКТОРИАЛ
АШКЕНАЗИ В

ГОЛОС

ЗЫРЯНСКИЙ
СОГЛАСИТЬ
НАСВИСТАТЬ
ПРЕРВАТЬ
ОТПИТЬ
СКОРБУТНЫЙ
ОТЧАЛИТЬ
СКОЛОПЕНДРЫ
ТЕЛЕВИЗИОНЩИК


ГОЛОПУЗЫЙ назад содержание далее ГОЛОСЕМЕННЫЕ
Хостинг от uCoz