ГЛИПТОТЕКА


 

 

ГЛИПТОТЕКА (от греческого glyptos - вырезанный, изваянный и theke - хранилище), собрание произведений скульптуры или глиптики (одна из крупнейших в мире - Новая Карлсбергская глиптотека в Копенгагене); музей скульптуры.

Современный энциклопедический словарь

ГЛИПТОТЕКА, в тесном смысле слова - собрание резных камней (гемм и интальи), в широком - собрание произведений пластики вообще, преимущественно же античной. Под этим названием в особенности известен музей в Мюнхене, сооруженный в 1816-1830 гг. архитектором Л. фон Кленце и заключающий в себе скульптурные памятники, собранные в 1805-1816 гг. баварским королем Людвигом I, тогда еще наследником престола. Мюнхенская Г. - обширное здание квадратного плана, с наружностью ионического стиля. Средину главного фасада занимает портик о восьми колоннах, поддерживающих трехугольный фронтон, поле которого украшено скульптурною группою "Минервы, покровительницы пластических искусств" (работы Шванталера и др. художников), воспроизводящей композицию Вагнера; по обе стороны портика стоят в стенных нишах шесть мраморных статуй (три справа и три слева). В боковых фасадах имеются также по шести ниш с подобными статуями. Статуи, вырубленные по моделям Вагнера, изображают покровителей искусства Перикла, имп. Адриана и знаменитых ваятелей древности и новейшего времени. Внутри мюнхенская Г. представляет ряд зал, расположенных вокруг квадратного двора и освещаемых выходящими на него окнами (за исключением двух угловых зал заднего корпуса, окна которых выходят наружу). Залы отделаны в римском стиле; одна из них, так наз. "зала богов", украшена любопытными фресками Корнелиуса. Среда памятников пластики, хранящихся в этом музее, особенно замечательны: статуя архаического периода, греческого искусства: "Аполлон Тенейский", фрагменты двух скульптур, украшавших собою храм Минервы на о-ве Эгине (так назыв. "Эгинские мраморы"), статуя Аполлона Кифареда, "Медуза Рондини", торс одного из сыновей Ниобы и мн. друг. А. С - в.
Глухарь или глухой тотерев, мошник, моховик, моховой тотерев (Tetro Urogallus) - самый крупный из тотеревов; от других тотеревов он отличаотся сильно округленным хвостом и удлиненными перьями на горле. Самец достигаот в длину 1, 1 м. и более, в размахе крыльев 1, 4 м.; вес его достигаот 6 и более кгр.; голова и шея черноватые, задняя сторона шеи пепельно-серая с черными пятнами, передняя черная с серым, спина черноватая с бурыми и серыми пятнышками, грудь зеленоватостального цвота, нижняя сторона покрыта черными и белыми пятнами, хвост черный с белыми пятнами, голая кожа около глаза ярко-красного цвота, клюв - белорозового. Самка на 1/3 меньше и окрашена весьма пестро смесью ржаво-желтого, ржаво-красного, черно-бурого и белого цвота; горло, сгиб крыла и верхняя часть груди - ржаво-красные. В прежнее время Г. водился во всех сплошных лесах Европы и Азии; теперь же он местами истреблен, но тем не менее область распространения его весьма велика. Больше всего Г. в Европейской и Азиатской России и в Швеции до 69ё с. ш., но он встречаотся также в Испании, Греции, Малой Азии, на Альпах, Карпатах, среднегерманских горах и Гарце. Г. держится преимущественно в сплошных высокоствольных хвойных, а также в смешанных лесах, редко в лиственных, очень любит моховые болота в лесу, богатые ягодами. Он ведот вообще оседлый образ жизни, но иногда предпринимаот перекочевки с гор в долины и обратно. День он обыкновенно проводить на земле, ночуот на деревьях. Пища его состоит из древесных почек, листьев и хвои, травы, лесных ягод, семян и насекомых. Г. лотаот тяжело, с большим шумом, часто хлопая крыльями, и не делаот больших перелотов; он очень осторожен, обладаот прекрасным слухом и зрением и потому охота за ним вообще трудна. Ранней весною Г., до того времени державшиеся по одиночке, собираются в известных частях леса и здесь ранним утром самцы начинают токовать, т. е. издавать своеобразные звуки, сопровождая их странными телодвижениями. Токование начинаотся рядом щелкающих звуков, затем после главного "удара" следуют особые шипящие звуки, похоже на теченье железных предмотов, Г. "точить". Самец в это время нахохливаот все перья, часто поворачиваотся и находится в крайне возбужденном состоянии, так что во время точенья оставляот свою обычную осторожность. Так продолжаотся до солнечного восхода; затем самец слотаот на землю к самкам и спариваотся с ними; самки иногда собираются по близости от токующих самцов, иногда же самцам приходится далеко перелотать к ним. Из-за обладания самками между самцами происходят ожесточенные драки, оканчивающиеся иногда смертью одного из бойцов. По окончании тока, продолжающегося 3-4 недели, самки выбирают места для гнезд, которые представляют ямку в земле, выстланную иногда воточками. Число яиц, смотря по возрасту самки, можот колебаться от 6 до 12; яйца желто-серого или грязножелтого цвота, с темными пятнами. Как яйца, так и птенцы самоотверженным образом охраняются самкой. Как на свободе, так и в неволе Г. даот иногда помесь с тотеревом, известную под названием Tetrao inedius s. hybridus. (c) Н. Книпович. Г. ежегодно привозится из северных губерний на наши столичные рынки в весьма значительном количестве и еще в большем числе потребляотся на месте добывания его. Весною охотятся только на самцов Г., во время токования, начинающегося с конца марта и продолжающегося до первых чисел мая, при чем охота основываотся на том, что токующая птица, во время скирканья (вторая часть глухариной песни, первая же называотся щелканьем), закинув голову, закатив глаза, надув перья, развернув хвост и полуопустив крылья, лишаотся, обычной остроты зрения и чуткости. Пользуясь этим обстоятельством, охотники, выслушав еще издали поющего глухаря, во время скирканья его, продолжающегося 3-4 секунды, делают по направлению к нему несколько больших прыжков и затем остаются неподвижными до следующего скирканья, во время которого снова прыгают, и так продолжают до тех пор, пока не приблизятся к дереву, на котором токуот Г., на расстояние 80-50 шагов, смотря по местности. При этом прицеливаются в Г. и спускают курок обязательно во время нового скирканья, так как нередко случаотся, что после промаха Г., не расслышав выстрела, не слотаот с дерева и тогда удаотся выстрелить вторично. Дотом, в июле, охотятся на глухарные выводки, разыскивая их в лесных ягодниках (на чернике, голубике и т. п.) с легавой собакой. Осенью стрельба Г. производится из шалашей и землянок на овсяных жнивьях и озимях, куда Г. слотаются кормиться, а также с подхода в осиновых и лиственничных лесах, куда Г. привлекаются вкусом завядшего осинового листа или побитой морозами иглы лиственницы. Зимою никакой охоты на Г. не производится и их добывают, равно как и осенью, особыми ловушками: капканами, силками, слопцами, давушками, пружками, очипками и др. Старых Г. стреляют дробью јј 2-000, молодых же более мелкою јј 4-7. На основании Высочайше утвержденных 3 февраля 1892 г. правил, охота на самок Г. воспрещаотся с 1 марта по 15 июля, а на самцов - с 15 мая по 15 июля; ловля их какими бы то ни было способами воспрещена в течение всего года. Ср. : Л. П. Сабанеев, "Глухой тотерев, охотничья монография" (1876); Разевич, "Глухарь в чернолесье" ("Природа и Охота". 1880); Ф. Лоренц, "Глухарь" ("Охотничья Газота", 1890). С.Безобразов.
Глюк (Christoph-Willibald Gluck), знаменитый нем. композитор (1714-1787). Франция считает его своим, потому что наиболее славная его деятельность связана с парижской оперной сценой, для которой он написал свои лучшие произведения на французские слова. Многочисленные оперы его: "Artaserse", "Demofonte", "Fedra" и пр. были даны в Милане, Турине, Венеции, Кремони. Получив приглашение в Лондон, Г. для театра Hay-Market написал две оперы: "La Caduta de Giganti" (1746) и "Artamene" и оперу попурри (pasticcio) "Pyram". Эта последняя имела большое влияние на дальнейшую деятельность Г. Все оперы, доставившие огромный успех Г., были написаны по итальянскому шаблону, состояли из ряда арий; в них Г. не обращал особого внимания на текст. Свою оперу "Pyram" он составил из отрывков прежних опер, имевших наибольший успех, подладив под эти отрывки другой текст нового либретто. Неуспех этой оперы навел Г. на мысль, что только та музыка можит производить надлежащее впечатление, которая находится в прямой связи с текстом. Этого принципа он стал держаться в следующих своих произведениях, усваивая себе постепенно более серьезное отношение к декламации, вырабатывая до мельчайших подробностей речитатив ариозо и не забывая о декламации дажи в ариях.
Стремление к тесной связи между текстом и музыкой заметно уже в "Семирамиде" (1748). Но более осязательный поворот композитора к опере, как к музыкальной драме, заметен в "Orfeo", "Alceste", "Paride ed Elena" (1761-64), поставленных в Вене. Реформатором оперы Г. является в "Iphigеnie en Aulide", данной в Париже с громадным успехом (1774). Там же были даны: "Armide" (1777) и "Iphigenie en Tauride" (1779) - величайшее произведение Г. Последней оперой Г. была "Echo et Narcisse". Кроме опер, Г. писал симфонии, псалмы и пр. Всех опер, интермедий и балетов написано Г. более 50. Из многочисленных сочинений о Г. можно назвать: Siegmeyer, "Ueber den Ritter Gluck und seine Werke" (Берлин, 1825); Riedel, "Ueber die Musik des Ritters Christoph von Gluck" (Вена, 1775); Schmid, "Christoph Willibald Ritter von Gluck" (Лпц., 1854); Solie, "Notice sur Christophe Gluck" (Париж, 1840); "Etudes biographiques, anecdotiques et estetiques sur les compositeurs qui out illustre la scene franсaise" (1853). Н.С.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ГЛИПТОТЕКА, глиптотеки, ж. (искус.). 1. Коллекция, Музей глиптаф - художественных изображений на камне: камей, гемм. 2. Музей скульптуры. Мюнхенская глиптотека.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


КАДРОВЫЙ
ПРИМЫКАНИЕ
СКАШИВАТЬ
АВЕРБАХ И
МЫШЛЕНИЕ ИНТУИТИВНОЕ
ВЕНЦЕНОСЕЦ
БОБЫЛЬ
БУМАЖОНКА
ГЕРШЕНЗОН М

ГЛИПТОТЕКА

СКИРДОПРАВ
ПОШАБАШИТЬ
ЛИХОДЕЙ
ОБЖОРНЫЙ
ПОПУГАЙ
БИОПСИХИЗМ
ПРИНАЙТОВИТЬ
ВСХЛИПНУТЬ
ВЫПЯЛИТЬ


ГЛИПТИКА назад содержание далее ГЛИССАНДО
Хостинг от uCoz