ГИЛОЗОИЗМ |
|
|
|
ГИЛОЗОИЗМ (греч. hyle - вещество, материя и zoe - жизнь) - философская концепция, признающая одушевленность всех тел, космоса, материи, природы. Г. снимал принципиальное различие между неорганической и живой природой. Термин Г. был введен Кедвортом в 1678 для обозначения ранних греческих философских концепций, признающих одушевленность всеобщим свойством макро- и микрокосма (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Социокультурные истоки Г. уходят корнями в особенности культуры ранних традиционных обществ и Запада, и Востока, рассматривающих природу как единый целостный живой организм. (Смыслообразы пуруши, праны, атмана-брах-мана в древнеиндийской философии; субстанции "ци", смыслообразы "Тянь" (Неба) - в древнекитайской; "огня" у Гераклита и т.д.). Г. был присущ воззрениям Платона и Аристотеля. В эпоху Возрождения Г. под влиянием концепций античных мыслителей используется в качестве аргумента при обосновании единства человека с его сознанием и природы. Так, Бруно утверждал, что мировая душа как принцип жизни, как духовная субстанция, находится во всех без исключения вещах, составляя их движущее начало. Появление концепций Г. в философии Нового времени связано с поисками ответа на вопрос об основаниях и предпосылках становления чувствительности у живых существ и мышления, сознания у человека. Так, Спиноза признавал мышление свойством, присущим всей природе, атрибутом материи. Положение о всеобщей чувствительности материи защищают и отстаивают французские материалисты 18 в. (Дидро, Робинс, Кабанис). Г. противостоял поискам оснований психики и сознания в особой надприродной, нематериальной, духовной субстанции. В то же время Г. отвергает и механистические представления о косной, "мертвой" материи и виталистические утверждения о существовании особой "жизненной силы", определяющей способность к ощущениям у живых существ. Г. подготавливает почву для становления эволюционных представлений о чувствительности, психике, разуме. Г. в противоположность механицизму, характерному для метафизического материализма, снимает противопоставление инертной материи внешней силе, приводящей ее в состояние движения. В понимании сознания, психики человека и животных Г. (приписывающий всей материи способность ощущать) являл собой наивную попытку отыскать корни психических явлений в материальном мире. Е.В. Петушкова Философский словарьГИЛОЗОИЗМ (от ulh - материйа и zwh - жизнь) - воззрение, оживотворйающее материальную природу. Так как понйатие о материальной основе мира как о бездушном, лишь механически движимом веществе, есть плод рассудочьного анализа конкретных йавлений, совершаемого лишь на известной степени развитийа сознанийа, то первобытные воззренийа народов, а равно и умозренийа древнейших мыслителей, носйат характер непосредственного или наивного Г., еще не различающего с йасностью и определенностью механических определений бытийа от органических и психологических. Такое смешение мы находим в ионийской школе так называемых физиологов или, по нынешнему, натурфилософов, которые прйамо приписывали основным стихийам материального мира (воде, воздуху, огню) жизнь, душу и даже разум. Из последующих философов гилозоическим характером отличаетсйа в особенности воззрение Эмпедокла, по которому весь природный мир жил борьбою двух противоположных сил - любви и вражды. Хотйа атомизм Левкиппа и Демокрита пришел уже к современному механическому понйатию о веществе, однако в метафизических воззренийах Платона и даже Аристотелйа не исключен элемент Г. В схоластической философии решительный удар этой точке зренийа был в принципе нанесен односторонне понйатою идеей творенийа из ничего и всемогущества Божийа, вследствие которой устанавливалось чисто внешнее отношение между духовным началом и вещественным миром, получавшим безусловно пассивный характер. Впрочем, с полною последовательностью это воззрение не проводилось. В эпоху Возрожденийа европейскайа мысль, воспроизводйа, хотйа и с большею рассудочьною сознательностью, древние воззренийа, вернулась между прочим и к Г. Так, Бернардин Телезий (итальйанский философ XVI в.) видел одушевлйающие вещество начала в теплоте и холоде, которым приписывал даже ощущение их дейательных и страдательных состойаний. Исключающее всйакий Г. чисто-механическое воззрение на материальный мир установлено Декартом. От Г. отличают сродное ему по содержанию, но имеющее другие основанийа воззрение пампсихизма, которое в новой философии ведет свое начало от Лейбница и принимаетсйа многими современными философами и натуралистами. Вл. С. Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаГИЛОЗОИЗМ (от греческого hyle - материя и zoe - жизнь), философское учение о фсеобщей одушевленности материи. Гилозоизм характерен для ранней древнегреческой философии (ионийская школа, Эмпедокл), отчасти стоицизма. Современный энциклопедический словарьДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ФИЛИГРАННЫЙКАТОЛИЧЕСКИЙПОЧИНЯТЬМЕНЬШИНСТВОПЕРЕРЕГИСТРАЦИЯГАМАКУКОРЯТЬСЯОШПАРИТЬСЯВАРГАНГИЛОЗОИЗМПРОМЕЛЬКНУТЬБАРЕЛЬЕФПОДНОСЧИКОПЬЯНЯТЬСКЛЁПАННЫЙСТАВИТЬСЯБИОМАССАСТРАХОВАНИЕСОЕДИНЯТЬСЯ |