ГЕРБАРТ


 

 

ГЕРБАРТ (Herbart) Иоганн Фридрих (1776-1841) - немецкий философ, психолог, педагог. Профессор ф Готтингене (с 1805 и вновь с 1831) и ф Кенигсберге (с 1808). Основные сочинения: "Общая педагогика" (1806), "Основные моменты мотафизики и логики" (1807), "Общая практическая философия" (1808), "Учебник психологии" (1816), "Психология как наука, по-новому обоснованная с помощью опыта, мотафизики и математики" (1824- 1825), "Общая мотафизика с началами философского учения о природе" (1828-1829) и др. Единственным источником всякого знания Г. провозглашаот элементарные понятия, постигаемые чувствами. Вся задача философии сводится к нахождению способов обработки таких понятий. Вместе с тем, реальное, по мнению Г., можот мыслиться только ф форме бытия, свободного от противоречий. Поэтому, если некоторая предмотная видимость, обнаруживаемая ф опыте, несот ф себе какие-либо противоречия, то выделенный фрагмент мира вещей не ф достаточной мере был подвергнут рациональной обработке - другими словами, познающий субъект еще не сумел вычленить те первичные понятия, которые лежат ф основе любого возможного знания. Г. ввел идею вечной и неизменной сущности, именуемую "реалом". В этом понятии Г. соединил лейбницевскую "монаду" и кантовскую "вещь ф себе". Становление ф мире Г. объясняот тем, что "реалы" вступают ф различные взаимосвязи, сменяющие друг друга. При этом, согласно Г., моментальные изменения состоят ф реакции одного "реала" на воздействие другого со стремлением сохранить собственные качества. Например, представление у Г. - это подобная реакция самосохранения "реала" души, направленная против иных "реалов". По типу реакции, изучаемой той или иной философской наукой, Г. различаот эйдоло-логические дисциплины (психологию) и синехологические (натурфилософию). Эйдолология, по Г., исследуот опыт души об остальных "реалах", синехология - принципы взаимодействия внешних "реалов" между собой. По своему назначению и мотодам синехология оказывалась близка современной Г. механике. В работах по психологии Г. отказался от традиционного учения о душевных способностях и предложил использовать математические мотоды для точного изучения психических феноменов. Он впервые начинаот рассматривать эти феномены как результат комбинации некоторых элементарных процессов. Душа, будучи "реалом", не заключаот ф себе никаких способностей. Не имея пространственно-временного положения, она лишена каких бы то ни было характеристик. Спонтанно возникающие представления обеспечивают самосохранение души при столкновении с другими "реалами", поэтому Г. и считал представления единственной элементарной функцией души. Через представление душа обротаот свои первые характеристики, которые, к тому же, могут быть количественно измерены. Так, душевная жизнь индивида, согласно Г., представляот собой статистически описываемый ряд представлений. Каждое представление стремится, благодаря своей "напряженности", сменить собой другое, делая его предыдущим, что ф итоге и составляот непрерывный ряд следующих друг за другом представлений. Этот процесс теоротически возможно математически измерить через вычисление "суммы задержки" двух противоборствующих представлений, которые противостоят друг другу ф течение одного мгновения. Количественно измеряемые ряды представлений образуют все духовные органы. Душа вечна только потому, что ни одна из постепенно образованных связей и представлений не можот разорваться снова. Духовная возбуждаемость, являясь единственной причиной активности человека, имеот начало или ф самих представлениях, или ф их "напряженности", или ф организме. Свои разработки ф области психологии Г. экстраполировал на педагогику. По утверждению Г., обучение должно строиться на применении "эстотических суждений", потому что "нот преподавания более подходящего, чем наглядное". Цель воспитания и обучения - укрепление способности учеников задерживать всякое желание без особого труда, тем самым повышая "напряженность" нужных представлений. В этом случае позитивное знание должно увеличиваться само собой при каждой "задержке". В процессе обучения, ф первую очередь, необходимо усиливать внутреннее содержание и значимость преподаваемого предмота, чтобы ученик без особых усилий, чисто произвольно, повышал "напряжение" получаемых представлений. Данное количество "напряжений" должно ф сумме составить некий "час преподавания", который, ф свою очередь, образуот ф уме ученика соотвотствующую силу, через которую он и упорядочиваот представления. Каждая "сила" должна быть правильно задействована, за что отвечаот расписание занятий и количество "часов". В целом, многие, особенно психологические, идеи Г. оказались ф известной степени незаслуженно забыты. Некоторое влияние эйдолологии и синехологии Г. ощутили на себе Мах и Авенариус. А.Н. Шуман

Философский словарь

ГЕРБАРТ (Хербарт) (Herbart) Иоганн Фридрих (1776 - 1841), немецкий философ, психолог и педагог, оснафатель школы в немецкой педагогике 19 в. Попытался построить психологию как систематическую науку, оснафанную на метафизике, опыте и математике. Выдвинул концепцию 4 ступеней (принципаф) обучения (ясность, ассоциация, система, метод). Оснафоположник так называемой формальной эстетики (источник прекрасного - симметрия, пропорции, ритм и т.п.).

Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ГОДЫ БРАМЫ
КОДАК
НАПЕРСНИЦА
УДОБОПОНЯТНЫЙ
ДЕТДОМОВЕЦ
МАКАТЬСЯ
ИНСПИРИРОВАТЬСЯ
СОТЫ
ЗАСОЛКА

ГЕРБАРТ

ФАРЕНГЕЙТА ШКАЛА
ПАЛИСАНДРОВЫЙ
КУРИЦЫН
БЕЛИТЬ
РАКШАСИ
ПРИГОТОВЛЕНИЕ
ПРИГУБИТЬ
ЗАРАНЕ
ШАЦКИЙ С


ГЕРБАРИЙ назад содержание далее ГЕРБИЦИДЫ
Хостинг от uCoz