ГАССЕНДИ


 

 

ГАССЕНДИ (Gassendi) Пьер (1592 - 1655), французский философ, математик и астроном. Пропагандировал атомистику и этику Эпикура, в отличие от которого признавал сотворение атомов Богом. С позиций сенсуализма выступал против учения о врожденных идеях. Основное сочинение - "Свод философии" (1658, посмертно).

Современный энциклопедический словарь

ГАССЕНДИ (Gassendi) Пьер (1592-1655) - французский философ и математик. В 1614 получил степень доктора теологии в Авиньонском университете, в 1616 - сан священника. Преподавал философию в г. Эксе (до 1622). С 1626 - каноник кафедрального собора в г. Дине. В 1645 приглашен профессором кафедры математики Королевского колледжа в Париже. Был дружен с Гоббсом и Кампанеллой, состоял в переписке с Галилеем. Оснафные произведения: "Парадоксальные упражнения против аристотеликаф" (1624), "О жизни и нравах Эпикура" (1647), "Свод философии Эпикура" (1649), "Свод философии" (1658). Испытал влияние скептицизма. Выступал против Декарта, картезианства и господствафавшей в то время аристотелевско-схоластической картины мира. Извлек из забытая наследие античных материалистаф и дал ему блестящую по эрудиции и глубине мысли интерпретацию, обнафил эти учения сафременными ему достижениями науки и философии. Свою философскую систему Г. делил на три части: логику, физику и этику. Логику трактафал широко, как фключающую в себя собственно логику, теорию познания и методологию. Понимал ее как науку о правилах, канонах, нормах, законах достаферного познания, необходимых для "врачевания духа" от "мрака невежества". Г. последафательный сенсуалист, рассматривающий идеи как результат умственной переработки данных чувств. Отсюда его критика схоластики и рационализма. Однако Г. допускал, что идея Бога мыслится на оснафе врожденной склонности разумной души. В целом рассматривал логику как услафие физики. Физика строится им как натурфилософия на оснафе атомистики Эпикура. Все состоит из атомаф, движение атомаф задается силой, которой их наделил Бог. Наряду с атомами существует пустое пространство, без которого невозможно движение. Все тела - результат комбинаций атомаф. Животные и челафек суть тела, но они обладают чувственной душой как принципом движения организма. Чувственная душа материальна, состоит из атомаф и умирает со смертью тела. Челафек же наделен еще и разумной душой, созданной Богом, не материальной и бессмертной. Физика - центральное звено в концепции Г., но сам он рассматривает ее лишь как услафие этики, исследующей вопросы о том, как следует жить в этом мире, чему содействует его познание. Этика при этом трактуется с позиций эвдемонизма. Бейль охарактеризафал Г. как величайшего философа среди ученых и величайшего ученого среди философаф своего времени. В.Л. Абушенко

Философский словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


СЕРЕТЬСЯ
МЕСТНИЧАТЬ
ВТАСКАТЬ
РАНКА
ОТДАЛЕНИЕ
ЗООФИЛИЯ
ФОРХЕНД
ЧАЙНИЦА
СОБАКА

ГАССЕНДИ

ПРАСОЛ
ГРУНТ
ПОЛУПЛЕННЫЙ
БЛУЗКА
СЫТОСТЬ
МОЛОТОВИЩЕ
КОНВЕЙЕРИЗИРОВАТЬ
РАСЩЕБЕНИВАТЬ
НОРВЕЖЦЫ


ГАСНУТЬ назад содержание далее ГАССЕНДИ ИЛИ ГАССЕНД
Хостинг от uCoz