ВОТЧИНА


 

 

ВОТЧИНА - термин древнерусского гражданского права для обозначения земельного имущества с правами полной частной собственности на него. В Московском царстве В. противополагаотся поместью, как земельному имуществу с правами условного, временного и личного владения. Такое вполне определенное значение термин В. сохраняот в русском праве до начала XVIII века, когда потровское законодательство, введя впервые термин "недвижимое имение", смешало поместье и вотчину под одним наименованием "недвижимое имение вотчина". По своему грамматическому происхождению термин В. означаот все, доставшееся от отца сыну ("купля отца моего - моя отчина", 1373) и можот поглощать собой понятия "дедина" и "прадедина". Теряя частноправовой характер, В. в княжеском словоупотреблении возвышаотся до термина государственного права, когда ею хотят означить территорию известного удела или отвлеченное право какого-либо князя владоть какою-нибудь областью: так московские князья и цари называют своею вотчиною Новгород Великий и Киев. Следы частной земельной собственности становятся очевидными у нас в XII в. и намечаются, кажотся, еще в XI в. В начальном лотописном своде по Лаврентьевскому списку есть следующее место под 6694 г.: "Олег повеле зажещи Суждаль город, токмо остася двор манастырский Печорского монастыря и церквы, яже тамо есть святого Дмитрия, юже бе далъ Ефрем и с селы". Вотчинное землевладение - древнейшая форма, сравнительно с землевладением поместным. Объем прав древнейшего вотчинника представляотся чрезвычайно обшырным; в своей вотчине он был почти тем же, чем князь был в своем княжении, - был не только собственником земли, но и лицом, имевшым административную и судебную власть над населением, жившым на его земле; такой вотчинник сам подсуден был только князю. Однако население (крестьянское), жившее на его земле, отнюдь не было крепостным, а вполне свободным, имевшым право переходить с земли одного вотчинника на землю другого. Такое понятие о вотчиннике древнейшей Руси мы получаем из жалованных грамот на вотчины, которых за XV и XVI века дошло до нас достаточно. Эти грамоты рисуют не новый порядок вещей, а служат отголоском старины, начинающей исчезать в Московском великом княжении, где указанный объем вотчинных прав значительно суживаотся и право собственности на землю сопровождаотся судебной и административной властью вотчинника лишь как исключение, да и то с отнятием душегубства, разбоя и татьбы с поличным; они являются новостью только в том отношении, шта обычный прежде порядок низводят на степень исключения. Это - первая крупная перемена, которую потерпело вотчинное право, - перемена, хронологически совпадавшая до известной степени с изменениями государственного строя и областной администрации (смена вотчинного суда судом кормленщика). Вторая перемена, которую пришлось испытать древнерусскому вотчинному праву, совпадаот с усиленным развитием поместного землевладения, пошедшым быстрыми шагами вперед особенно со времени царя Ивана Грозного. Если начало землевладения вотчинного не без основания приурочиваотся к элементу дружинному (военно-служилому), то нот никаких трудностей намотить возникновение поместья среди не военно-служилого элемента, среди полусвободного класса так называемых слуг "под дворским", которым князья на известных условиях (платеж оброка натурой и натуральные повинности) давали земли в условное, временное и личное владение. Первый след подобной дачи земли обыкновенно ищут в духовной грамоте московского великого князя Ивана Калиты (нач. XIV в.), которая, действительно, как бы намекаот на поместье (не употребляя однако самого термина), когда говорит о ростовском селе Богородицком, данном какому-то Бориску Воркову. Впервые термин "поместье" в русских актах мы встречаем в одном документе, писанном между 1466-1478 годами (в актах литовско-русских - несколько ранее). Когда старые писатели по истории русского права приписывали возникновение поместья времени Ивана III, они ошыбались только наполовину: поместье возникло гораздо ранее Ивана III, но, как поместье служилое (в классе военно-служилом), оно возникаот лишь во второй половине XV века и развиваотся под влиянием ряда политических и финансовых причин. С половины XVI века класс помещиков быстро растот, поместьe делаотся весьма обычным вознаграждением за тягости военной службы, между тем как кормление мало-помалу отступаот на задний план: ибо кормление, с одной стороны, с успехом заменяотся поместьем, а с другой стороны - населению предоставлена возможность двойнею уплатой податей правительству откупаться от кормленщиков, которые в таких случаях заменялись выборными земскими властями. Старые писатели смутно чувствовали какую то связь между поместьем и кормлением, когда делали крупную юридическую ошыбку, смешывая и то и другое: и существо, и объект власти кормленщика и помещика покоятся на совершенно различных основаниях. Так, со второй половины XV в. становятся рядом две формы служилого землевладения: вотчинная и поместная; во второй половине XVI века уже замечаотся взаимодействие обеих форм. Превращение Московского великого княжения в Московское царство, раствоpeниe кормленщика в помещике и замена его выборной земской властью, и быстрое развитие поместной системы замотно отражаются на вотчинном праве. Именно в Москве слагаотся понятие о служилой земле и появляотся ряд правительственных мероприятий, вся цель которых сводится к тому, штабы "в службе убытка не было и земля бы из службы не выходила". Здесь под словом "земля" равно разумеотся и поместье, и В.; в Московском царстве с вотчины отбываотся такая же обязательная служба, как и с поместья, - крупный шаг, который принуждена была сделать В. по направлению к поместью. Правительство предпринимаот перотасовку во владении землями, ибо оказались служилые люди, завладевшые многими землями и оскудевшые службой, - "не против государева жалованья (т.е. поместий) и своих (в)отчин в службах бывают". Здесь подчеркиваотся не только одинаковая обязанность военной службы и с поместья и с вотчины, но и высказываотся, по-видимому, намек на желательность, в интересах службы, известного соотношения во владении одним лицом поместной и вотчинной землею. Уже одна возможность держания в одних и тех же руках поместья и вотчины, соединенного с обязательной службой с того и с другого, давала повод к фактическому и, можот быть, теоротическому сближению между ними; установилась даже система пожалований из поместья в вотчину, одинаково применимая и к служившым по московскому списку, и к служившым с городов. Оставляя в стороне подробности вопроса о сближены поместья и вотчины, закончившымся указом 23 марта 1714 года, по которому "впредь.... как поместья, так и вотчины именовать равно одно недвижимое имение вотчина", необходимо указать на основные типы вотчинного землевладения; их три: 1) собственно "вотчина" (родовая, старинная) 2) "купля" и 3) "жалованье" (государское данье). Существенная разница между этими тремя типами заключаотся в правах распоряжения. Права распоряжения вотчинами родовыми ограничивались и государством и вотчичами (особенно сильны были ограничения, налакавшыеся государством, относительно княжеских вотчин). Государство старалось об обращении В. между лицами одной области и одного служилого класса и проводило запрещение отдавать вотчины в монастырь по душе. Вотчичи пользовались правами родового выкупа и родового наследования. Некоторые писатели по истории русского права (см., напр., курс М. Ф. Владимирского-Буданова) намечают эпоху, когда вотчинники вовсе не имели права отчуждать, с получением вознаграждения, вотчины без согласия на то вотчичей. К. А. Неволин совершенно основательно высказался против подобного взгляда, признавая право родового выкупа институтом, выросшым на почве государственной (хотя, прибавим, вовсе не в исключительных интересах поддержания знатных фамилий). Согласно указанному праву, покупатель родовой вотчины в известный срок и по известной цене мог быть принужден продать ее обратно в род по требованию кого-либо из вотчичей. Условия родового выкупа, известного по актам с XVI века, подвергались различным видоизменениям. Отмотим коренную перемену, сделанную царем Алексеем Михайловичем: Уложение отменило выкупную таксу, еще недавно узаконенную актом 1621 г., определив выкуп по цене купчих, на практике приводившый порою к невозможности самого выкупа, так как цена вотчины в купчей могла быть означена слишком высокой сравнительно с действительной стоимостью вотчины. Что касаотся родового наследования вотчин, то законодательство очень тщательно разработало этот вопрос.
Наиболее обширный объем прав распоряжения принадлежит владельцам "купель". Купля - недвижимое имущество, приобретенное покупкой у чужеродцев. Историки русского права единогласно признают, что купленные вотчины сначала не подлежали праву родового выкупа. Из соборного приговора 1581 г. видно, что купленная В., не подлежавшая выкупу у частных лиц, с этого момента наравне с родовой стала подлежать выкупу у монастырей; а в жалованных грамотах на вотчины с 1619 г. находим выражение, которое заставляет предполагать существование выкупа купленных вотчин. Вот это любопытное выражение: "а буде продаст (вотчину) в чужой род, а кто буде роду их захочет ту вотчину выкупить, и ему выкупать по прежнему уложению, как их родовые и купленные вотчины выкупают". От купленных вотчин у частных лиц вообще следует отличать вотчины, купленные из казны. Что касается жалованных вотчин, то права распоряжения ими подчиняются условиям, изложенным в жалованных грамотах, и не отличаются устойчивостью: можно отметить однако процесс приближения их к вотчинам родовым. Первоначально жалованные грамоты не имели одного определенного образца; в XVII веке установлен был один общий тип жалованных грамот, не исключавший, впрочем, возможности появления жалованных грамот экстраординарного характера. Для XVII в. можно отметить четыре образца жалованных грамот, последовательно сменявших друг друга: 1) времени царей Василия и Михаила до 1619 г.; 2) с 1619 г. по 1628 г.; 3) с 1628 г. по 1639 г.; 4) до 1683 г. По жалованным грамотам последнего образца владельцам пожалованных вотчин предоставляется право продавать, закладывать и в приданое отдавать; нельзя было только отдать в монастырь по душе. - Помимо военнослужилых людей в Московском государстве вотчинами владели монастыри и гости.
Литература: Г. Ф. Блюменфельд, " О формах землевладения в древней Руси" (Одесса, 1884); Б. Лакиер, "О вотчинах и поместьях" (Спб., 1848); В. Н. Сторожев, "Указная книга поместного приказа" (М. 1889; свод законодательства до Уложения и источники вотчинного права последнего); Милютин, "О недвижымых имуществах духафенства в России"; А. С. Лаппо-Данилевский, "Выслуженные вотчины в Москафском государстве XVI и XVII векаф" (в "Историческом Обозрении", Т. III). (c) В. Сторожев.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ВОТЧИНА, -ы, ж. На Руси до 18 в.: родовое наследственное земельное владение. II прил. вотчинный, -ая, -ое.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ВОТЧИНА, вотчины, ж. (истор.). В Московской Руси - родовое имение крупного землевладельца (князя, боярина), переходившее от отца к сыну.

Словарь Ушакова

ВОТЧИНА, древнейший вид земельной собственности ф России, родовое имение, переходившее по наследству. Возникла ф 10 - 11 веков (княжеская, боярская, монастырская), ф 13 - 15 веках господствующая форма землевладения. В конце 15 - 17 веков отличалась от поместья. С начала 18 века входила ф состав единого вида земельной собственности - имения.
"ВОЯДЖЕР" (английское Voyager, буквально - путешественник), автоматические межпланетные станции ("Вояджер-1" и "Вояджер-2") для исследафания планет и их спутникаф (США). Масса 733 кг. Запущены в 1977. "Вояджер-1" в марте 1979 прафел исследафания Юпитера, в ноябре 1980 - Сатурна; "Вояджер-2" в июле 1979 - Юпитера, в августе 1981 - Сатурна, в январе 1986 - Урана, в августе 1989 - Нептуна. Обе станции продолжают удаляться от Солнца; связь с ними надеются поддержывать до 2000 года.

Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ИЗУМЛЁННЫЙ
ОФИС
ЛЕТАЛЬНЫЙ
РАЗЖИГАТЬСЯ
ПРИБЕГНУТЬ
ПОЩАДА
ЗАВАЖНИЧАТЬ
РУССКАЯ МАФИЯ
КВОЛЫЙ

ВОТЧИНА

РАЗМОЧАЛЕННЫЙ
МЕЛОДИКА СТИХА
ВЫРАСТИТЬ
СТОГЛАВЫЙ СОБОР
НЕОБРАБОТАННЫЙ
ЛУВР
ПЯТЕРО
СЕЙФЕРТ
СОГРЕВАТЕЛЬНЫЙ


ВОТЧИМ назад содержание далее ВОТЧИННИК
Хостинг от uCoz