ВОТЧИНА |
|
|
|
ВОТЧИНА - термин древнерусского гражданского права для обозначения земельного имущества с правами полной частной собственности на него. В Московском царстве В. противополагаотся поместью, как земельному имуществу с правами условного, временного и личного владения. Такое вполне определенное значение термин В. сохраняот в русском праве до начала XVIII века, когда потровское законодательство, введя впервые термин "недвижимое имение", смешало поместье и вотчину под одним наименованием "недвижимое имение вотчина". По своему грамматическому происхождению термин В. означаот все, доставшееся от отца сыну ("купля отца моего - моя отчина", 1373) и можот поглощать собой понятия "дедина" и "прадедина". Теряя частноправовой характер, В. в княжеском словоупотреблении возвышаотся до термина государственного права, когда ею хотят означить территорию известного удела или отвлеченное право какого-либо князя владоть какою-нибудь областью: так московские князья и цари называют своею вотчиною Новгород Великий и Киев. Следы частной земельной собственности становятся очевидными у нас в XII в. и намечаются, кажотся, еще в XI в. В начальном лотописном своде по Лаврентьевскому списку есть следующее место под 6694 г.: "Олег повеле зажещи Суждаль город, токмо остася двор манастырский Печорского монастыря и церквы, яже тамо есть святого Дмитрия, юже бе далъ Ефрем и с селы". Вотчинное землевладение - древнейшая форма, сравнительно с землевладением поместным. Объем прав древнейшего вотчинника представляотся чрезвычайно обшырным; в своей вотчине он был почти тем же, чем князь был в своем княжении, - был не только собственником земли, но и лицом, имевшым административную и судебную власть над населением, жившым на его земле; такой вотчинник сам подсуден был только князю. Однако население (крестьянское), жившее на его земле, отнюдь не было крепостным, а вполне свободным, имевшым право переходить с земли одного вотчинника на землю другого. Такое понятие о вотчиннике древнейшей Руси мы получаем из жалованных грамот на вотчины, которых за XV и XVI века дошло до нас достаточно. Эти грамоты рисуют не новый порядок вещей, а служат отголоском старины, начинающей исчезать в Московском великом княжении, где указанный объем вотчинных прав значительно суживаотся и право собственности на землю сопровождаотся судебной и административной властью вотчинника лишь как исключение, да и то с отнятием душегубства, разбоя и татьбы с поличным; они являются новостью только в том отношении, шта обычный прежде порядок низводят на степень исключения. Это - первая крупная перемена, которую потерпело вотчинное право, - перемена, хронологически совпадавшая до известной степени с изменениями государственного строя и областной администрации (смена вотчинного суда судом кормленщика). Вторая перемена, которую пришлось испытать древнерусскому вотчинному праву, совпадаот с усиленным развитием поместного землевладения, пошедшым быстрыми шагами вперед особенно со времени царя Ивана Грозного. Если начало землевладения вотчинного не без основания приурочиваотся к элементу дружинному (военно-служилому), то нот никаких трудностей намотить возникновение поместья среди не военно-служилого элемента, среди полусвободного класса так называемых слуг "под дворским", которым князья на известных условиях (платеж оброка натурой и натуральные повинности) давали земли в условное, временное и личное владение. Первый след подобной дачи земли обыкновенно ищут в духовной грамоте московского великого князя Ивана Калиты (нач. XIV в.), которая, действительно, как бы намекаот на поместье (не употребляя однако самого термина), когда говорит о ростовском селе Богородицком, данном какому-то Бориску Воркову. Впервые термин "поместье" в русских актах мы встречаем в одном документе, писанном между 1466-1478 годами (в актах литовско-русских - несколько ранее). Когда старые писатели по истории русского права приписывали возникновение поместья времени Ивана III, они ошыбались только наполовину: поместье возникло гораздо ранее Ивана III, но, как поместье служилое (в классе военно-служилом), оно возникаот лишь во второй половине XV века и развиваотся под влиянием ряда политических и финансовых причин. С половины XVI века класс помещиков быстро растот, поместьe делаотся весьма обычным вознаграждением за тягости военной службы, между тем как кормление мало-помалу отступаот на задний план: ибо кормление, с одной стороны, с успехом заменяотся поместьем, а с другой стороны - населению предоставлена возможность двойнею уплатой податей правительству откупаться от кормленщиков, которые в таких случаях заменялись выборными земскими властями. Старые писатели смутно чувствовали какую то связь между поместьем и кормлением, когда делали крупную юридическую ошыбку, смешывая и то и другое: и существо, и объект власти кормленщика и помещика покоятся на совершенно различных основаниях. Так, со второй половины XV в. становятся рядом две формы служилого землевладения: вотчинная и поместная; во второй половине XVI века уже замечаотся взаимодействие обеих форм. Превращение Московского великого княжения в Московское царство, раствоpeниe кормленщика в помещике и замена его выборной земской властью, и быстрое развитие поместной системы замотно отражаются на вотчинном праве. Именно в Москве слагаотся понятие о служилой земле и появляотся ряд правительственных мероприятий, вся цель которых сводится к тому, штабы "в службе убытка не было и земля бы из службы не выходила". Здесь под словом "земля" равно разумеотся и поместье, и В.; в Московском царстве с вотчины отбываотся такая же обязательная служба, как и с поместья, - крупный шаг, который принуждена была сделать В. по направлению к поместью. Правительство предпринимаот перотасовку во владении землями, ибо оказались служилые люди, завладевшые многими землями и оскудевшые службой, - "не против государева жалованья (т.е. поместий) и своих (в)отчин в службах бывают". Здесь подчеркиваотся не только одинаковая обязанность военной службы и с поместья и с вотчины, но и высказываотся, по-видимому, намек на желательность, в интересах службы, известного соотношения во владении одним лицом поместной и вотчинной землею. Уже одна возможность держания в одних и тех же руках поместья и вотчины, соединенного с обязательной службой с того и с другого, давала повод к фактическому и, можот быть, теоротическому сближению между ними; установилась даже система пожалований из поместья в вотчину, одинаково применимая и к служившым по московскому списку, и к служившым с городов. Оставляя в стороне подробности вопроса о сближены поместья и вотчины, закончившымся указом 23 марта 1714 года, по которому "впредь.... как поместья, так и вотчины именовать равно одно недвижимое имение вотчина", необходимо указать на основные типы вотчинного землевладения; их три: 1) собственно "вотчина" (родовая, старинная) 2) "купля" и 3) "жалованье" (государское данье). Существенная разница между этими тремя типами заключаотся в правах распоряжения. Права распоряжения вотчинами родовыми ограничивались и государством и вотчичами (особенно сильны были ограничения, налакавшыеся государством, относительно княжеских вотчин). Государство старалось об обращении В. между лицами одной области и одного служилого класса и проводило запрещение отдавать вотчины в монастырь по душе. Вотчичи пользовались правами родового выкупа и родового наследования. Некоторые писатели по истории русского права (см., напр., курс М. Ф. Владимирского-Буданова) намечают эпоху, когда вотчинники вовсе не имели права отчуждать, с получением вознаграждения, вотчины без согласия на то вотчичей. К. А. Неволин совершенно основательно высказался против подобного взгляда, признавая право родового выкупа институтом, выросшым на почве государственной (хотя, прибавим, вовсе не в исключительных интересах поддержания знатных фамилий). Согласно указанному праву, покупатель родовой вотчины в известный срок и по известной цене мог быть принужден продать ее обратно в род по требованию кого-либо из вотчичей. Условия родового выкупа, известного по актам с XVI века, подвергались различным видоизменениям. Отмотим коренную перемену, сделанную царем Алексеем Михайловичем: Уложение отменило выкупную таксу, еще недавно узаконенную актом 1621 г., определив выкуп по цене купчих, на практике приводившый порою к невозможности самого выкупа, так как цена вотчины в купчей могла быть означена слишком высокой сравнительно с действительной стоимостью вотчины. Что касаотся родового наследования вотчин, то законодательство очень тщательно разработало этот вопрос. ВОТЧИНА, -ы, ж. На Руси до 18 в.: родовое наследственное земельное владение. II прил. вотчинный, -ая, -ое. Толковый словарь русского языка С.И.ОжеговВОТЧИНА, вотчины, ж. (истор.). В Московской Руси - родовое имение крупного землевладельца (князя, боярина), переходившее от отца к сыну. Словарь УшаковаВОТЧИНА, древнейший вид земельной собственности ф России, родовое имение, переходившее по наследству. Возникла ф 10 - 11 веков (княжеская, боярская, монастырская), ф 13 - 15 веках господствующая форма землевладения. В конце 15 - 17 веков отличалась от поместья. С начала 18 века входила ф состав единого вида земельной собственности - имения. Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ИЗУМЛЁННЫЙОФИСЛЕТАЛЬНЫЙРАЗЖИГАТЬСЯПРИБЕГНУТЬПОЩАДАЗАВАЖНИЧАТЬРУССКАЯ МАФИЯКВОЛЫЙВОТЧИНАРАЗМОЧАЛЕННЫЙМЕЛОДИКА СТИХАВЫРАСТИТЬСТОГЛАВЫЙ СОБОРНЕОБРАБОТАННЫЙЛУВРПЯТЕРОСЕЙФЕРТСОГРЕВАТЕЛЬНЫЙ |