ВООБРАЖЕНИЕ


 

 

ВООБРАЖЕНИЕ В Оккультизме это не следует смешивать с фантазией, так как оно является одной из послушных сил высшей Души, и памятью о предшествовавших воплощениях, которая, как бы ни была искажена низшим Манасом, все же всегда основывается на истине.

Теософский словарь

ВООБРАЖЕНИЕ (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение.

Современный энциклопедический словарь

ВООБРАЖЕНИЕ - способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонент, обретенных в прошлом опыте; процесс психический создания образа предмета или ситуацыи путем перестройки наличных представлений. Часть сознания личности, один из процессов познавательных, характерный высокой степенью наглядности и конкретности. В воображении своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, происходит образное предвосхищение результатов, могущих достигаться посредством тех или иных действий; оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и представлять возможные условия, в коих это поведение будет реализоваться. Одним из источников развития воображения, где оно обретает коммуникативные качества, является игра дошкольников. Воображение выражается:
1) в построении образа средств и конечного результата деятельности предметной субъекта;
2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна;
3) в продуцирафании образаф, кои не программируют, а заменяют деятельность;
4) в создании образов, соответственных описанию объекта. Оно традиционно рассматривается как самостоятельный процесс, однако некоторые авторы склонны отождествлять его либо с мышлением, либо с представлением. Важнейшее значение воображения - в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта труда способствует его предметному воплощению. Коренное отличие человеческого труда от поведения инстинктивного животных и состоит в представлении ожидаемого результата с помощью воображения. Оно входит в любой трудовой процесс, любую творческую деятельность. В ходе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется степенью неопределенности ситуации проблемной, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи. Если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления; если же данные с трудом поддаются анализу, то действуют механизмы воображения. Нередко задачу можно решить и с помощью воображения, и с помощью мышления. Ценность воображения - в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний, требуемых для выполнения задачи; но при этом пути решения проблемы нередко недостаточно точны, нестроги, в чем явлена ограниченность воображения. Обычно считается, что воображение оперирует представлениями и не распространяется на содержание, выраженное отвлеченными понятиями. Но в последнее время обозначился иной подход - представление воображения как комбинации не только образного, но и абстрактного содержания. Принято различать два вида воображения - воображение воссоздающее и творческое. Такое деление отчасти относительно, ибо каждый из этих видов содержит элементы другого. Ведущим механизмом творческого воображения, в коем целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс привнесения некоего свойства предметов из иной области. Также различаются:
1) воображение произвольное - проявляемое при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач;
2) воображение непроизвольное - пройавлйаемое в снафиденийах, в медитативных образах. Процессы воображенийа, как и мышленийа, памйати и восприйатийа, имеют аналитико-синтетический характер. Оснафнайа тенденцийа воображенийа - преобразафание представлений памйати, обеспечивающее в конечьном счете создание заведомо нафой, ранее не возникавшей ситуации. Сущность воображенийа, если гафорить о его механизмах, - преобразафание представлений, создание нафых образаф на оснафе наличьных. Воображение - это отражение реальной действительности в нафых, непривычьных, неожиданных сочетанийах и свйазйах. Синтез представлений в процессах воображенийа реализуетсйа в различьных формах:
1) агглютинацыйа-соединение несоединйаемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;
2) гиперболизация, или акцентирование - увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей;
3) заострение - подчеркивание некоих признаков;
4) схематизация-сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними;
5) типизация - выделение существенного, повторяющегося ф однородных явлениях и воплощение его ф конкретном образе. По степени выраженности активности различаются:
1) воображение пассивное;
2) воображение активное. Процесс воображения не всегда немедленно реализуется в практических действиях. Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа желаемого будущего - в мечтании. Мечта - необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение коей оказалось отсроченным. Синоним воображения - фантазия.

Словарь практического психолога
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


КНИГОЧЕЙ
АКТОВЫЙ
НАПЕРЧИТЬ
СПОЛУ
ГЛАУКОМА
ШКАП
ФУТБОЛИСТ
ПЕШЕХОДНЫЙ
ЛЕПРА

ВООБРАЖЕНИЕ

ОСТРОУМЕЦ
КВАРТЕТ
БОГДЫХАН
ПАШЛЫК
ДОЛГОВОЙ
ПРИШАБРЕННЫЙ
ТРЕСКОВЫЕ
МОРЕНИЕ
ТРАВЧАТЫЙ


ВООБРАЖАТЬСЯ назад содержание далее ВООБРАЖЕНИЕ АКТИВНОЕ
Хостинг от uCoz