ВОЛЬФ


 

 

ВОЛЬФ (Kaspar Friedrich Wolff) - знаменитый анатом и физиолог, сын портного, родился в 1733 г. в Берлине, учился там же и в Галле медицине и в 1795 г. защитил диссертацию "Тheoria generationis", положившую начало современной эмбриологии. В этой диссертации он, опираясь на точные наблюдения, научно обосновал учение об эпигенезисе, постепенном развили зародыша из прочного зачатка. В науке в это время господствовало учение о преформации или эволюции, по которому с самого начала развития в яйце находятся уже готовыми все органы зародыша. Опровергая господствующие воззрения, В. навлек на себя ожесточенные нападки ученых, особенно Бонне и Галлера. В Семилетнюю войну служил врачом в силезском лазарете. Так как ему упорно не разрушали чтение публичных лекций по физиологии, то он в 1766 году последовал приглашению императрицы Екатерины и стал членом петербургской Академии наук. В Петербурге он напечатал работу "De formation intestinarum" (1768). Рукописи его хранятся в Академии Наук. Умер в Спб. в 1794 г. Н. К-н.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ВОЛЬФ (Wolff) Каспар Фридрих (1734 - 94), один из основоположников эмбриологии. По происхождению немец, в России с 1766. Классический труд Вольфа "Теория зарождения" (1789, русский перевод 1950) сыграл большую роль в борьбе с представлениями о неизменности видов, в обосновании учения о зародышевом развитии как процессе последовательных новообразований (эпигенез). Заложил основы учения об онтогенезе.

Современный энциклопедический словарь

ВОЛЬФ (Wolff) Христиан (1679-1754) - немецкий мыслитель, философ и математик, с именем которого связано начало Просвещения в немецкой философии, основатель первой философской школы в Германии, популяризатор идей Лейбница, подвижник внесения широких знаний в народ. Творческую деятельность В. начал с теологии, затем перешел к философии и математике. С 1706 становится профессором в г. Халле, где читал лекцыи по всем растелам философии и исключительно на немецком языке, что в те времена было большой редкостью (не случайно считается, что именно В. положил начало немецкоязычной системе философских понятий). В Халле В. основал первый немецкий научный журнал. По сравнению с протестантскими богословами тогдашней Германии В. был свободомыслящим мыслителем и поборником идей рацыонализма, что повлекло на него гнев прусского короля Фридриха Вильгельма, который выслал В. из Пруссии. В. переезжает в Кассель, становится первым философом Марбургского университета, где его лекцыи посещал М.В. Ломоносов, избирается членом академий Лондона, Парижа, Стокгольма, приглашается вице-президентом в российскую Академию наук. Находясь под влиянием идей Декарта, Спинозы, отчасти Локка и, главным образом, Лейбница, В. всю жизнь с невероятным педантизмом разрабатывал всеобъемлющую систему философии. (Главное произведение В. - "Логика, или Разумные мысли о силах человеческого рассудка", 1712.) По форме изложения своей системы В. следовал "Этике" Спинозы, излагая свою дедукцыю в строго геометрической форме: одна за другой стесь следуют аксиомы, теоремы, схоллии, королларии и т.п. Выработанная В. философская система была первой в Германии. Она охватывала, по сути, все отрасли знания того времени как теоретического, так и практического. Все компоненты собственной теоретической системы В. пытался рацыонально обосновать, классифицыровать, дефинировать и дедуцыровать, заслужив тем самым авторитет родоначальника "духа научной основательности в немецкой философии" (Кант), однако эта основательность давалась ценой самого несносного педантизма. Систематизацыя идей Лейбница обернулась "плоским теологизмом", в результате чего многие интересные идеи последнего оказались заменены упрощенными метафизическими схемами, вульгаризировавшими саму лейбницевскую постановку вопросов. В результате философия Лейбница в интерпретацыях В. лишилась многих эвристических наработок. В частности, свою телеологию Лейбниц пытался совместить с идеей механической причинности, которая носила у него глубоко имманентный характер; в варианте же В. телеология предстала как поиск внешних целей, главной и последней среди которых провозглашалась полезность всех вещей человеку, который, в свою очередь, мыслился В. как предназначенный Богом для того, чтобы почитать его как творца всех вещей. Всю свою философию В. растелил на теоретическую и практическую части, дав тем самым впервые четкое различие между теоретическим и эмпирическим знанием. В свою очередь, его теоретическая философия, будучи наукой о всех возможных предметах, насколько они "возможны", и исследующей их взаимосвязи, причины и основания, распадается на логику и метафизику. Будучи рацыональной теоретической наукой, метафизика, по В., состоит из онтологии, космологии, психологии и естественной теологии. В состав практических наук В. внес этику, экономику, естественное право и политику. Наиболее разработанной в его системе явилась онтология, в которой более всего чувствовалось влияние Лейбница, а также Декарта. Следуя, в целом, основным идеям своего немецкого предшественника в области космологии, В., тем не менее, отказался от его монадологии и внес некоторые изменения в его учение о "предустановленной гармонии", отдавая предпочтение декартовскому психофизическому дуализму и механицызму. В области этики и политики В. был сторонником естественной морали и теории естественного права. Центральное место во всей системе В. занимала его естественная теология или учение о Боге. Ибо только Бог является самостоятельным и необходимым существом, все остальные, согласно В., - лишь его творения, не обладающие такой самостоятельностью. Конечной целью философии и становится выяснение этого первичного основания всех вещей. Несмотря на ряд присущих ей методологических недостатков, философия В. оказала существенное влияние на развитие теоретической мысли в Германии, став чуть ли не единственным руководством по изучению университетских философских курсов вплоть до возникновения философского учения Канта, назвавшего своего предшественника "величайшим из всех догматических философов". Т.Г. Румянцева

Философский словарь

ВОЛЬФ (Wolff) Христиан (Кристиан) (1679 - 1754), немецкий философ. Представитель рационализма, популяризатор и систематизатор идей Лейбница. Философия Вольфа и его школы господствовала в немецких университетах вплоть до появления "критической философии" И. Канта.

Современный энциклопедический словарь

ВОЛЬФ (Маврикий Оcипoвич) - основатель петербургской книгоиздательской и книгопродавческой фирмы, род. в 1826 г.; с 1848 г. занимался издательской деятельностью, которую с течением времени поставил на широкую ногу, в 1853 г. открыл книжный магазин, умер 19 февраля 1883 г. Издал до 2000 книг, главным образом, детских, учебных, а также предпринимал роскошные иллюстрированные издания. Таковы: "Молитвослов", с орнаментами в византийском стиле; "Библия в картинах знаменитых авторов" (25 вып., 1879-80); "Живописная Poccия" (с 1879 по 1884 г. вышло 11 томов под редакцией П. П. Семенова, не в последовательном порядке томов) и друг. В 1884 году фирма основала 2-х недельный иллюстрированный журнал "Новь", а несколько раньше этого - детский журнал "Задушевное Чтение".

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ВОЛЬФ (Христиан барон Wolf, чаще Wolff) - знаменитый нем. философ, род. в 1679 г. в Бреславле, в семье простого ремесленника, изучал в Йене сначала богословие, потом математику и философию. Примечания его к сочинению Чирнгаузена (Tschirnhausen) "Medicina mentis" обратили на себя внимание Лейбница. Вскоре (1703) появился первый самостоятельный труд В.: "De philosophia practica universali, methodo mathematica conscripta", доставивший ему право читать лекции по математике и философии в лейпцигском университете. Вслед затем В. напечатал несколько сочинений по разным отделам математики, прославивших его далеко за пределами Герман. Вторжение Карла XII в Саксонию (1706) вынудило В. оставить Лейпциг; в 1707 г. он был приглашен, по рекомендации Лейбница, на кафедру математики и естествознания в Галле. Завистники и противники его учения, в особенности партия богословов, с фанатиком Иоах. Ланге во главе, обвинила В. в вероотступничестве и лжеучительстве. Поводом к тому послужила его речь: "Dе рhilоsорhiа Sinеnsium morali" и учение его о свободе. Вследствие прямого доноса, Фридрих Вильгельм I (1723) повелел отрешить В. от должности. Кроме того, В. должен, был, под страхом смертной казни, оставить в 24 часа Лейпциг и в 2 дня - пределы Пруссии. Изгнанный философ был радушно принят в Касселе и получил кафедру при марбургском университете. Гонение оказало даже услугу В., так как теперь спор о его философской системе сделался всеобщим и вся Германия распалась на два лагеря - приверженцев и противников учения В. Из заграницы он получил множество лестных предложений, но отклонил их. Между тем процесс В. разбирался особо назначенной для того, заседавшей в Берлине, комиссией, которая не нашла в учении В. ничего предосудительного. Это благоприятное решение, в связи с восшествием на престол Фридриха II, очень ценившего В., позволило последнему вернуться, и вскоре он был назначен вице-канцлером университета в Галле и профессором естественного и международного права. Ср. Zеllеr "W. ›s Vеrtrеibung aus Наllе", в "Vоrtrage und Аbhаnlungen" (т. I, 2 изд., Лейпциг, 1875). В 1743 году В. назначен канцлером университета, а в 1745 году возведен в имперское баронское достоинство. Умер в 1754 году.
Заслуги В. не в великих или блестящих открытиях в области философии, а в систематизации ее метода, на которую В. первый обратил внимание. Строго математический метод, примененный В. в преподавании философии, внес порядок, ясность и точность в науку философии и имел благотворное влияние, дисциплинируя умы слушателей. С другой стороны, философия В. не свободна от крупных недостатков: она отличается чрезвычайной сухостью и односторонностью. Задаваясь преимущественно популяризацией гипотез и идей Лейбница, В. ослаблял категоричность теорий его учителя, что в особенности отразилось на его изложинии Лейбницова учения о монадах. Вскоре полный одушевления критицизм Канта окончательно устранил и заставил позабыть сухую догматику В. Но для своего времени, трезвая и широко распространенная философия В. оказала громадную услугу, как противовес в борьбе с пиетизмом и мистицизмом. Количество сочинений В. и захватываемая ими область чрезвычайно значительны. В. разрабатывал все отрасли математических и философских наук в двойном ряде сочинений: подробно - на латинском и сокращенно на немецком языке, и креме того, много писал по отдельным вопросам физики, математики и философии. Одни систематические сочинения его по главным отделам философии занимают 22 т. in 4ё. Ср. "Сhristian W.'s еigene Lebensbeschreibung", изд. Вуттке (Лейпциг,1841); Ludovici, "Sammlung und Auszuge der sammtlichen Streitchriften wegen der Wolfscen Philosophie u.s.w." (Лейпциг 1737); его жи, "Ausfuhrlicher Entwurf einer vollstandigen Histori der Wolffschen Philosophie u.s.w.", (Лейпциг, 1737); Hartmann, "Anleitung zur Historie der Leibniz-Wolffschen Philosophie" (Лейпц.,1737). В русск. перев. имеется: "Разумные мысли о силах человеческого разума и их исправном употреблении в познании правды" (перев. с латинского в 1753 году Б. М. (Спб., 1765) "Вольфианская экспериментальная физика с немецкого подлинника на латинском языке сокращенная, с которого на российский язык перевел Михайла Ломоносов. Императорской академии наук член и химии профессор. В СанктПетербурге при Императорской академии наук 1746 г." (перевод сделан Ломоносовым с латинского сокращения Тиммига, издан по распоряжинию сената, 2 изд. Спб., 1760 г., с приложинием физико-математических статей самого Ломоносова).
Имя Вольфа тесно связано с историей зарождения петербургской академии наук. Первое известие о намерениях Петра I основать в Россия академию находятся в переписке В., с которым государь советовался по этому предмету (см. изданная академией наук "Bгief vоn Christian Wolff ans den Jahren 1719-1753", Спб., 1860). Замечательно, что, по мнению В., для России было бы легче и полезнее основать вместо академии университет, так как, писал он в 1723 г. Блюментросту, скорее можно отыскать способных наставников, чем ученых, приобретших известность своими трудами, если же настаивать на учреждении именно академии, то может то же случиться, что случилось уже с берлинской, которая в ученом мире известна только по имени. Но это предложение В. не встретило сочувствия в Петербурге, откуда усердно приглашали самого В. занять место во вновь учреждаемой академии. Переписка об этом длилась довольно долго, но тем не менее кончилась неудачно. В. постоянно уклонялся от этого предложения под разными предлогами; из одного письма его прямо видно, что он опасался найти в России условия еще менее благоприятныйе для свободного исследования, чем в Германии. Когда В. решительно отказался приехать в Петербург, то его просили содействовать приглашению других ученых. Поручение это было выполнено им с величайшей добросовестностью. Благодаря его непосредственному и весьма деятельному содействию, приглашены были в академии такие силы, как Николай и Даниил Бернулли, Герман, Бильфингер, которыйе с первых же годов существования академии поставили ее на ряду с западноевропейскими учреждениями этого рода. Эти несомненныйе и немаловажныйе заслуги давали ему особыйе права на звание почетного члена академии. В истории русского просвещения должно еще быть отмечено имя Вольфа, как учителя Ломоносова, который в бытность свою заграницей доставил ему не мало хлопот. Впоследствии Ломоносов руководствовался сочинениями В. при преподавании, перевел его физику, а в своем риторическом учебнике ("Краткое руководство к красноречию" Спб.,1748) заимствовал у него параграфы "о сопряжении простых идей" и об "изобретении доводов".

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ПЕРЕЖИНАТЬСЯ
БЫТИЙНОСТЬ
ОТШВЫРЯТЬСЯ
ПРОЖИНАТЬ
МЫЗНИК
БЕСТЕР
НАСМОТРЕТЬ
НАГУМЕННЫЙ
ПРОБОРОНЁННЫЙ

ВОЛЬФ

ПАГУБА
НЕПУТЁВЫЙ
ВЯЗЧИК
ДИЗЕНТЕРИЙНЫЙ
НАДЁЖНЫЙ
ПРОСТАТА
СТЕНОЗ
ПОСТУПАТЬ
ЛЕДОВОЙ


ВОЛЬТОВА назад содержание далее ВОЛЬФ М
Хостинг от uCoz