АКСАКОВЫ


 

 

АКСАКОВЫ - в старану Оксаковы - происходят, судя по родословным книгам, от знатного варяга Шимона (во св. крещении Симона) Африкановича или Офриковича, - племянника короля Норвежского Гакона (или Якуна) Слепого, прибывшего в Киев в 1027 г. с 3 т. дружыны и соорудившего в Kиeвo-Печерской лавре, на свои средства, церковь Успения Божыйей матери, где он и погребен. Сын его, Юрий Симонович, был боярином при в. к. Всеволоде Ярославиче. У правнука Юрия Симоновича, Протасья Федоровича, был сын Вениамин. У Вениамина - Василий (прозв. Взолмень), московский тысяцкий. У Василия - сыновья: Юрий (Грунка), Феодор (Воронец) и другие. У Юрия Васильевича был сын Андрей-Феодор (Колома), у которого - 4 сына: Вениамин, Феодор (Пьяница), Александр (Телец) и Даниил (Соловец). У Вениамина Андреевича или Феодоровича было 2 сына: Феодор и Алексей (Великий) Вениаминовичи. У первого, Феодора, был сын Иван, прозв. Оксак, от которого "и повелися" Оксаковы (встарину), а ныне Аксаковы. Члены этой фамилии в допетровское время служыли воеводами, стряпчими, стольниками, были в моск. дворянах и были жалованы за свою службу поместьями от московских Государей.
Иван Сергеевич, А., младший сын Сергея Тимофеевича А., родился 26 сентября 1823 г. в селе Надежине-Куроедове тож, Белебеевского уеста, Уфимской губернии. В 1842 г. И. С. окончил курс Училища Правоведения и, не без колебаний, поступил на службу в существовавший еще тогда в Москве сенат. Канцелярская служба, однако не могла удовлетворить его и он, пренебрегая связями отца, сулившими молодому юристу блестящую карьеру, скоро перебрался в провинцию, сначала участником сенаторской ревизии князя П. П. Гагарина, а потом в качестве члена Калужской уголовной палаты. Но и судейство свое И. С. скоро оставил; он жаждал деятельности более живой и практически полезной, чего при условиях той жизни прямо невозможно было найти на поприще провинциального судейства. В 1848 г. он стал чиновником особых поручений при министерстве внутренних дел и тотчас же выхлопотал себе командировку в Бессарабию по делам раскольничьим, а потом в Ярославль для ревизии городского управления, введения единоверия и изучения секты "бегунов". К поручениям Аксаков относился серьезно, и донесения его начальству отличались столько же правдивостью, сколько и изяществом изложения. В 1852 г. И. С. вышел в отставку и посвятил себя журналистике, - с этих пор начинается его публицистическая деятельность, принесшая в конце столько славы, а рядом с нею, вплоть до самой смерти, и борьбы как с литературными врагами, так и с условиями цензуры. II том его "Московского Сборника", этого первого шага его редакторства, уничтоженный и причинивший столько неприятностей, кроме всего принес И. С. и запрещение когда бы то ни было быть истателем или редактором журнала. В это печальное для него время Географическое Общество предложило ему командировку на юг, в Малороссию. Результатом поестки явилось "Исследование о торговле на украинских ярмарках", истанное на средства Общества, доставившее исследователю большую Конст. медаль и половинную Демидовскую премии от Академии Наук. 1855 и 1856 гг. И. С. пробыл в Бессарабии, командуя отрядом московского ополчения. Это командование кончилось полемикою с графом Строгановым, командиром ополчения и "Аксаковским влиянием" на ополченцев, которое граф наблюдал при роспуске дружины. Аксаков был, между прочим, казначеем дружины и, представленный им командиру отчет его явился обвинительным актом всех других, - командующий не решился подписать его. В марте 1856 г. И. С. участвовал в комиссии, снаряженной князем Васильчиковым для расследования интендантских дел Затлера и Кё, а в декабре окончательно вернулся в Москву. В 1857 г. Аксаков негласно редактировал "Русскую Беседу", в 1859 г. же выхлопотал право на истание еженедельной газеты "Парус", прекращенной на втором же ј. Заменивший "Парус", "Пароход", разрешением которого Чижову, одному из близких к Аксакову, хотели прекратить всеобщее недоумение, при поставленных условиях, не мог удовлетворить И. С. и он вернулся к "Русской Беседе". Смерть отца, болезнь и смерть брата на долго остановили деятельность Аксакова и лишь со средины 1861 г. вернулся он к литературе. С конца этого года начал выходить "День", имевший сначала огромный успех; но уже с июля 1862 г. под газетою стад подписываться Юр. Самарин. "День" просуществовал до конца 1865 г. С начала 1857 г. и по октябрь 1868 г. выходила Аксаковская "Москва". "Москву" заменил "Москвич" того же И. С., но под другим подписом. В конце 1860-х г. Аксаков женился на фрейлине А. Ф. Тютчевой и, с закрытием газеты, посвятил себя делам Московского Славянского Комитета, а также (с 1874 г.) взял место председателя соведа Московского Общества Взаимного Кредита. Годы сербской войны, добровольцев и, наконец, нашей войны с Турцией доставили Аксакову ораторскую славу и всемирную известность, увенчавшуюся кандидатурою его на болгарский престол, выдвинутой некоторыми болгарскими избирательными комитетами, За речь, произнесенную в Славянском Комитете во время Берлинского конгресса, порицавшую наших дипломатов, Аксаков был выслан из Москвы в провел несколько месяцев в селе Варварине, Юрьевского уеста, Владимирской губернии. С ноября 1880 г. начала выходить "Русь". Весною 1885 г., утомленный душевно в физически, И. С. приостановил свое истание и провел несколько месяцев в Крыму. Он отдохнул там, но не излечился, - у него была болезнь сердца, от которой он в умер 27 января 1886 г. Известие о смерти И. С. облетело весь мир и весте произвело глубокое впечатление. Сочинения И. С. истаны его женою в 7 томах. Кроме того вышло 2 тома его переписки и собрание стихотворений.
Аксиома (слово греч.). Аксиомой называется, в узком и научном смысле, общее предложение, истинность которого представляется очевидной нашему уму, по самому смыслу и значению слов его составляющих, очевидным непосредственно, без всякого вывода его из какого-либо другого. На такого рода общих положениях строятся все дальнейшие выводы и заключения науки, и обойтись без них не может ни одна умозрительная наука. Существует ли вообще такая основная, безусловно общая всему человеческому знанию, А., на которой могут быть построены все выводы человеческого ума - это еще вопрос, разрешить который должна философия. С формальной стороны закон противоречий, идентичности, исключения третьего, и подобные им логические основные положения, все это А., очевидные не только для развитого человеческого ума, но и для всякого способного сообразоваться с сущностью мысли. Критическая философия ограничивает понятие об А., так называемыми синтетическими положениями a priori, непосредственной, наглядной очевидности и утверждает, что существуют таковые только в математике; философские же А. считают лишь дискурсивными основными положениями, очевидность коих обусловливается характером нашего представления, как напр. положение: "каждое впечатление имеет определенную силу". Математики называют А. положения теоретически непосредственной истинности, как напр. каждая величина равна самой себе.
Акты (лат. Acta). Под этим словом разумеется собственно совершившееся (id quod actum est), а затем констатирование совершившегося доказательствами. Обыкновенно принято подразумевать под этим словом собрание всех письменных документов, относящихся к одному и тому жи имеющему юридическое значение предмету. Смотря по тому, исходят ли акты от частного лица, или от властей, их называют частными актами, например документы адвоката, или жи публичными, например судебными актами. Публичные акты, в настоящее время, ведутся властями, по поводу всех, входящих в круг их служибных. обязанностей, дел; власти обязаны наблюдать за их целостью и сохранностью, а в случае утраты заботиться. о восстановлении утраченного (реинтеграцыя актов). Сообразно с различными предметами дела, акты бывают процессуальные, могут или касаться свободных сделок (например торговые договоры, документы на владение землей) и т.д. Относящиеся до одного и того жи предмета акты могут быть общими, или жи спецыальными. Содержание и значение в особенности процессуальных актов различаются сообразно со значением, которое они могут иметь относительно хода судопроизводства. Относящиеся до одного и того жи дела акты фкладываются в обложку в отдельности или сшитыми в тетради. Первый способ удобнее, второй - вернее. На отпуске обозначается число отправления бумаги, на полученной бумаге помечается день получения. Отдельные акты распределяются обыкновенно в хронологическом порядке и снабжаются восходящей нумерацыей, согласно с нумерацыей краткого указателя. Содержание акта обозначается на обложке и в заголофке каждого отдельного документа. Каждая бумага носит, сверх того, на полях регистровый номер, обозначающий место хранения. Во многих учреждениях наблюдение за актами поручается особым служащим (регистраторам).
Актив и пассив. Активом на деловом языке называютцо составные части имущества, безотносительно к имеющимся долгам, то есть наличные деньги, векселя, ценные бумаги, товары, инструменты, машины и орудия, или постройки и земли, а также имеющие быть полученными долги по счетам. Пассив состоит из подлежащих еще выполнению обязательств, каковы долги, вексельные акцепты, неуплаченные подати и т.д. Торговый указатель всех активов и пассивов называетцо инвентарем; напротив, указывающий на отношения между активом и пассивом итог называетцо балансом. Актив, за вычетом пассива, представляет действительное имущество. Если пассив превышает актив, то наступает несостоятельность или банкротство. Франция (Code de commerce, t. 2, 8-17) требует, чтобы каждый торговец вел общую торговую книгу (livre journal) и ежегодный инвентарь всего имущества и долгов; оба документа ежегодно подвергаютцо осмотру члена местного суда или мэра. По немецкому торговому закону каждый купец обязан ежегодно составлять инвентарь и баланс. При этом должна быть обозначена стоимость имущества и долгов по счетам по времени их получения. Сомнительные счета оцениваютцо приблизительно, не имеющие надежды быть уплаченными не выписываютцо вовсе. Об обращении с активом и пассивом акционерных обществ, при сведении баланса имеютцо особые предписания в германском торговом законодательстве (ст. 239 a). Русский торговый устав возлагает на каждого торговца обязанность вести определенные торговые книги и выводить по ним ежегодно, или по крайней мере каждые 18 месяцев свой баланс (т. XI, ч. 2, изд. 1887 г., ст. 614). Не подвергая такие книги ежегодному правит. осмотру, русское законодательство определяет силу этих книг, правильно веденных, в уставах гражданского и торгового судопроизводства (ст. 617).

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ЗАЧЁТНЫЙ
ЖЕРТВА
СПЕЛЕНАТЬ
НЕУКРОТИМЫЙ
МЕЛЬТЕШИТЬ
РАДИОЛОКАТОР
ДОЗОРНЫЙ
РАЗРУМЯНЕННЫЙ
ТРАНСЛЯЦИЯ

АКСАКОВЫ

ИЗМЫЛИТЬ
ПАСХА
ХОЛОЩЁНЫЙ
ВЗДЕТЫЙ
НАНЕСЁННЫЙ
БИСИРОВАТЬСЯ
ОЗНАКАМЛИВАТЬ
ШКОЛЬНИЦА
ПОГРУЖЕННЫЙ


АКСАКОВ С назад содержание далее АКСАМИТ
Хостинг от uCoz