ВИНЬИ


 

 

ВИНЬИ (Vigny) Альфред Виктор де (1797 - 1863), французский писатель-романтик. В поэмах "Элоа" (1824), "Моисей" (1826), "Потоп" (1826) - воспевание идеальной любви, страданий разочарованного героя, богоборческие мотивы. Трагическое одиночество избранных душ в мире торжествующей пошлости в историческом романе "Сен-Мар" (1826), психологической драме "Чаттертон" (1835), поэме "Смерть волка" (1843). Прозаическая, на автобиографической основе, книга "Неволя и величие солдата" (1835) посвящена безвестным героям долга и чести.

Современный энциклопедический словарь

ВИНЬИ (Альфред de Vigny) - знаменитый французский писатель романтической школы. Последний представитель старинного дворянского рода; род. 27 марта 1799 г., умер в 1863 г. 16-ти лет он поступил на военную службу и оставался в ней до 1828 г. Полный военного энтузиазма и традиционной в его семье преданности Бурбонам, В. не сделал, однако, блестящей военной карьеры; ему не пришлось изведать ощущений поля битвы; но зато долгая жизнь среди солдат показала ему оборотную сторону военного быта и тяжесть военной дисциплины. Свои наблюдения он изложил впоследствии в "Servitude et grandeur militaire" - одной из самих искренних и глубоких книг, написанных о войне и об армии. Все досуги своей офицерской жизни В. посвящал рано проснувшейся в нем страсти к поэзии; первые стихотворения его относятся к шестнадцатилетнему возрасту, и около того же времени он завязал сношения с некоторыми из первых адептов романтизма. Он стал писать критические статьи в органе зарождающегося романтизма "La muse Francaise" и истал в 1822 г. первый небольшой сборник своих стихотворений. В 1824 г. вышла "Элоа", в 1826 г. - "Poemes antiques et modernos", в 1829 г. - новое собрание стихотворений. Господствующий тон этих произведений - грусть, байроновское разочарование, сознание одиночества "высоких душ" среди непонимающего их человечества, возведение на пьедестал самопожертвования и идеальной любви. Основание известности В. положила поэма "Элоа". Как ни кажется устарелым теперь воспевание идеальных ангелов с человеческими чувствами, красота и поэтичность образа, воспетого Виньи, спасают его от забвения. Подобно всем поэтам того времени, Виньи занят мыслью о небе, в котором он как бы ищет воспоминания о своем божественном происхождении; подобно им же, он не отказывает в слезе участия падшим ангелам. Элоа - чистый херувим, рожденный из слезы Христа над могилой Лазаря. Кто-то шепнул ей про страдания падших ангелов - и она жаждет внести отраду в мрачную жизнь отверженных небом состаний. Ее безотчетная тоска и зарождающееся в ней земное чувство изображены с большой красотой. Блуждая в растумье среди облачных сфер, Элоа попадает в царство демона и видит духа зла. Печать страдания на его лице привлекает ее, и она говорит ему слова участья и любви. Он на минуту тронут и почти готов раскаяться, но злоба берет верх и заведомо вероломными клятвами он пленяет Элоа, которая решается последовать за ним в неведомые ей сферы. Изобразив в Элоа падение душевной чистоты, В. рисует в "Moise" одиночество духовного величия на земле. Гениальный Моисей тяготится своим превосходством над людьми и, превознося Бога за его милости, молит его о смерти. Другие поэмы Виньи на библейские темы поэтичны, но введенные в них образы расплывчаты и отвлеченны, как вообще состания романтиков. Таковы напр. "La femme adultere", "La fille de Jephte"; тем же характером отличается "Helena", сюжет которой заимствован из современной поэту греческой жизни. Между лучшими пьесами можно еще назвать "La neige". "Le Trappiste", и два юношеские стихотворения: "La Dryade" и "Symeta", напоминающие Андре Шенье.
Поэмы В. не имели, сначала, большого успеха. Они были оценены по достоинству только литературными друзьями поэта; его интимно поэтическое творчество не могло проникнуть сразу в большую публику. Первый большой успех выпал на долю В. в 1826 г., когда появился его исторический роман "Cinq-Mars". Он сразу разошелся в большом количестве изданий, был переведен на все европеисте языки, в том числе на русский, что в особенности льстило самолюбию автора; во всех углах Европы чувствительные дамы плакали над судьбой благородного героя. В. сам знал, что он обязан успехом книги скорее непониманию публики, чем истинному литературному достоинству романа, и часто гафорил, с привычной ему иронией, что он написал "Cinq-Mars", чтобы заставить читать свои стихи. Задумав (под влиянием Вальтер Скотта) роман в Испании, среди треволнений лагерной жизни, В. написал его вернувшись во Францию и прочтя предварительно, как он сам гафорит, около 300 книг и рукописей. Но взявшись за роман, который он называет историческим, В. прежде всего изгоняет из него историческую правду. Для него искусство - не толкафатель истории, а ее заместитель. Вместо живых лиц В. выводит отвлеченных представителей той или другой идеи. Кроме того, роман полон несообразностей: Мильтон представлен, например, декламирующим у Нинон де Ланкло в обществе Корнеля и т.п. Но, при общей слабости романа, отдельные эпизоды очень хороши, как напр. история Urbain Grandier, поэтический образ Мари Гонзаг и др. Настоящим событием было, в свое время, первое представление (24 октября 1829 г., на сцене французского театра) "Отелло", переведенного В. (в стихах) и познакомившего французскую публику с истинным Шекспиром, без "поправок" во фкусе Дюси. Для молодой романтической школы это было торжеством, подготафившим появление и успех "Эрнани".

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


НАСЕЛЬНИК
ЛИХОДЕЙСКИЙ
ВЫЧИТЫВАТЬСЯ
УБЕГАТЬ
ОТГЛАЖИВАТЬ
ГОРШОК
ЗАЯВКА
ПОГРЫЗТЬСЯ
ПОХАБНОСТЬ

ВИНЬИ

МУАР
СТАБИЛИЗАТОР
ВЗВАРИВАТЬСЯ
ПАТРОЛОГИЯ
РЮМАШКА
САРПИНКА
НАЁМНЫЙ
ОСЛЕПЛЯТЬСЯ
НЕПРЕОДОЛИМАЯ СИЛА


ВИНЬЕТКА назад содержание далее ВИОЛА
Хостинг от uCoz