ВИКО


 

 

ВИКО (Vico) Джамбаттиста (1668 - 1744), итальянский философ. Исторический процесс, по Вико, имеет объективный и провиденциальный (смотри Провиденциализм) характер; все нации развиваются по циклам, состоящим из 3 эпох: божественной (безгосударственное состояние, подчинение жрецам), героической (аристократическое государство) и человеческой (демократическая республика или представительная монархия). Основные сочинения - "Основания новой науки об общей природе наций" (1725).

Современный энциклопедический словарь

ВИКО (Vico) Джамбаттиста (1668-1744) - итальянский философ. Профессор риторики университета в Неаполе (с 1699). Основатель философии истории и психологии народов. Обосновал ряд перспективных подходов этнологии и всеобщей теории права. Главное произведение "Основания Новой Науки об Общей природе Наций" (1725) - первый систематический труд в европейской интеллектуальной традиции, специально посвященный анализу проблем философии истории (согласно В., - "Новой Науки"). В. осуществил всеохватывающий поиск закономерностей движения и сущности исторического процесса. В своем понимании принципов философии познания В. исходил из того, что "познанным может считаться лишь то, что стелано самим познающим": истина и факт оказывались обратимыми. В. предполагал, что мир природы, сотворенный Богом, может быть познан только Им, мир же "гражданственности" создан людьми, и Наука о нем может быть им доступна. Познание прошлого, по мнению В., необходимо, чтобы постичь план Вечной Идеальной Истории. При этом постижение основ Новой Науки было возможно, по В., через реконструкцию мыслей и идей, объективированных в преданиях, мифах и т.п. Обосновал ряд перспективных подходов этнологии и всеобщей теории права. (В. выделял две формы познания: знание - через интеллект, сознание - как результат волевых усилий). С точки зрения В., философия рассматривает Разум, из этого процесса проистекает знание истины. Филология же наблюдает самостоятельность человеческой воли, из чего проистекает сознание достоверного. Филология у В. вскрывает истинность фактов, философия же уясняет суть данных, предоставленных филологией, и вскрывает суть и смысл исторического процесса. Особо значимую роль в формировании облика Истории В. уделял Божественному Провидению. Замечания В. относительно исторической структуры человеческого сознания немаловажны и для миропонимания 20 в. Согласно В., "человек незнающий делает самого себя правилом Вселенной... он из самого себя стелал целый Мир. Как Рациональная Метафизика учит, что человек, разумея, творит все, так и наша Фантастическая Метафизика показывает, что человек, и не разумея, творит все, и второе может быть даже правильнее первого, так как человек посредством понимания проясняет свой ум и постигает вещи, а посредством непонимания он делает эти вещи из самого себя и, превращаясь в них, становится ими самими". В. ввел в историческую науку, понимаемую им как знание человечества о собственных деяниях, компаративный метод, создал теорию исторического круговорота (из него он выводил бесконечный характер движения человечества). По В., все народы в силу имманентных причин и осуществления провидения развиваются параллельно, последовательно проходя изображенную в теогонических мифах "божественную" (бесгосударственную при господстве жречества); героическую (отображенную в героических эпосах) и человеческую (описанную в традиции историографии) стадии эволюции. Государство возникает в героическую эпоху как система аристократического правления. Ее сменяют представительная монархия или демократия в эпоху человеческую - эпоху "естественной справедливости". Развитие циклично. Достигнутое прогрессивное состояние общества, по В., необходимо сменяется стадией упадка к первоначальному положению. (При этом В. полагал, что степень разрушения предшествующего общественного организма тем значительнее, чем более высокий уровень зрелости и совершенства был им достигнут.) Бессчетная смена эпох у В. обусловлена конфликтами различных общественных слоев (отцов семейств и домочадцев, позже - феодалов и простолюдинов) и кризисными социальными переворотами. А.А. Грицанов

Философский словарь

ВИКО (Джиамбаттиста Vico) - итальянский мыслитель, род. в 1668 г., в Неаполе, где и умер в 1744 г. Получив юридическое образование, он посвятил себя, однако, преподавательской деятельности, сначала в качестве домашнего учителя, потом - профессора риторики. В 1734 году король Карл сделал его своим историографом, и с этого времени только улучшилось его материальное положение. Его сочинения следующие: "De antiquissima Italorum sapientia" (1710), "De uno universi juris principio et fine uno" (1720) и "Principj di una scienza nuova intorno alla commune natura delle nazioni" (1726 г.; лучшее издание в двух томах, с примечаниями Галотти, 1826), не считая посмертных "Opuscoli raccolti", изданных в 1818 г. Главнейшим трудом В. была "Новая наука", в которой он проявил большую оригинальность мысли, остроумие и смелость взглядов; в исторической критике он предвосхитил некоторые идеи Фридриха Августа Вольфа и Нибура: но особенно он сделался известен благодаря своей историко-философской теории, по которой все народы проходят свой жизненный путь одинаковым образом, вследствие чего всеобщая история представляет собою вечный круговорот возвращения одних и тех же явлений (corsi е ricorsi). В XVIII в. В. был одинокий и неизвестный мыслитель, и настоящая его слава началась лишь в двадцатых годах XIX в., когда его провозгласили даже родоначальником философии истории. В 1822 г. вышел в свет немецкий перевод "Новой науки" Вебера; в 1827 г. сделал краткое ее изложение, с восторженным введением, Мишле; с этого времени только и стали говорить о В., издавать его сочинения (полное собрание в изд. Феррари 1836-37; сокращенное Мишле 1836; полный франц. перевод "Новой науки" 1844) и изучать его жизнь и произведения. Литература о В. весьма обширна: Ferrari, "Vico et l'Italie" (1839); Werner, "Ueber Vico als Geschichtsphilosophen" (1877) и "Gr. Vico als Philosoph und gelehrter Forscher" (1881); Flint, "G. Vico" (1884) и др. Порусски изложение учения В. см. в "Опыте исторического обзора главных систем философии истории" М. М. Стасюлевича (1866). Ср. статью о В. и его новой науке в "Отечествен. Записках" за 1872 г. Остальные указания в I т. "Основных вопросов философии истории" Н. Кареева (стр. 5-7). (c) Н. Карпев.
Виконт (фр. Vicornte, англ. Viscount, итальян. Visconte, испан. Vicecomte) - так назывался в средние века наместник в каком-нибудь владении графа (от vice comes). Впоследствии отдельные В. так усилились, что сделались независимыми и владели известными уделами (Бомон, Пуатье и др.) стало соединяться с званием В. В настоящее время этот титул во Франции и в Англии занимает среднее место между графом и бароном. Старший сын графа обыкновенно носит титул В.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ГУАРАНИ
ОДНОСЕЛЬЧАНКА
ПРЯЖЕННЫЙ
ОТРАВЛЯТЬСЯ
ПЕРЕНОСИМЫЙ
ЗАКРИЧАТЬ
КОРАНА
ПЫЛКИЙ
ПРОМОРОЗИТЬ

ВИКО

РАЗЗАДОРИТЬ
НАДРУБАТЬ
УЧЁТНЫЙ
СЛОВИНЦЫ
КАБЕЛЬЩИК
ЗАБРОНИРОВАТЬ
КРИВИЧИ
НЕМЕДЛЕННЫЙ
ГУЛЯЩИЙ


ВИКИНГИ назад содержание далее ВИКОВЫЙ
Хостинг от uCoz