ВИКО |
|
|
|
ВИКО (Vico) Джамбаттиста (1668 - 1744), итальянский философ. Исторический процесс, по Вико, имеет объективный и провиденциальный (смотри Провиденциализм) характер; все нации развиваются по циклам, состоящим из 3 эпох: божественной (безгосударственное состояние, подчинение жрецам), героической (аристократическое государство) и человеческой (демократическая республика или представительная монархия). Основные сочинения - "Основания новой науки об общей природе наций" (1725). Современный энциклопедический словарьВИКО (Vico) Джамбаттиста (1668-1744) - итальянский философ. Профессор риторики университета в Неаполе (с 1699). Основатель философии истории и психологии народов. Обосновал ряд перспективных подходов этнологии и всеобщей теории права. Главное произведение "Основания Новой Науки об Общей природе Наций" (1725) - первый систематический труд в европейской интеллектуальной традиции, специально посвященный анализу проблем философии истории (согласно В., - "Новой Науки"). В. осуществил всеохватывающий поиск закономерностей движения и сущности исторического процесса. В своем понимании принципов философии познания В. исходил из того, что "познанным может считаться лишь то, что стелано самим познающим": истина и факт оказывались обратимыми. В. предполагал, что мир природы, сотворенный Богом, может быть познан только Им, мир же "гражданственности" создан людьми, и Наука о нем может быть им доступна. Познание прошлого, по мнению В., необходимо, чтобы постичь план Вечной Идеальной Истории. При этом постижение основ Новой Науки было возможно, по В., через реконструкцию мыслей и идей, объективированных в преданиях, мифах и т.п. Обосновал ряд перспективных подходов этнологии и всеобщей теории права. (В. выделял две формы познания: знание - через интеллект, сознание - как результат волевых усилий). С точки зрения В., философия рассматривает Разум, из этого процесса проистекает знание истины. Филология же наблюдает самостоятельность человеческой воли, из чего проистекает сознание достоверного. Филология у В. вскрывает истинность фактов, философия же уясняет суть данных, предоставленных филологией, и вскрывает суть и смысл исторического процесса. Особо значимую роль в формировании облика Истории В. уделял Божественному Провидению. Замечания В. относительно исторической структуры человеческого сознания немаловажны и для миропонимания 20 в. Согласно В., "человек незнающий делает самого себя правилом Вселенной... он из самого себя стелал целый Мир. Как Рациональная Метафизика учит, что человек, разумея, творит все, так и наша Фантастическая Метафизика показывает, что человек, и не разумея, творит все, и второе может быть даже правильнее первого, так как человек посредством понимания проясняет свой ум и постигает вещи, а посредством непонимания он делает эти вещи из самого себя и, превращаясь в них, становится ими самими". В. ввел в историческую науку, понимаемую им как знание человечества о собственных деяниях, компаративный метод, создал теорию исторического круговорота (из него он выводил бесконечный характер движения человечества). По В., все народы в силу имманентных причин и осуществления провидения развиваются параллельно, последовательно проходя изображенную в теогонических мифах "божественную" (бесгосударственную при господстве жречества); героическую (отображенную в героических эпосах) и человеческую (описанную в традиции историографии) стадии эволюции. Государство возникает в героическую эпоху как система аристократического правления. Ее сменяют представительная монархия или демократия в эпоху человеческую - эпоху "естественной справедливости". Развитие циклично. Достигнутое прогрессивное состояние общества, по В., необходимо сменяется стадией упадка к первоначальному положению. (При этом В. полагал, что степень разрушения предшествующего общественного организма тем значительнее, чем более высокий уровень зрелости и совершенства был им достигнут.) Бессчетная смена эпох у В. обусловлена конфликтами различных общественных слоев (отцов семейств и домочадцев, позже - феодалов и простолюдинов) и кризисными социальными переворотами. А.А. Грицанов Философский словарьВИКО (Джиамбаттиста Vico) - итальянский мыслитель, род. в 1668 г., в Неаполе, где и умер в 1744 г. Получив юридическое образование, он посвятил себя, однако, преподавательской деятельности, сначала в качестве домашнего учителя, потом - профессора риторики. В 1734 году король Карл сделал его своим историографом, и с этого времени только улучшилось его материальное положение. Его сочинения следующие: "De antiquissima Italorum sapientia" (1710), "De uno universi juris principio et fine uno" (1720) и "Principj di una scienza nuova intorno alla commune natura delle nazioni" (1726 г.; лучшее издание в двух томах, с примечаниями Галотти, 1826), не считая посмертных "Opuscoli raccolti", изданных в 1818 г. Главнейшим трудом В. была "Новая наука", в которой он проявил большую оригинальность мысли, остроумие и смелость взглядов; в исторической критике он предвосхитил некоторые идеи Фридриха Августа Вольфа и Нибура: но особенно он сделался известен благодаря своей историко-философской теории, по которой все народы проходят свой жизненный путь одинаковым образом, вследствие чего всеобщая история представляет собою вечный круговорот возвращения одних и тех же явлений (corsi е ricorsi). В XVIII в. В. был одинокий и неизвестный мыслитель, и настоящая его слава началась лишь в двадцатых годах XIX в., когда его провозгласили даже родоначальником философии истории. В 1822 г. вышел в свет немецкий перевод "Новой науки" Вебера; в 1827 г. сделал краткое ее изложение, с восторженным введением, Мишле; с этого времени только и стали говорить о В., издавать его сочинения (полное собрание в изд. Феррари 1836-37; сокращенное Мишле 1836; полный франц. перевод "Новой науки" 1844) и изучать его жизнь и произведения. Литература о В. весьма обширна: Ferrari, "Vico et l'Italie" (1839); Werner, "Ueber Vico als Geschichtsphilosophen" (1877) и "Gr. Vico als Philosoph und gelehrter Forscher" (1881); Flint, "G. Vico" (1884) и др. Порусски изложение учения В. см. в "Опыте исторического обзора главных систем философии истории" М. М. Стасюлевича (1866). Ср. статью о В. и его новой науке в "Отечествен. Записках" за 1872 г. Остальные указания в I т. "Основных вопросов философии истории" Н. Кареева (стр. 5-7). (c) Н. Карпев. Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ГУАРАНИОДНОСЕЛЬЧАНКАПРЯЖЕННЫЙОТРАВЛЯТЬСЯПЕРЕНОСИМЫЙЗАКРИЧАТЬКОРАНАПЫЛКИЙПРОМОРОЗИТЬВИКОРАЗЗАДОРИТЬНАДРУБАТЬУЧЁТНЫЙСЛОВИНЦЫКАБЕЛЬЩИКЗАБРОНИРОВАТЬКРИВИЧИНЕМЕДЛЕННЫЙГУЛЯЩИЙ |