ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ


 

 

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ, 1) глава великих княжиств на Руси 10 - 15 веков и Русского государства 15 - середины 16 веков. 2) В Российской империи член императорской фамилии, близкий родственник императора или императрицы (обращение - "Ваше императорское высочество"). 3) Часть полного титула российского императора ("великий князь Финляндский" и др.). 4) Глава Великого княжиства Литовского в 14 - 16 веках; после заключения Люблинской унии 1569 титул Великого князя включен в польский королевский титул.

Современный энциклопедический словарь

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ. - Этот древнейший титул русских государей, как кажется, установился не вдруг. У различных славянских племен глава племени носил разные названия: жупана, князя и пр. У племен русских славян также существовало для главы, начальника племени или рода, название князя. Новгородские славяне приглашают к себе Рюрика с братьями княжить и володеть ими; при Игоре и Ольге у древлян видим туземных князей, которые были там, конечно, еще до призвания Рюрика. Но когда князья стали называться великими, для обозначения особенного их положения, для отличия от других князей, - положительно сказать нельзя. Первые князья в летописях называются большею частью просто князьями. Рюрик нигде не называется великим и только однажды назван "старейшим", но и то, кажется, по отношению к братьям, по летам (Лавр. по 2-му изд., 20). Олег, как и следующие за ним князья до Ярослава, также большею частью называются просто князьями, и только иногда великими: так, в 912 году русские послы заключили мир и ряд с греками "от Олега, великого князя русского". Но в тоже время великими князьями называются и наместники князя по городам: в 907 г. Олег брал с греков уклады, между прочим, и на разные города: "по тем по городам седяху велиции князи" (ibid. 30). летописное название первых князей великими следует, кажется, признать произвольным: летописцы могли назвать, напр., Олега великим, так сказать, задним числом, по примеру современных им старейших князей. Только впоследствии, когда род Рюрика размножился и когда каждый из членов этого рода должен был принять участие в пользовании и управлении Русской землей с родовым титулом князя, по прямому происхождению от Рюрика, необходимость заставила чемнибудь отличить старшего князя от других. К титулу "князь", с образованием уделов, начинают прибавлять отличительные эпитеты "старейший" и "великий" (ibid. 41). Титул "великого" не давал князю никаких действительных прав над прочими удельными князьями. Великий князь пользовался некоторыми преимуществами, но исключительно почетными: для других князей он был "в отца место", но без отцовской власти; по общим делам, касающимся всей земли, он мог созывать князей на съезды, на которых ему предоставлялось почетное первенство; в походах против общего неприятеля он также первенствовал. Но в управление уделами других князей он не вмешивался, ведая только свое Киевское княжество, носившее, по князю, также титул великого. В дела уделов великий князь, и по личному праву старейшего, и по требованию других удельных князей, мог вмешиваться только в случаях общего правонарушения, когда заинтересованы были все князья. Между последними соблюдались степени старшинства, с которым соединялось право на обладание тем или другим уделом, а потом и самым великим княжеством, которое не было наследственным в одной семье, а переходило от одного князя к другому, по родовому старшинству, нарушение которого, обыкновенно, сопровождалось кровавыми распрями. Преимущества соединенные с титулом великого князя, были действительными только в руках лиц сильных волей, энергичных, каковы Владимир Мономах, сын его Мстислав и друг. Великий князь имел право суда, как отец или третейский судья, над младшими; это видно из слов Ростислава Юрьевича, обращенных к великому князю Изяславу Мстиславичу: "а ты мене старей, ты меня с ним и суди" (Пол. собр. р. лет. I, 41). Мало того: Мономах и сын его Мстислав изгоняли нелюбимых ими князей. Единолично великий князь не мог постановлять приговоров относительно других князей; а если такие случаи бывали, то другие князья могли требовать от него отчета и даже уничтожения состоявшегося приговора: "... аще ти вина, коя была нан, обличил бы и перед нами, и упрев бы и створил ему; а ноне яви вину его оже ему створил еси" (ibid. 111), говорили Мономах и Олег и Давид Святославичи вел. кн. Святополку-Михаилу и Давиду, ослепившим Василька теребовльского.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ЧЕРВОТОЧИНКА
НЕПРЕДВИДЕННЫЙ
ПОДСОСНЫЙ
ЧУБАРЫЙ
ШЕЛОХНУТЬСЯ
ПОЛУГОДИЧНЫЙ
ГЕЛЕНДЖИК
ВЯЗ
ИГУАНЫ

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ

ТЕОСОФЫ
НАПЯТИТЬ
ОКЛАДИСТЫЙ
ЛОПАТОЧНЫЙ
ЩЕНИТЬСЯ
БАНК ГЕНОВ
УТОПЫВАТЬ
МАЛКУТ
ЗАТЕРЯТЬ


ВЕЛИКИЙ ВЕК назад содержание далее ВЕЛИКИЙ МОГОЛ
Хостинг от uCoz