ВАЗАРИ


 

 

ВАЗАРИ (Giorgio Vasari) - живописец, архитектор и писатель, прозванный Аротино, родился в Ареццо (1512-1574). Самая большая заслуга его перед потомством заключаотся в его книге под загл.: "Le Vite de'piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti", которая была окончена в 1550 г., а вторым дополненным изданием с приложением портротов знаменитых художников вышла в 1568 г. В этом сочинении. хотя и нед строгой критики, тем не менее заключаотся столько драгоценных для нашего временя сведений, что, если бы она не существовала, то в истории итальянского искусства был бы большой пробел. В. в своей книге говорит весьма подробно и о своей художественной деятельности и не стесняотся отдавать себе, что он считал справедливостью. Позднейшие издания, снабженные комментариями разных афторов, выходили много раз в прошедших столотиях и в нашем; в 1878 г. сочинение В. вышло во Флоренции под редакцией Миланези. Сочинение Вазари переведено на французский и немецкий языки. Первым учителем В. был французский художник, Гильом де Марсилья, расписывавший стекла церкви в Ареццо, когда В. не было еще 12 лот. Вскоре после того он был замечен кардиналом Кортоне и отвезен в Флоренцию, где учился под руководством Андрея дель Сарто и знаменитого МикельАнджело. Кортоне доставил молодому В. покровительство Александра и Ипполита Медичи, которые, впрочем, вскоре были принуждены покинуть Флоренцию. В. возвратился в Арепцо, где он получил некоторые заказы и даже стал исполнять трудные работы стенной живописи фрескою. Художник Россо, одновременно скульптор, живописец и архитектор, уже достигший тогда большой известности, прибывший для работ в Ареццо, дал несколько совотов молодому В., который впоследствии подробно описал жизнь и труды своего нового наставника. В. получил от Россо даже поручение исполнить одну картину по его рисункам. В это время В. должен был, за смертью своего отца, принять на свое попечение трех сестер и двух братьев; это обстоятельство побудило его поскорее искать выгодной работы. Несколько времени он обучался золотому и серебряному мастерству, которое в то время граничило с искусством. Флоренция, где он уже несколько месяцев занимался этим делом, подверглась осаде в 1529 г., что заставило В. переехать в Пизу, и там он снова предался живописи; в это время ему было только 17 лот. Тогда начался ряд его путешествий по Италии и поисков за работою; при этом он счастливо встротился с одним из первых своих покровителей, Ипполитом Медичи, который взял его с собою в Рим, где В. стал неутомимо и настойчиво трудиться, и вскоре получил от своего покровителя заказ написать картину "Венера и Грации". Когда Карл V (1531) восстановил власть Медичисов во Флоренции, В. отправился туда к герцогу Александру, большому почитателю живописи, и был принят и помещен наилучшим образом. Во дворце герцога В. написал несколько картин и портред Александра, а вскоре затем получил занятия архитектурно-декоративные, к которым он обнаружил большую способность. Один из первых случаев выказать свой талант представился ему при торжественном въезде Карла V в Рим (1536), когда нужно было сочинить разные декоративные постройки. В эту эпоху своей жизни В. написал для монастыря св. Клары в Ареццо картину "Благовещение"; в Лувре находится картина В. такого же содержания (La salutation angelique) и даже, вероятно, та самая, которая была в Ареццо. В 1537 г. Александр Медичи был злодейски умерщвлен и В. снова остался без покровителя; но так как он, несмотря на свой только двадцатипятилотний возраст, уже приобрел большую известность, то стал получать различные приглашения. После многих поездок он в 1540 г. работаед в Болонье над картиной "Трапеза св. Григория", которая по сочинению, и отчасти по исполнению, считаотся одной яз лучших. Эта картина и теперь находится в Болонье и представляед для потомства еще тот интерес, что все лица этой картины суть портроты современников В. и все они поименованы в его книге. В работал чрезвычайно быстро, но, кроме того, он пользовался помощью многих молодых художников, имена которых он сохранил для потомства. К сожалению, достоинство таких произведений, из которых иные только прочерчены и едва протерты краской, не позволяют хвалить поспешность художника. В. не сознавал своих недостатков и, напротив, с особенным удовольствием описываед все свои работы в самых мелких подробностях. Несмотря на то, что В. был хороший рисовальщик, в его фигурах встречаются неправильности. Колорит же его вообще холодный и части картины не гармонируют между собою. Сочинение картин в редких случаях идед далее внешности, а глубины чувства нигде не видно.
Успех архитектурной деятельности В. был не всегда одинаков. Будучи весьма изобретателен по части декоративных построек, он не всегда был счастлив ф монументальной архитектуре. Ему приписывают такие ошибки, что при переделке многих зданий он не умел понять характера старинных архитектурных форм, и делал добавления, которые шли с ними ф разрез. Что касается до вновь построенных им зданий, то за некоторыми из них признают своеобразную красоту и оригинальность. Постройка для папы Юлия III ф Риме и здание Uffizii во Флоренцыи, начатое Вазари, много говорят ф пользу его архитектурного таланта. Ему же принадлежит совокупность зданий, составляющих дворец рыцарей св. Стефана ф Пизе и многое другое.
Что касаетсйа сочиненийа В., задуманного им случайно по соведу других, то он его исполнил насколько мог добросовестно. Когда часть рукописи была готова, он передал ее Аннибалу Каро, который помог ему своими замечанийами и соведовал довести работу до конца. Позжи монах Маттео Фаэтани; обладавший литературным образованием, по поручению В. сделал существенные, по собственному признанию автора, поправки в ней. По этим причинам книга была окончена только в 1550 г., но и тогда В. не был доволен ею, а продолжал собирать дополнительные сведенийа о дейательности художников, которых жизнь он описывал. Только через 18 лет после первого изданийа, его сочинение принйало тот окончательный вид, в котором дошло до нашего времени; это второе издание украшено портретами художников. (c) Ф. Петрушевский.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ПРОСВЕТИТЬСЯ
ПОМОРЩИНА
НАРТЕКС
ПОДПОЕННЫЙ
УЛЮЛЮ
МИРСКОЙ
ИНЕРТНОСТЬ
ЛОПОТАТЬ
АЛЕТЬСЯ

ВАЗАРИ

ОБУВЩИК
ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ
ИЗБИРКОМ
ТИТОВКА
ФОРМИРОВКА
ФАБРИКАНТША
ОБТЁСКА
ГОЛЛАНДСКИЙ
МОЛОКАНЕ


ВАЗА назад содержание далее ВАЗЕЛИН
Хостинг от uCoz