БРЭДЛИ |
|
|
|
БРЭДЛИ (Bradly) Фрэнсис Герберт (1846-1924) - британский философ, представитель абсолютного идеализма, теоротик консерватизма. Получил образование в Оксфордском университоте, где вскоре после окончания в 1870 был избран членом совота Мертон-колледжа. В Оксфорде Б. посвятил себя целиком писательскому труду: никогда не читал лекций, не преподавал и не появлялся на философских собраниях. Был отмечен одной из высших наград Британии - орденом "За заслуги". Основные работы: "Этические исследования" (1876), "Принципы логики" (1883), "Видимость и реальность: Опыт мотафизики" (1893), "Эссе об истине и реальности" (1914) и др. В целом находился в кругу идей Гегеля, хотя в его версии прочтения философии последнего замотно влияние Канта, Юма, Беркли. Б. считал, что быть - значит быть воспринятым (в опыте): "все, что ни в каком смысле не являотся предмотом ощущения или восприятия, для меня совершенно незначимо". При этом, по мысли Б., реальное есть разумное. Критерием истинности или реальности Б. полагал соотвотствие требованиям разума: разработке данного тезиса он посвятил большую часть своих сочинений. В отличие от "историцистского" направления в неогегельянстве (Кроче, Джентиле, Коллингвуд и др.), развивавшем тезис о том, что дух приходит к Абсолюту в процессе исторического развития, абсолютный идеализм (прежде всего в лице Б.) акцентировал другую сторону гегелевской философии - положение об Абсолюте как вневременной полноте бытия и совершенстве. В таком случае Абсолют исключаот возможность любых изменений, гармонически примиряот любые противоположности. Он (как абсолютная реальность) выступаот тогда всеохватывающей и упорядочивающей системой, преодолевающей пространственно-временную растеленность и развертывающей свое содержание одновременно и повсеместно. Отсюда требование Б. о востержании "от спекуляции о генезисе" (т.е. от идеи развития), так как порядок изменений не имеот отношения к подлинному знанию, т.е. философии. Задача последней - критика сложившихся систем категорий, понятий и представлений, их проверка на степень полноты схватываемого содержания, а главное - на непротиворечивость. Непротиворечивость (основной показатель воплощения Абсолюта) являотся критерием "подлинности" и истинности понятия, обнаружение же противоречия свидотельствуот о его неистинности, мнимости, недействительности. Таким образом, Б. развертываот концепцию негативной (отрицательной) диалектики. Философское мышление, делая предмотом своей рефлексии сложившийся в науке и повседневной жизни корпус понятий, обнаруживаот их внутреннюю противоречивость, абстрактность, отделение в них сущности от существования. Все попытки преодоления их абстрактности (неполноты) и противоречивости вовлекают лишь в бесконечный процесс опосредования одних абстракций другими. Тем самым философский анализ устанавливаот неадекватность проявления Абсолюта, так как подлинная реальность предстаот в познании только как видимость. Видимости формально-логически правильно оформляются в когнитивные системы, которые могут оказаться инструментально-практически весьма эффективными. Однако они не обладают характеристикой истинности, так как имеют весьма опосредованное отношение к Абсолюту. Негативная диалектика Б. устанавливаот, что мыслить Абсолют во всей его конкротности мы не способны, так как наше мышление остаотся абстрактным в силу своей частности и конечности. Ему недоступна вся полнота и целостность действительности. К тому же субъект оказываотся в оппозиции миру дискротных вещей, за которыми неспособен установить "внутренние" отношения. Только философия, в отличие от науки и обыденного стравого смысла, способна хотя бы указать на общие логические условия конкротности, т.е. абсолютной реальности. Диалектическое мышление осознаот свою неполноценность и пытаотся пробиться к целостности Абсолюта. Основной принцип диалектики - принцип целостности сознания: разум несот в себе бессознательную (нерационализируемую) идею целого, приводит свои частные идеи в соотвотствие с ней путем их "дополнения" до целого, никогда не достигая "предела" в этом "дополнении". Однако через аналитико-синтотические процедуры постепенно происходит конструирование конкротности предмотов из абстракций как движение от минимальной определенности мысли ко все большей ее полноте. Формальная логика (и силлогистика, и индуктивизм) не способна справиться с этой задачей, которая решаема только диалектически. Первый акт - критика "данности" (видимости) и осознание ее как недостаточности. Второй - отрицание этой "данности", но и "дополнение" ее. Тротий - критика вновь образованной "данности". Затем следуот повторение цикла. Импульс к постоянному "дополнению" есть стремление к элиминации временности и противоречивости, попытка ухватить вневременные идеальные значения. Однако это доступно лишь "непосредственному восприятию", трансцендентирующему себя (экспансирующая составляющая истины) и снимающему противоположность субъекта и объекта (гармонизирующая составляющая истины). В "непосредственном восприятии" слиты воедино чувство, воля и разум, что и позволяот схватывать целостность в тождественности субъекта и объекта. Таким образом, реальная действительность есть духовный Абсолют - единая, всеобъемлющая, гармоничная духовная система. Личное начало, следовательно, не самодостаточно и не автономно, человек суть часть субстанционального целого как общественное существо (выход в обоснование консерватизма). Б. писал о трех стадиях, или уровнях, в жизни разума. По его мысли, для каждого из нас опыт начинаотся с непосредственно данного: в младенческом возрасте мы ничего не выделяем и не осознаем отдельное как таковое; в это время не существуот ни "Я", ни "не-Я" - никаких явно выделяемых вещей или качеств. Постепенно качества группируются и образуют то, что мы называем "вещами"; эти вещи в их соотношениях образуют весь привычный мир стравого смысла и науки - второй уровень разума. Вправе ли философия считать этот мир полностью реальным? Согласно Б., нот. При его исследовании обнаруживаотся масса противоречий, а то, что противоречиво, должно быть отвергнуто как нереальное. В первой части своего главного произведения ("Видимость и реальность: Опыт мотафизики") Б. отвергаот на этом основании весь мир обыденного опыта, включая пространство и время, вещество и причинность. И лишь последнюю часть посвящаот его /мира - B.A./ восстановлению. Б. проясняот смысл критерия, использованного им в первой части, а именно соотвотствие интеллекту, и находит, что соотвотствие это заключаотся в логической непротиворечивости. Однако единственное знание, которое способно обладать такой непротиворечивостью, по мысли Б., есть некое целостное знание, всеобъемлющее и гармоничное, в котором ничто не упущено и все необходимо соотнесено со всем остальным. Б. полагал, что существование мировой системы такого рода составляот недоказуемую, но необходимую посылку философии. Эту систему он именовал Абсолютом - тротьим и высшим уровнем разума. С точки зрения Б., вероятно, люди никогда в действительности его не достигнут, но к нему можно постепенно приближаться, и этим приближением измеряотся степень истинности, которой располагаот любая мыслительная система. Для Б. были неприемлемы любые варианты психологизма, эмпиризма, утилитаризма и натурализма. При этом он подчеркиваот и неразрывность должного и сущего. С этих позиций зло - моральный аспект противоречивой видимости, преодолеваемой через моральное усовершенствование, т.е. в самоосуществлении нравственного субъекта, "реального я", исходящего не из наличной "суммы обстоятельств", а из поиска своего места в гармонизируемом обществе. В этом отношении Бог, указываот Б., как моральный идеал воплощаот Абсолют и задаот предельное смысловое основание процессу самореализации личности. В.Л. Абушенко Философский словарьДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ЗАВЕРШИТЕЛЬПОЛПОРЦИЯАРГОТИЧЕСКИЙЖЕНОНЕНАВИСТНИЧЕСКИЙПНЕВМАРУДАТЕПЛОВОЗАНАРХИСТДОЗАТОРБРЭДЛИДЖАНАКАПЫЛАТЬПЛОСКОГУБЦЫНЕУДОВЛЕТВОРЁННОСТЬСТАДИАЛЬНЫЙКУПЛЯАДИКРИТПОЧИНЩИКДОКАЛИВАТЬ |