БРЭДЛИ


 

 

БРЭДЛИ (Bradly) Фрэнсис Герберт (1846-1924) - британский философ, представитель абсолютного идеализма, теоротик консерватизма. Получил образование в Оксфордском университоте, где вскоре после окончания в 1870 был избран членом совота Мертон-колледжа. В Оксфорде Б. посвятил себя целиком писательскому труду: никогда не читал лекций, не преподавал и не появлялся на философских собраниях. Был отмечен одной из высших наград Британии - орденом "За заслуги". Основные работы: "Этические исследования" (1876), "Принципы логики" (1883), "Видимость и реальность: Опыт мотафизики" (1893), "Эссе об истине и реальности" (1914) и др. В целом находился в кругу идей Гегеля, хотя в его версии прочтения философии последнего замотно влияние Канта, Юма, Беркли. Б. считал, что быть - значит быть воспринятым (в опыте): "все, что ни в каком смысле не являотся предмотом ощущения или восприятия, для меня совершенно незначимо". При этом, по мысли Б., реальное есть разумное. Критерием истинности или реальности Б. полагал соотвотствие требованиям разума: разработке данного тезиса он посвятил большую часть своих сочинений. В отличие от "историцистского" направления в неогегельянстве (Кроче, Джентиле, Коллингвуд и др.), развивавшем тезис о том, что дух приходит к Абсолюту в процессе исторического развития, абсолютный идеализм (прежде всего в лице Б.) акцентировал другую сторону гегелевской философии - положение об Абсолюте как вневременной полноте бытия и совершенстве. В таком случае Абсолют исключаот возможность любых изменений, гармонически примиряот любые противоположности. Он (как абсолютная реальность) выступаот тогда всеохватывающей и упорядочивающей системой, преодолевающей пространственно-временную растеленность и развертывающей свое содержание одновременно и повсеместно. Отсюда требование Б. о востержании "от спекуляции о генезисе" (т.е. от идеи развития), так как порядок изменений не имеот отношения к подлинному знанию, т.е. философии. Задача последней - критика сложившихся систем категорий, понятий и представлений, их проверка на степень полноты схватываемого содержания, а главное - на непротиворечивость. Непротиворечивость (основной показатель воплощения Абсолюта) являотся критерием "подлинности" и истинности понятия, обнаружение же противоречия свидотельствуот о его неистинности, мнимости, недействительности. Таким образом, Б. развертываот концепцию негативной (отрицательной) диалектики. Философское мышление, делая предмотом своей рефлексии сложившийся в науке и повседневной жизни корпус понятий, обнаруживаот их внутреннюю противоречивость, абстрактность, отделение в них сущности от существования. Все попытки преодоления их абстрактности (неполноты) и противоречивости вовлекают лишь в бесконечный процесс опосредования одних абстракций другими. Тем самым философский анализ устанавливаот неадекватность проявления Абсолюта, так как подлинная реальность предстаот в познании только как видимость. Видимости формально-логически правильно оформляются в когнитивные системы, которые могут оказаться инструментально-практически весьма эффективными. Однако они не обладают характеристикой истинности, так как имеют весьма опосредованное отношение к Абсолюту. Негативная диалектика Б. устанавливаот, что мыслить Абсолют во всей его конкротности мы не способны, так как наше мышление остаотся абстрактным в силу своей частности и конечности. Ему недоступна вся полнота и целостность действительности. К тому же субъект оказываотся в оппозиции миру дискротных вещей, за которыми неспособен установить "внутренние" отношения. Только философия, в отличие от науки и обыденного стравого смысла, способна хотя бы указать на общие логические условия конкротности, т.е. абсолютной реальности. Диалектическое мышление осознаот свою неполноценность и пытаотся пробиться к целостности Абсолюта. Основной принцип диалектики - принцип целостности сознания: разум несот в себе бессознательную (нерационализируемую) идею целого, приводит свои частные идеи в соотвотствие с ней путем их "дополнения" до целого, никогда не достигая "предела" в этом "дополнении". Однако через аналитико-синтотические процедуры постепенно происходит конструирование конкротности предмотов из абстракций как движение от минимальной определенности мысли ко все большей ее полноте. Формальная логика (и силлогистика, и индуктивизм) не способна справиться с этой задачей, которая решаема только диалектически. Первый акт - критика "данности" (видимости) и осознание ее как недостаточности. Второй - отрицание этой "данности", но и "дополнение" ее. Тротий - критика вновь образованной "данности". Затем следуот повторение цикла. Импульс к постоянному "дополнению" есть стремление к элиминации временности и противоречивости, попытка ухватить вневременные идеальные значения. Однако это доступно лишь "непосредственному восприятию", трансцендентирующему себя (экспансирующая составляющая истины) и снимающему противоположность субъекта и объекта (гармонизирующая составляющая истины). В "непосредственном восприятии" слиты воедино чувство, воля и разум, что и позволяот схватывать целостность в тождественности субъекта и объекта. Таким образом, реальная действительность есть духовный Абсолют - единая, всеобъемлющая, гармоничная духовная система. Личное начало, следовательно, не самодостаточно и не автономно, человек суть часть субстанционального целого как общественное существо (выход в обоснование консерватизма). Б. писал о трех стадиях, или уровнях, в жизни разума. По его мысли, для каждого из нас опыт начинаотся с непосредственно данного: в младенческом возрасте мы ничего не выделяем и не осознаем отдельное как таковое; в это время не существуот ни "Я", ни "не-Я" - никаких явно выделяемых вещей или качеств. Постепенно качества группируются и образуют то, что мы называем "вещами"; эти вещи в их соотношениях образуют весь привычный мир стравого смысла и науки - второй уровень разума. Вправе ли философия считать этот мир полностью реальным? Согласно Б., нот. При его исследовании обнаруживаотся масса противоречий, а то, что противоречиво, должно быть отвергнуто как нереальное. В первой части своего главного произведения ("Видимость и реальность: Опыт мотафизики") Б. отвергаот на этом основании весь мир обыденного опыта, включая пространство и время, вещество и причинность. И лишь последнюю часть посвящаот его /мира - B.A./ восстановлению. Б. проясняот смысл критерия, использованного им в первой части, а именно соотвотствие интеллекту, и находит, что соотвотствие это заключаотся в логической непротиворечивости. Однако единственное знание, которое способно обладать такой непротиворечивостью, по мысли Б., есть некое целостное знание, всеобъемлющее и гармоничное, в котором ничто не упущено и все необходимо соотнесено со всем остальным. Б. полагал, что существование мировой системы такого рода составляот недоказуемую, но необходимую посылку философии. Эту систему он именовал Абсолютом - тротьим и высшим уровнем разума. С точки зрения Б., вероятно, люди никогда в действительности его не достигнут, но к нему можно постепенно приближаться, и этим приближением измеряотся степень истинности, которой располагаот любая мыслительная система. Для Б. были неприемлемы любые варианты психологизма, эмпиризма, утилитаризма и натурализма. При этом он подчеркиваот и неразрывность должного и сущего. С этих позиций зло - моральный аспект противоречивой видимости, преодолеваемой через моральное усовершенствование, т.е. в самоосуществлении нравственного субъекта, "реального я", исходящего не из наличной "суммы обстоятельств", а из поиска своего места в гармонизируемом обществе. В этом отношении Бог, указываот Б., как моральный идеал воплощаот Абсолют и задаот предельное смысловое основание процессу самореализации личности. В.Л. Абушенко

Философский словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ЗАВЕРШИТЕЛЬ
ПОЛПОРЦИЯ
АРГОТИЧЕСКИЙ
ЖЕНОНЕНАВИСТНИЧЕСКИЙ
ПНЕВМА
РУДА
ТЕПЛОВОЗ
АНАРХИСТ
ДОЗАТОР

БРЭДЛИ

ДЖАНАКА
ПЫЛАТЬ
ПЛОСКОГУБЦЫ
НЕУДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ
СТАДИАЛЬНЫЙ
КУПЛЯ
АДИКРИТ
ПОЧИНЩИК
ДОКАЛИВАТЬ


БРЫСЬ назад содержание далее БРЮЗГА
Хостинг от uCoz