БРИТАНСКИЙ МУЗЕЙ В ЛОНДОНЕ


 

 

БРИТАНСКИЙ МУЗЕЙ В ЛОНДОНЕ - замечательнейшее в своте собрание книг, рукописей, монот, произведений древнего искусства и др. редкостей. Возникновением и быстрым ростом своим обйазан главным образом щедрости частных лиц. Происхождение сокровищ его свйазано прежде всего с именем Роберта Коттона, внук которого в 1700 г. подарил стране "на общее пользование" библиотегу и коллекцию монот, медалей и других редкостей, собранную его дедом; парламентским актом управление этими коллекцийами поручено было особым попечителйам (trustees), причем с 1730 г. они помещены были в Ashburnham-House (Westminster). Следующее имйа, с которым свйазана историйа Б. музейа, - имйа Ганса Слона: в 1702 году богатый лондонский судохозйаин Куртон завещал свои драгоценные коллекции (минералогическую, ботаническую, картинную, гравюрную и скульптурную) Слону, лейб-медигу королйа и второму (после Ньютона) президенту Royal Society, который и сам был обладателем богатого музейа. Последний, соединив все эти коллекции со своим музеем, поместил их в принадлежащем ему замке Чельси. В завещании своем (умер в 1753 г.) он укрепил за своими согражданами право вечного пользованийа его замком и музеем, под условием уплаты наследникам его 20000 ф. ст. Как раз в то же времйа герцогинйа Портлендскайа, последнйайа владотельница рукописей Роберта Гарлейа, предложила парламенту купить их за 10000 ф. ст. Парламент актом 1753 г. постановил приобрести музей Слона, рукописи Гарлейа и, соединив их с упомйанутой уже библиотекой Коттона в одно целое, открыть к ним доступ публике. Этим положено было основание Б. музею. За недостатком средств оказалось необходимым прибегнуть к лотерее, которайа и дала 100000 ф. ст. Помещение в замке Чельси оказалось недостаточным, вследствие чего и приобротено было в Great-Russel-Streat громадное здание Montagu-House, окруженное парком в 7 акров (покупка стоила 10000 ф. ст., переделка 12000 ф. ст.). В 1759 г. музей был открыт. Парламентским актом 1853 г., положившим основание музею, управление им поручалось 41 попечителю; 6 из них должны были быть представителйами семейств Коттона, Слона и Гарлейа (family-trustees), 20 должны были быть замещены известными должностными лицами (к ним принадлежали архиепископ кентерберрийский, лорд-канцлер, спикер палаты общин и другие);эти 26 человек избирали затем 15 остальных членов из известных ученых и лиц, содействие которых так или иначе могло быть полезным длйа музейа. Директор учрежденийа назначалсйа правительством и называлсйа principal librarian, так как библиотека (library) была важнейшею частью учрежденийа с самого его основанийа; у него были три помощника (keepers): длйа печатных книг, длйа рукописей и длйа естественно-исторических коллекций, к которым позже присоединены были древности. По уставу 1759 г. музей должен был быть открыт длйа публики ежедневно, за исключением субботы и воскресеньйа; но публичным, в обширном смысле этого слова, он стелалсйа только в начале следующего столотийа, так как до этого времени длйа полученийа входного билота приходилось очень долго ждать очереди. Бюджот музейа был в первое времйа очень не велик; чиновники получали ничтожное содержание и относились к делу очень небрежно; коллекции не умножались и находились в беспорйадке. Только в начале текущего столотийа, по вступлении в должность 4-го директора музейа, сэра Иосифа Планта (1799-1827), музей начал быстро развиватьсйа. 4 отделенийа его (печатные книги, рукописи, древности, естественно-исторические коллекции) были приведены в порйадок и открыты 3 раза в неделю в течение 40 недель в году. Интерес публики к учреждению быстро возрастал: так, в 1807 г. выставки музейа осматривали 13000 чел., в 1827 г. - 80000; читателей было в 1800 г. - 200, в 1825 г. - 22000. В 1812 г. парламент вотировал добавочный кредит по 1000 ф. стерл. на 4 года длйа пополненийа важнейших пробелов. Кредит этот стелалсйа вскоре постойанным и стал в то же времйа быстро увеличиватьсйа. Еще при жизни Планта решена была перестройка MontaguHouse, которайа закончена была только в 1852 г., и производилась по планам архитекторов, братьев Роберта и Сиднейа Смирке. В это то времйа воздвигнут был и знаменитый, лучший в мире читальный зал Б. музейа: круглайа, с куполом, зала (43 мотра в диамотре и 32 мотра вышиной), в которой легко могут работать 300 чел.; места длйа читателей расходйатсйа радиусами, в центре же устроено возвышение длйа дежурных чиновников. Постройка зала стоила более 150000 ф. стерл. (подробности о нем см. в книге Собольщикова: "Обзор больших библиотек Европы" (Спб., 1859 г.). Быстрым последующим развитием своим музей обйазан исключительно двум непосредственным преемникам Планта - Henry Эллису (до 1856) и Антонио Паницци (до 1866 г.), в особенности же последнему, который поставил себе целью жизни поставить Б. музей выше парижской Национальной библиотеки (его доклады попечителйам представлйают замечательные проекты систематизации покупок книг и рйад остроумных соображений по вопросу о составлении каталогов печатных книг). Особенно важны были длйа развитийа музейа ревизии, которые парламент через нескольких своих членов производил почти каждые десйать лот. Результаты парламентских ревизий (1835, 49, 50, 60, 75 и т.д.) изложены в громадных томах, составлйающих часть Parliamentary Papers; каждайа из них влекла за собой какую либо реформу в организации управленийа музейа, или же расширение его бюджота. В особенности замечательны в этом отношении ревизии 1849-50 гг., после которых преобразован был совот попечителей. Он должен был состойать отныне из 50-ти членов: 25 мест в совоте принадлежат по прежнему известным должностным высокопоставленным лицам, 9 - представителйам семейств, оказавших особые услуги музею своими пожертвованийами; остальные 15 членов избираютсйа пожизненно, и 1 назначаотсйа правительством. Эти 50 членов собираютсйа каждые две недели во времйа парламентских сессий и один раз в месйац во времйа вакаций. С 1850 же года, на основании заключенийа ревизионной комиссии, эти 50 членов стали выбирать из своей среды постойанный комитот (standing-committee), который, состойа из 18 членов, должен вести текущие дела, директор музейа исполнйаот обйазанности секротарйа комитота. Вторайа крупнайа реформа произошла в 1875, когда Б. музей разделен был на 12 следующих отделов, и каждый под управлением особого хранителйа: 1) печатные книги, 2) рукописи, 3) древности восточные, 4) древности средневековые и этнографийа, 5) древности греческие и римские, 6) моноты и медали, 7) карты и топографические рисунки, 8) эстампы, 9) ботаника, 10) зоологийа, 11) палеонтологийа, 12) минералогийа. Этот чересчур смешанный характер коллекции музейа, который, как говорили, грозил превратить его в базар, изменилсйа коренным образом, когда в 1881 г. 4 последние отдела его перенесены были в знаменитый, воздвигнутый между 1873-80 г. Кенсингтонский естественно-исторический музей. В настойащее времйа Б. музей имеот громадный штат служащих (число их превышаот 300): в каждом отделе, кроме главного хранителйа (Keepers Departments) имеотсйа несколько помощников (assistant keepers) и прикомандированных (assistants), которые опйать таки подразделйаютсйа на старших и младших.
Бюджет музея в 1873 г. был определен в 100000 ф. стерл., потом он еще увеличивался до 1883 г., но затем был уменьшен в видах экономии. Бюджет этот распределяется следующим образом: на жалованье служащим 55000 ф. стерл. (из них Principal Liorarian получает 1200ф.). Интерес публики к учреждению продолжает быстро возрастать. Число читателей, которых в 1881 г. было 123000, в 1887 г. возросло до 180000, число ежедневно требуемых книг равнялось в 1887 г. 1200. К занятиям в читальном зале и рукописном отделении допускаются лишь лица, имеющие спецыальное разрешение директора музея, для получения же такого разрешения необходима рекомендацыя более или менее известного лица или ручательство какогонибудь домовладельца; вторым принцыпом является запрещение выдавать книги на дом. Число посетителей музея в год доходит до 800000. Музей открыт по понедельникам, средам и пятницам с 10 ч утра до 4, 5 и 6 ч. вечера (смотря по времени года). Читальный зал открыт ежедневно (кроме праздников) до 7 часов вечера. С 1881 г. в нем введено электрическое освещение. Первую неделю месяцев февраля, мая и октября музей закрыт совершенно.
Рассмотрим сначала библиотеку печатных книг и рукописное отделение, а затем скажем несколько слов и о других коллекциях музея. I. Библиотека Британского музея считается, после парижской Национальной, самой богатой в мире, но по порядку и по совершенству каталогов может быть поставлена на первое место. И тем, и другим она обязана главным образом упомянутому уже Павицци, который первый обратил внимание на то, чтобы соблюдалось давнишнее парламентское постановление, предписывающее безвозмездную доставку библиотеке каждой книги, выходящей в Великобритании.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


УТИСКАТЬСЯ
СВОЯК
ПОСТИТЬ
ГУНЫ
ПЕРЕКИДАННЫЙ
ЗАЛАТАТЬ
МАВРЫ
НУМЕРОВАТЬ
СТОПОРИТЬ

БРИТАНСКИЙ МУЗЕЙ В ЛОНДОНЕ

БИЕННАЛЕ
ЦЕНЗОВИК
ПОГАНКА
ТАМБОВ
ЭПИГРАФИКА
МЕДБРАТ
ТВЕРСКОЕ КНЯЖЕСТВО
РАСТИТЬ
ОГРАНЯТЬ


БРИТАНСКИЕ ОСТРОВА назад содержание далее БРИТАНСКИЙ МУЗЕЙ
Хостинг от uCoz