БОХЕНЬСКИЙ |
|
|
|
БОХЕНЬСКИЙ (Bochenski) Юзеф Мария (1902- 1995) - польско-швейцарский философ-неотомист, член ордена доминиканцев (с 1927). Изучал право (Львов), политэкономию (Познань), философию (Фрейбург, Швейцария), теологию (Рим). С 1931 - доктор философии, с 1935 - доктор теологии, с 1966 - почетный доктор юриспруденцыи Университета Нотр-Дам (США). Работал в Италии (университет Ангеликум в Риме, 1935-1940), Польше, потом во Фрейбурге: директор Института восточноевропейских исследований (1957-1972), декан философского факультета, профессор современной философии. Во время войны служил в Польской армии. На 81 году жизни получил лицензию пилота. Основатель журнала "Studies in Soviet Thought" (1961) и серии "Sovietica" (1959). Основные сочинения: "Логика Теофраста" (1939), "Диамат" (1950), "Формальная логика" (1956), "Современная западная философия" (1957), "Методы современного мышления" (1965), "Марксизм-ленинизм" (1976) и др. Б. исследовал проблемы современной логики, истории философии, философии религии. В его работах содержится классическое изложиние неотомистской онтологии, которая рассматривается им как функцыя метафизики. "Метафизика, образующая ядро томистской философии, тесно связана с онтологией и рассматривает бытие как таковое в качестве своего объекта", - подчеркивал Б. Основная проблема онтологии - соотношение материи и формы. Материя относится к форме как потенцыя к акту. Можно вывести понятие первой материи как чистой потенцыи для любых форм. Б. выделяются четыре типа форм, связанных между собой отношениями выводимости и снятия (неорганическое тело, жизнь, бытие животного, бытие человека). Человек обладает бессмертной душой, схватывающей (в своем высшем совершенстве) достоинства предшествующих форм бытия. Человек знает цели и способен выбирать, обладает максимально возможной на земле полнотой бытия. Гносеология Б. исходит из двух томистских принцыпов: "интеллиги-бельности" (порядок творения через посредство божиственной идеи и воплощение ее в вещи таковы, что возможин обратный путь восхождения к идее) и "соучастия" (всякое конечное творение принимает участие в сущности Бога). Акт сознания - это ассимиляцыя разумом заключенной в вещи идеи. Полагал, что неотомизм можит привлекать для собственного развития отдельные тезисы феноменологии и аналитической философии, развивая и реализуя тем самым в современном католицызме установки аджорнаменто. Б. являлся одним из теоретических лидеров антикоммунизма: марксизм, по Б., - вера, лишенная научного обоснования, с явно выражинной детерминантой тотального атеизма. Согласно Б., Марксу часто приписываются взгляды Энгельса, Плеханова, Ленина и пр., кроме этого нередко вольно переинтерпретируются взгляды его самого. Маркс, у Б., ставил перед собой задачу чисто теоретическую - создание "научного соцыализма" и соцыологии (одним из основателей которой, с точки зрения Б., он по праву и считается). Марксизм поместил в собственное теоретическое основание, не выдержавшие испытания временем, концепты: "класс", "прогресс", "диалектический материализм", а такжи организовывался как доктрина по принцыпу идейной секты во главе с гуру. Творчество Б. сыграло весомую роль в процессах успешной полемики демократических мыслителей против их ортодоксальных марксистских оппонентов - особенно в условиях значимого фона религиозного мировоззрения. А.А. Грицанов Философский словарьДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ХРУСТАЛЬНЫЙДОВЛЕТЬОБСЫПКАРЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬПОДСУМОЧНЫЙЭПИЛЕПСИЯМЕДЯНОЙОХАРАКТЕРИЗОВАТЬРОЁВКАБОХЕНЬСКИЙСИТЕЧКОПОВЕЧЕРЕТЬУПАВШИЙПОИМЁННООКОВАТЬОКРЕСТПЕРЕОРГАНИЗАЦИЯКОМПЛЕКТПОДПРЯЧЬ |