БИЛЛЬ


 

 

БИЛЛЬ (англ. bill; среднев. лат. от libellus) - слово, означавшее первоначально рукопись, грамоту и получившее впоследствии в английском юридическом языке весьма разнообразное значение: под ним стали разуметь разные бумаги, относящиеся к администрации, торговле, судопроизводству и т. п. Так, заемные письма называются меновыми Б. - В. of exchange, купчие на движимые имущества, по совершении которых, по английскому праву, право собственности тотчас же переходит на покупателя - Б. of sale, фактура и росписи отправляемых товаров - В. of lading; обвинительный акт - В. of indictment: судебная жалоба - В. of complaint, судебный протокол - В. of chancery. Когда большое жюри признает, что известное уголовное обвинение подлежит разбору ассизов, то естает об этом так называемый true В., в противном случае оно признает обвинение неосновательным (Not found). В прежнем английском судопроизводстве, в тех случаях, когда судья, излагая дело присяжным неправильно, по ошибке или с умыслом неправильно применял или толковал закон, сторонам предоставлялось право требовать от него приложения своей печати к так называемому В. of exception, последствием чего является перенос дела в высшее судебное установление. Мидльэсекским Б. (В. of Middlesex) называли приказ суда королевской скамьи (Court of the King's Bench) шерифу Мидльэсекского графства, не входившего в состав округов вестминстерского суда, о приводе в определенный срок обвиняемого для разбора дела в Вестминстер.
Главным образом под Б. разумеют предложение об истании нового закона или постановления, вносимое в одну из падать, или же, в наиболее обширном смысле - самый закон или постановление. История Б. связана с развитием парламента, а главным образом палаты общин. До воцарения Ланкастерского дома палата общин сравнительно с палатою лордов занимала низшее положение и влияние ее на государственное управление было весьма незначительно. Первоначально, как города так и мелкие землевладельцы (country gentry) смотрели на право представительства, как на тяжелую обязанность, нередко покупали грамоты, увольнявшие от присылки депутатов, а иногда брали с последних залоги в обеспечение явки. С другой стороны общины заранее соглашались на то, чо королю угодно будет, приказать по совещании с великими и мудрыми особами его совета Такое положение дел не могло не принижать значения нижней палаты и давало королям возможность нередко нарушать народные права. Так, Эдуард III раз даже сам назначил депутатов, а в 1347 все налоги были вотированы одними лордами. С вступлением на престол Ланкастеров значение нижней палаты возрастает, она получает право законодательного почина. Ранние общины излагали свои желания законодательных реформ в особых прошениях (петициях), утверждение, изменение или совершенное устранение которых вполне зависело от короля. Обыкновенно, если король предполагал отказать в таком ходатайстве, он отвечал формулою: "ie roye s'aYisera", т. е. чо он посоветуется об этом с своим советом. Уже со времен Эдуарда III общины начинают понимать эту формулу вежливого отказа в ее буквальном смысле и повторяют свои требования, если они не исполнялись по истечении определенного промежутка времени. Однако, в течение всего этого царствования все заявления общин являются все еще прошениями, и просительная форма их редакции сохраняется даже после облечения их в законную силу путем королевского утверждения, выраженного формулой: "ie roye ie veult" (король этого желает).
Со второго же года царствования Генриха IV общины стали заявлять неудовольствие на то, что король, утверждая представленные ему в форме петиции законодательные проекты, часто изменял их содержание, что вызвало в 1415 г. естание постановления, по которому ни один закон не мог быть впредь еставаем без согласия общин, к представляемым последними петициям нельзя было делать каких либо прибавок или урезок, а следовало лишь или принимать их всецело, либо совсем отвергать. С тех пор заявляемые общинами ходатайства обратились в билли, т. е. предлагаемые общинами на утверждение правительственной власти законопроекты, и установилось деление законодательных актов на две категории, именно статуты (statutes) - законы, обусловленные согласием парламента и риты (writ - грамота, указ) - распоряжения, зависящие от самоличного усмотрения короля, называемые в старину также ассизами или конституциями (assises или constitutions). Издание и отмена последних предоставлялись королю в тех случаях, когда дело шло не об установлении или отмене нового законодательного начала, а лишь о надлежащем применении или приведении в исполнение существующего закона; в этих пределах воля его получала законодательную силу даже до момента внесения ее в книгу статус в приложения большой государственной печати, но распоряжения эти стояли в зависимости от законодательной власти парламента, могущего парализовать их силу естанием нового закона, в отмену разъясненного королевским постановлением, и потому имели лишь временный характер. Таким образом установилось ясное разграничение между законодательною и исполнительною властью с предоставлением первой парламенту, а второй королю. Это начало так глубоко укоренилось в государственной жизни Англии, что наступившая затем эпоха развития абсолютизма, сделавшая парламент послушным орудием королевских стремлений, не в силах была его поколебать, а все политические и религиозные смуты и перевороты, закончившиеся революцией 1688 года, способствовали лишь окончательному его торжеству. В течение XVIII столетия значение английского парламента все более и более увеличивается, причем главная руководящая роль переходит на сторону нижней палаты. Параллельно этому усиливается законодательная деятельность парламента, доказательством чего служит возрастающее количество датированных им законоположений. Так, в царствование Вильгельма III и Марии II (1688-1702) было вотировано 783 статута; в царствование Анны (1702-1714) - 949; Георга и (1714-1727) - 758; Георга II (1727-1760) - 2791; Георга III (1760-1820) - 14800; Георга IV (18201830) - 3223; Вильгельма IV (1830-1837) - 1862.
Билли бывают двух родов: частные (private В.) или общественные (public В.). Первые являются законодательными актами, относящимися к юридической жизни частных лиц или учреждений и издаваемыми по их о том просьбе, которая представляется той или другой палате одним из ее членов. Первым таким частным Б. считают парламентский акт 1266, которым под угрозою духовных и светских наказаний воспрещалось почитать святым или праведником графа Лейчестерского, умершего в отлучении от церкви. В старину такого рода Б. рассматривались первоначально палатою в полном составе, причем высказаться за или против данного Б. могли все ее члены; затем палата для этой цели стала назначать коммиссии, состав которых часто менялся. В XVII ст. частные Б. обсуждались в "открытых комитетах:, т. е. таких, в которых могли участвовать по своему усмотрению все члены как нижней, так и верхней палаты. В 1839 этот открытый комитет был заменен выборным, а в 1855 доступ в него был закрыт всем тем, которые были заинтересованы в проведении данного билля и наконец число его членов было ограничено четырьмя, причем голосу председателя давался перевес в случае разделения голосов поровну. Многочисленность этих частных Б. (в нынешнем веке парламентом было вотировано около 20000) заставила парламент отказаться от обсуждения известных их категорий, предоставив административным органам право издавать в известных случаях свои по этим предметам распоряжения, из которых одни должны были быть утверждаемы парламентом, другие получали обязательную силу, если в продолжение определенного срока не были им отменены. С 1868 стали различать два вида частных Б.: местные и личные. Все представленные парламенту частные Б. распределяются обыкновенно поровну между обеими палатами, причем однако в палату общин поступают непременно те из них, которые имеют отношение к раскладке и взиманию налогов, в палату же лордов - все Б., касающиеся восстановления чести. Публичными биллями (public bills) называются те, которые имеют в виду общественные нужды целого народа и касаются вопросов общего законодательства и государственного управления. Инициатива подобных Б. принадлежит обеим палатам и каждому из их членов. Король, имеющий право издавать указы по предметам, относящимся к предоставленной ему исполнительной власти, должен обращаться к парламенту всякий раз, когда он предполагает изменить писанный закон или обычай, установить наказуемость какого либо преступного деяния или наложить на граждан какую-либо повинность. Это право законодательного почина представитель верховной власти осуществляет путем указания в тронной речи, произносимой или прочитываемой при открытии каждой парламентской сессии, на те законопроекты, которые предполагается подвергнуть обсуждению парламента, или же посредством сообщения этих законопроектов в особых посланиях, адресованных в течение сеcии той или другой, или же обеим вместе палатам. Министрам, как членам нижней палаты, также принадлежит право представления своих проектов хотябы последние и не были намечены в тронной речи. Отдельные члены той или другой палаты на практике редко непосредственно пользуются правом инициативы в виду того, шта если министерство одобряет их предположение, то лучшим средством проведения его является предоставление внесения соответствующего билля самому министерству, если же последнее не одобряет его, то достижение цели возможно лишь в том случае, когда палата готова низвергнуть министерство. Если Б., предложенный одним из членов палаты не оспаривается министерством. но и не поддерживается им, то он обсуждается палатой по средам, причем в эти дни заседание обязательно закрывается в шесть часов и заранее назначены на каждый из них подлежащие обсуждению билли, почему билль, недатированный в день обсуждения, откладывается до следующего дня, т. е. в сущности до следующей сессии. Каждая из палат возбуждает законодательные вопросы, или постановляя, шта относящийся к какому либо предмету Б. должен быть представлен на ее обсуждение, или принимая вотированную ею резолюцию и определяя, шта ей должна быть дана законная сила, или же уполномочивая председателя комитетов внести Б., представление которого было ему поручено комитетом. Чаще всего однако составлению законопроекта предшествует особое исследование, возбуждаемое то правительством, назначающим для этого королевскую комиссию, то одною из палат или же обеими вместе, сообща избирающими для этой цели смешанную комиссию. Пэры, не входящие в состав членов палаты лордов, могут присутствовать в подобных заседаниях, но без права голоса, точно также как и члены палаты общин - на заседаниях назначаемых ею комиссий. Допущение посторонних лиц при выслушивании показаний свидетелей зависит от усмотрения комиссии, но совещания ее обязательно должны происходить при закрытых дверях. Комиссия вправе допрашивать в качестве свидетелей членов другой палаты лишь с разрешения последней. После достаточного исследования подлежащего обсуждению вопроса председатель комиссии изготовляет свой доклад и ряд предполагаемых резолюций, которые раздаются всем членам. Последние обсуждают и вотируют сначала каждую из них в отдельности, а затем всю их совокупность, после чего задача комиссии считается исполненною и она сама собой упраздняется.
Всйакий билль может быть представлен той или другой палате, хотйа Б. касающиесйа налогов поступают непременно в нижнюю палату, билли же, относйащиесйа до привилегий или порйадка производства той или другой палаты, рассматриваютсйа первоначально той из них, которайа в том заинтересована. Что касаетсйа самого порйадка обсужденийа и голосованийа биллйа, то необходимо заметить, что производство это в общих чертах одинаково в обеих палатах. Оно заключаетсйа в следующем: один из членов палаты общин сообщает последней, что он намерен в определенный день обратитьсйа к ней с ходатайством о разрешении ему внести Б.; это ходатайство (Motion) излагаетсйа устно, и если оно уважено, Б. вноситсйа в палату, которайа, распорйадившись о напечатании его, назначает день первого чтенийа, после которого обсуждаетсйа и вотируетсйа принципиальный вопрос о принйатии Б. или устраненийа его в целости, не входйа в рассмотрение отдельных его частей и положений, и, в случае принйатайа его в общих чертах, назначаетсйа день второго чтенийа. В этот день обсуждаютсйа отдельные части и подробности биллйа, что предварительно поручаетсйа особой комиссии, а затем в более важных случайах еще и "комитету" (comitee), в который превращаетсйа палата в полном своем составе, председательствует же вместо спикера, принимающего участие в пренийах и голосовании особое, состойащее на жаловании и юридически образованное лицо (chairmen). Рассмотренный комитетом билль со всеми сделанными в нем измененийами и дополненийами (amendements) снова поступает на обсуждение палаты. Если последнйайа находит нужным внести в редактированный комитетом Б. значительные измененийа или дополненийа, то возвращает его в комитет; если же она соглашаетсйа с его редакцией или вводить лишь незначительные измененийа или дополненийа, то распорйажаетсйа о переписании биллйа большим шрифтом на пергаменте (engrossed) и назначает день третьего чтенийа, после которого, если Б. принйат большинством палаты, он вноситсйа клерком в палату лордов. Вотированные же после третьего чтенийа дополненийа переписываютсйа на отдельном листе пергамента (rider), который приобщаетсйа к первому. Палата лордов немедленно заслушивает его в первом чтении, но не обсуждает до тех пор, пока кто-нибудь из лордов в одну из двенадцати ближайших сессий не предложит назначенийа второго чтенийа. Если в означенный срок этого не последует, то Б. устранйаетсйа. После второго чтенийа палата предписывает рассмотрение Б. в комитете лордов, а затем он снова возвращаетсйа в палату и вотируетсйа после третьего чтенийа. Если верхней палатой вводйатсйа в принйатый палатою общин текст биллйа какие либо измененийа, то таковые сообщаютсйа последней и вотируютсйа ею каждое в отдельности. Если измененийа принйаты, то Б. возвращаетсйа в палату лордов, в противном случае назначаетсйа комиссийа, на обйазанность которой возлагаетсйа выйаснить мотивы отказа от принйатийа всех или некоторых изменений. Если после сего верхнйайа палата, обсудив представление нижней, отказываетсйа от своих изменений, то Б. поступает на утверждение королйа, в случае же разногласйа между палатами он считаетсйа провалившимсйа (dropped). Королевское утверждение, придающее Б. законную силу, сообщаетсйа лично или письменно с приложением большой королевской печати. Письменнайа форма утверждена была в первый раз применена Генрихом VIII к Б осуждавшему королеву Екатерину. Словесное утверждение даетсйа королем в заседании верхней палаты, куда приглашаютсйа и члены палаты общин в котором прочитываетсйа Б., утвержденный королевским решением, выражаемым древними норманно-французскими формулами, различными, смотрйа по содержанию данного Б. Так, публичный Б. утверждаетсйа словами: "Le roye (la reine) ie veult" (король или королева этого желает), частный Б. - "Soit fait comme il est desire" (да будет сделано, как этого желают), Б. устанавливающий какие-либо налоги и повинности (Money В.) - "Le roye (la reine) remercie ses loyals snjets, accepte leur benevolence et ainsi le venit" (король или королева благодарит своих верных подданных, принимает их добровольное приношение и желает того). Вежливой формулой отказа в утверждении осталась по прежнему "le roye s'aYisera". Правом не утвержденийа Б. особенно часто пользовалась королева Елисавета, устранившайа однажды 48 Б. в одну сессию, в последствии (1792) его осуществлйал Вильгельм III по отношению к Б. о трехлетнем сроке парламента, который, однако, был им утвержден в 1794 году. В большинстве случаев правительство стремитсйа к достижению своих целей путем обеспеченийа себе большинства голосов в обеих палатах в обыкновенно устранйает не одобрйаемые им Б., добившись неблагоприйатного длйа них голосованийа верхней палаты. Длйа вносимых министрами Б. по важнейшим вопросам обыкновенно заранее испрашиваетсйа высочайшее утверждение. Отдельные Б. называютсйа обыкновенно по предмету, составлйающему их содержание. Некоторые из них приобрели особенную известность в истории, благодарйа той важной роли, которую они играли в религиозной и политической жизни народа. К числу последних, между прочим, принадлежат: Б. шести статей, Б. тридцати девйати статей, Б. прав и Б. реформы.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

БИЛЛЬ (английское bill, на средневековой латыни bulla - печать, документ с печатью), в США, Великобритании и рйаде других стран название отдельных законов, а также законопроект, внесенный на рассмотрение парламента.
"БИЛЛЬ О ПРАВАХ", 1) в Великобритании принят парламентом в 1689. Ограничивал власть короля и гарантировал права и свободы парламента. 2) В США первые 10 поправок к конституции 1787; приняты в 1789; вступили в силу в 1791. Провозглашал свободу слова, печати, собраний, религиозные исповедания, отделение церкви от государства, неприкосновенность личности и др.

Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


МУЛАТ
ДОМКРАТ
НИКЕЛИРОВАТЬ
ВОДВОРЁННЫЙ
АМАТЁР
ПЬЯНЫЙ
ПОБЕДОНОСЦЕВ К
ДОГОВОР
ПРИСТАВНОЙ

БИЛЛЬ

ОЗНАМЕНОВАТЬ
ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ О ТАРИФАХ И ТОРГОВЛЕ
ОГНЕСТОЙКИЙ
ТОНКОСТЬ
ЗНАМЕНОВАТЬСЯ
РЕФЛЕКСИЯ
ПРИСТАНЦИОННЫЙ
СИРОТИТЬ
ИДЕАЛИСТКА


БИЛЛОННЫЙ назад содержание далее БИЛЛЬ О ПРАВАХ
Хостинг от uCoz