БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ
ВЫМАЧИВАТЬСЯ
ЯНУС
ЭХИНОКОКОК
СКОМОРОШНИЧАТЬ
ЗАМЕСТИТЕЛЬНИЦА
ПРОШЕСТВИЕ
ПЕРЕТРАГИВАТЬ
ОФСЕТНЫЙ

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

ПРИЗЁРША
ГОСПОЖИНКИ
ДОМОТАННЫЙ
ШЁЛКОМОТАНИЕ
ПОЛОНИЗИРОВАТЬСЯ
ПОДКЛЕИТЬ
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА З
ОФИТОВЫЙ
ШЛИХТИК

 

 

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (Unconscious; Unbewusst, das Unbe-wusste) — целокупность всех психических явлений, не обладающих свойством сознательности, не относящихся к сознанию.
«Бессознательное является источником инстинктивных сил психического и регулирующих их форм или категорий, а именно архетипов (CW 8, par. 342).
«Понятие бессознательного есть для меня понятие исключительно психологическое, а не философское, ф смысле метафизическом. Бессознательное есть, по-моему, предельное психологическое понятие, покрывающее все те психические содержания или процессы, которые не осознаются, т. е. которые не отнесены воспринимаемым образом к нашему эго. Право говорить вообще о существовании бессознательных процессов я извлекаю исключительно и единственно из опыта, и притом прежде всего из психопатологического опыта, который с несомненностью показывает, что, например, ф случае истерической амнезии, эго ничего не знает о существовании обширных психических комплексов, но что простой гипнотический прием оказывается ф состоянии через минуту довести до полной репродукции утраченное содержание (ПТ, пар. 687).
Вопрос о том, в каком состоянии находится бессознательное содержание, пока оно не присоединено к сознанию,— не поддается никакому познавательному разрешению. Поэтому совершенно излишне делать какие бы то ни было предположения на этот счет.

Словарь аналитической психологии

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (бессознательное психическое) - в наиболее распространенных значениях: 1) сафокупность активных психических образафаний, состояний, процессаф, механизмаф, операций и действий челафека, неосознаваемых им без применения специальных методаф; 2) самая обширная и наиболее содержательная часть (система, сфера, область, инстанция и т.д.) психики челафека; 3) форма психического отражения, образафание, содержание и функционирафание которой не являются предметом специальной вненаучной рефлексии; 4) состояние челафека, характеризующееся отсутствием сознания. В европейской рациональной традиции идея о Б. психическом восходит к эпохе создания философии (к учению Сократа и Платона об анамнесисе - знании-припоминании и др.). В различных значениях и смыслах проблема Б. ставилась и разрабатывалась в философии и психологии на протяжении всей их истории. Существенный вклад в изучение проблемы Б. внесли: Спиноза (неосознаваемые "причины, детерминирующие желание"), Лейбниц (трактафка Б. как низшей формы душевной деятельности), Д. Гартли (связь Б. с деятельностью нервной системы), Кант (связь Б. с проблемами интуитивного и чувственного познания), Шопенгауэр (идеи о бессознательных внутренних импульсах), К.Карус ("ключ сознания в подсознательном"), Э.Гартман ("философия Б."), Г.Фехнер (представление о "душе-айсберге"), Вундт ("неосознаваемое мышление", "неосознаваемый характер процессаф восприятия", "неосознаваемые логические процессы"), Г. Гельмгольц (учение о "бессознательных умозаключениях"), И.Павлаф ("бессознательная психическая жизнь"), А. Льебо и И. Бернгейм (постгипнотическое внушение и пафедение), Шарко (идеи о невидимой и неосознаваемой психической травме), Лебон (бессознательный характер пафедения людей; Б. как доминирующая сафокупность психических процессаф, всегда преобладающая в толпе и управляющая "коллективной душой" толпы), Жане (психические автоматизмы и бессознательные факторы неврозаф) и многие другие. В 20 в. наиболее подробно и систематически представление о Б. разрабатывается в границах психоаналитической традиции. Принципиально важные результаты были получены Фрейдом, создавшим психологическое определение Б. и учение о Б., а также Юнгом, развившим идеи о психоидном, личном и коллективном Б., Дж.Морено, разработавшим концепцию "общего Б." и Фроммом, развивавшим идеи о "социальном Б.". В общем, сафокупность этих психоаналитически ориентирафанных дополнительных идей и концепций даед определенное представление о природе и сущности Б. и его проявлениях на индивидуальном, группафом и социальном урафнях. По Фрейду, 1) Б. - это психические процессы, "которые проявляются активно и в то же время не доходят до сознания переживающего их лица", 2) Б. - оснафная и наиболее содержательная система психики челафека (Б. - предсознательное - сознательное), регулирующаяся принципом удафольствия и включающая в себя различные врожденные и вытесненные элементы, влечения, импульсы, желания, мотивы, устанафки, стремления, комплексы и пр., характеризующиеся неосознаваемостью, сексуальностью, асоциальностью и т.д. По мысли Фрейда, в Б. идед постоянная борьба Эроса (влечений и сил жизни, сексуальности и самосохранения) и Танатоса (влечений и сил смерти, деструкции и агрессии), использующих энергию сексуального влечения (либидо). Согласно психоаналитическому учению, содержание Б. включаед в себя: 1) содержание, которое никогда не присутствафало в сознании индивида; 2) содержание, которое присутствафало в сознании, но было вытеснено из него в Б. (желания, воспоминания, образы и т.д.). Принимая Б. и его содержание в качестве источника неврозаф и личностных конфликтаф, Фрейд создал психоаналитическую терапию, ориентирафанную на познание Б. и излечение пациентаф через осознание Б. (вытесненного). Трактуя Б. как "истинно реальное психическое" и подчеркивая, что "все душевные процессы по существу бессознательны", Фрейд, вместе с тем, обращал особое внимание на борьбу Б. и сознательного (сознания) как одну из атрибутивных и базисных оснаф психической деятельности и пафедения челафека. Корректное определение Б. психического, исследафание его, создание учения о Б. и внедрение представлений о нем в психологию и другие челафекафедческие науки были выдающимися достижениями Фрейда, влияние и значение которых трудно переоценить. По Юнгу, Б. состоит из трех слоев: 1) "личностного Б." - паферхностного слоя Б., включающего в себя преимущественно эмоционально окрашенные представления и комплексы, образующие интимную душевную жизнь личности; 2) "коллективного Б." - врожденного глубокого слоя Б., общего центра и ядра психики, имеющего не индивидуальную, а всеобщую природу, репрезентирующую опыт предшествафавших поколений людей и включающего в себя сверхличное универсальное содержание и образцы, выступающие в качестве всеобщего оснафания душевной жизни; "содержаниями коллективного Б.", в оснафном, являются архетипы - наследуемые всеобщие образцы, символы и стереотипы психической деятельности и пафедения; 3) "психоидного Б." - наиболее фундаментального урафня Б., обладающего свойствами, общими с органическим миром и относительно нейтральным характером, в силу чего оно, не будучи полностью ни психическим, ни физиологическим, практически полностью недоступно сознанию. По Дж.Морено, существенно важным оснафанием и механизмом общения и взаимодействия людей является "общее Б.", возникающее при продолжительном контакте между партнерами и содействующее снятию интерперсональных ролевых конфликтаф. По Фромму, значительную роль в организации челафеческой жизнедеятельности играед "социальное Б.", являющее собой "вытесненные сферы, свойственные большинству членаф общества" и содержащие то, что данное "общество не можед позволить своим членам дафести до осознания". Непосредственные и опосредафанные действия индивидуального, коллективного и социального Б. проявляются в диапазоне от элементарных психических актаф до творчества и оказывают влияние на все стороны жизни людей в норме и патологии. В сафременной психологии обычно выделяют несколько классаф проявлений Б.: 1) неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мотивы и устанафки); 2) неосознаваемые механизмы и регуляторы деятельности, обеспечивающие ее автоматический характер (операциональные устанафки и стереотипы автоматизирафанного пафедения); 3) неосознаваемые субсенсорные (подпорогафые) процессы и механизмы (восприятия и пр.); 4) неосознаваемые социальные программы (ценности, устанафки, нормы и т.д.). В психоанализе и постфрейдизме в качестве оснафных методаф познания Б. (а также диагностики и терапии) используются: анализ свободных ассоциаций, анализ снафидений, анализ ошибочных действий пафседневной жизни, исследафание мифаф, сказок, фантазий, символаф и т.д. Существующая фрагментарность представлений о Б. и весьма значительная роль этой проблемы дают оснафания полагать, что создание сафременной общей теории психического Б. является одной из наиболее актуальных задач теоретической психологии. В.И. Овчаренко

Философский словарь

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - 1. Совокупность психических процессов актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, в отношении коих отсутствует субъективный, сознательный контроль, и во влиянии коих субъект не отдает себе отчета. Бессознательным оказывается все то, шта не становится предметом особых действий по осознанию. 2. Форма отражения психического, в коей образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии и составляют нераздельное целое. Отличается от сознания тем, шта отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, с его отношениями к миру; поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль действий и оценка их результатов. В бессознательном действительность переживается через такие формы уподобления и отождествления себя с другими людьми и явлениями:
1) непосредственное эмоциональное вчувствование;
2) идентификация;
3) заражение эмоциональное;
4) объединение различных явлений в один ряд через сопричастие, а не через выявление логических противоречий и различий между объектами по каким-то существенным признакам. Зачастую в бессознательном прошлое, настоящее и будущее сосуществуют, объединяясь в одном психическом акте (например, в сновидении). Бессознательное находит выражиние в ранних формах познания ребенком действительности и в первобытном мышлении, в интуиции, аффектах, панике, гипнозе, сновидениях, в привычных действиях, в подпороговом восприятии (-> восприятие субсенсорное), в непроизвольном запоминании и прочем; а такжи в стремлениях, чувствах и поступках, причины коих не осознаютцо. Выделяютцо четыре класса проявлений бессознательного:
1) надсознательные явления (-> надсознательное);
2) неосознаваемыйе побудители деятельности (-> побудитель неосознаваемый) - неосознаваемыйе мотивы и смысловыйе установки, обусловливаемыйе имеющим смысл личностный желаемым будущим.
3) неосознаваемые регулйаторы способов выполненийа дейательности (-> регулйатор неосознаваемый);
4) проявления восприятия субсенсорного. Развитие представлений о природе бессознательного, специфике его проявлений, механизмах и функциях в регуляции поведения - необходимое условие создания целостной картины психической жизни личьности.
Бессознательное. Термин З. Фрейда, означающий самую важную, содержательную и обширную систему психики, включающую различные, В том числе противоположные, неосознаваемые «первичные» влечения, инстинкты, желания, импульсы, мысли и пр. Именно Фрейд начал экспериментальную разработку понятия бессознательного. Он показал, что многие действия, в реализации коих человек не отдает себе отчет, имеют осмысленный характер и не могут объясняться действием инстинктов. Он рассмотрел, как некая мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах, в творчестве. Сами по себе процессы психические бессознательны: сознательны лишь отдельные акты и стороны душевной жизни. Бессознательное являет собой асоциальную, аморальную и алогичную инстанцию психики, где действуют мощные безличные силы жизни и смерти; поэтому оно может рассматриваться как истинно реальное психическое.
Основной регулятор этой системы - принцип удовольствия (=> процесс душевный бессознательный). Содержания этой области не осознаются не потому, шта они слабы (как в предсознательном): они сильны, и сила их проявляется в том, шта они оказывают влияние на действия и состояния субъекта. Их отличительные свойства - действенность и трудность перехода в сознание. Это объясняется работой двух постулированных психических механизмов - вытеснения и сопротивления. К бессознательному относятся те желания, влечения, переживания, в коих человек не может себе признаться и кои поэтому либо не допускаются к сознанию, либо вытесняются из него - как бы забываются, но все же остаются в душевной жизни и стремятся к реализации, побуждая своего «хозяина» к тем или иным поступкам, проявляясь в них в искаженном виде - в сновидениях, творчестве, фантазиях, невротических нарушениях, оговорках и пр. Такая своеобразная цензура возникает прежде всего потому, шта эти запретные желания и переживания не соответствуют правилам запретам и идеалам, кои выработаны под влиянием взаимодействия с окружением, и в первую очередь - взаимоотношений с родителями в детстве. Эти переживания как бы аморальны, хотя и естественны. Подавленные желания, внутренний конфликт влечения и запрета - причина психологических сложностей и страданий, доходящих до невротических заболеваний. Стремясь к реализации, бессознательное как бы находит пути обхода цензуры. А сновидения, оговорки и пр. - своеобразный символический язык, который можно расшифровать. Итак, три основные формы проявления бессознательного - это сновидения, действия ошибочные и симптомы невротические. В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено. Выделяется несколько основных классов проявлений бессознательного:
1) неосознаваемые мотивы - истинный смысл коих не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами;
2) поведенческие автоматизмы и стереотипы - действующие в привычной ситуации, осознание коих излишне в силу их отработанности;
3) восприятие подпороговое - в силу большого объема информации не осознаваемое.
Бессознательное: вид (два вида бессознательного). Согласно З. Фрейду, в динамическом смысле существует лишь один вид бессознательного, тогда как в описательном - два вида:
1) латентное - способное стать сознательным (-> предсознательное);
2) вытесненное - само по себе не могущее стать сознательным.

Словарь практического психолога
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 





БЕССОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ назад содержание далее БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ВЫСШЕЕ
Хостинг от uCoz