АТТИТЬЮД


 

 

АТТИТЬЮД (Attitude; Einstellung), установка — готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им определенного объекта или ситуации и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания тех или иных действий по отношению к данному объекту.
«Устанафка для нас — готафность психики действафать или реагирафать в известном направлении. Это понятие очень важно именно в психологии сложных душевных явлений, потому что оно дает выражение тому своеобразному психологическому явлению, в силу которого известные раздражения в известное время действуют сильно, а в другое время слабо, или же не действуют вафсе. Быть устанафленным — значит быть готафым к чему-нибудь определенному, даже тогда, когда это определенное является бессознательным, потому что устанафленность есть то же самое, что и априорная направленность на что-то определенное, независимо от того, находится это определенное в представлении или нет. Готафность, в виде которой я понимаю устанафку, состоит всегда в том, что налицо имеется известная субъективная констелляция, определенное сочетание психических фактораф или содержаний, которое или устанафит образ действия в том или ином определенном направлении, или воспримет внешнее раздражение тем или иным определенным способом <...> Устанафка всегда имеет точьку направления, которая может быть сознательной или бессознательной <...> Сознается или не сознается та точька, на которую направлена устанафка, — это не имеет значения для выбирающего действия устанафки, потому что выбор уже дан устанафкой априори и в дальнейшем происходит автоматически. Но практически следует отличать сознательное от бессознательного, потому что чрезвычайно часто бывают налицо две устанафки: одна сознательная, а другая — бессознательная. Этим я хочу сказать, что сознание имеет наготафе иные содержания, нежели бессознательное. Такая двойственность устанафки особенно ясно обнаруживается при неврозе.
Вся психология индивида даже в его наиболее существенных чертах бываед ориентирована различно в соответствии с его привычной установкой. Хотя общие психологические законы имеют значение для каждого индивида, однако нельзя сказать, что все они характеризуют отдельную личность, поскольку сам способ действия этих законов изменяется в соответствии с его привычной установкой. Привычная установка всегда есть результат всех факторов, способных существенно влиять на психическое, а именно: врожденного предрасположения, влияния среды, жизненного опыта, прозрений и убеждений, приобретенных путем дифференциации, коллективных представлений и др. Без такого безусловно фундаментального значения установки было бы невозможно существование индивидуальной психологии <...> В сущности, установка есть явление индивидуальное и не укладывается в рамки научного подхода. Но в опыте можно различать известные типические установки, поскольку различаются также и психические функции. Если какая-нибудь функция обычно преобладает, то из этого возникаед типическая установка. Смотря по роду дифференцированной функции, возникают констелляции содержаний, которые и создают соответствующую установку. Так, существуед типическая установка человека мыслящего, чувствующего, ощущающего и интуитивного». (ПТ, пар. 814).
Приспособление к окружающей среде требует соответствующей установки. Но в силу меняющихся обстоятельств ни одна установка не является успешной «на все времена». И когда она перестает соответствовать условиям внешней или внутренней реальности, наступает период психологических трудностей (например, вспышка невроза).

Словарь аналитической психологии
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ПРИГЛУШАТЬСЯ
КОНСЕКВЕНТНЫЙ
ГИДРОЛОКАТОР
ЭКЗЕКВАТУРА
ЗАГЛАВНЫЙ
ДОМАТЫВАТЬСЯ
КОНТИНГЕНТНЫЙ
ШПАЛОПРОПИТОЧНЫЙ
ЗЕМЛИШКА

АТТИТЬЮД

КОПЛЕНД
ОТВЕРСТЫЙ
УЛЫБНУТЬСЯ
ЖАРОПОНИЖАЮЩИЙ
ОПОЛЧАТЬСЯ
БОГООТСТУПНИК
ЗЕЛАТОР
ОБСЕМЕНИТЬСЯ
ГАФНИЙ


АТТИС назад содержание далее АТТИЧЕСКАЯ
Хостинг от uCoz