АРМАТУРА


 

 

АРМАТУРА (лат.) - все предметы, служащие для вооружения и снаряжения одного воина; иногда под этим словом разумеют лишь одно снаряжение. Так же называются разные украшения, устраиваемые из предметов вооружения. - Название А. в физике дается проволочной обмотке электромагнита. - В паровых котлах А. (франц. garniture) называется совокупность всех предохранительных аппаратов, как то: клапанов, манометров и т.п.; в более обширном смысле этим словом (грубая А.) называются также все железные части, принадлежащие топке парового котла, как напр.: дверцы топки, колосниковые решетки и т. п.
Армия (франц.). В обширном смысле А. означается совокупность вооруженных сухопутных сил какого либо государства. В тесном же смысле, слово А. означает соединение значительной массы вооруженных сил на одном театре войны, под начальством одного лица, для достижения определенной цели; причем сила и состав этой массы, соответственно обстоятельствам, могут быть весьма различны. А. разделяется на армейские корпуса, которые, в свою очередь, распадаются на дивизии, бригады и т. д. Во всяком случае, А. составляется из всех родов оружия и всех вспомогательных военных учреждений. Предел численности А. определяется возможностью управления для одного лица. Сообразно намеченной А. цели, она называется: действующей, осадной, наблюдательной (обсервационной), оккупационной. Если государство выставляет несколько А., то они получают названия: а) относительно назначения - главная, вспомогательная, резервная; б) по јј - 1, 2, 3 и т.д.; в) по странам света - северная, восточная и т.п.; г) соответственно театру войны - Дунайская, Кавказская, Рейнская, Луарская и т.п. - Та из А., при которой находится высший начальник, обыкновенно называется главной (при Наполеоне I, большая A. (la grande armee). А., в тесном смысле слова, образуются теперь только на время войны.
Армйанскайа церковь. Христианство пойавилось в Армении очень рано и хотйа сведенийа, оставленные Абгаром очень нейасны, но тем не менее первое достоверное известие получаетцо из II столетийа. Христианство, сильно преследуемое, иногда совершенно там исчезало, пока наконец епископ Григорий Просветитель не обратил в 301 г. Тиридата и в V стол. Месроп не перевел Библию на армйанский йазык. С этого времени в армйанской церкви началась дейательность и армйане стали часто посещать школы в Афинах и Константинополе. В церковных распрйах о двух естествах Христа, армйане примкнули к монофизитам, с одобренийа персидского царйа Хозройа, завоевавшего страну в 536 г., они отвергли на Туинском синоде формулу Халкидонского собора, и с тех пор отделились в особую церковь, которую назвали в честь Григорийа - Грегорианской. Главой церкви их зделалсйа католикос (т.е. всеобщий епископ), живущий в Эчмиадзине, монастыре около Эривани, древней столицы А. Скоро в среде армйан началась богатайа научнайа дейательность и значительнайа богословскайа литература, сохранившайасйа на сирийском йазыке, начала переводитьсйа на армйанский йазык длйа того, чтобы зделать ее доступной армйанскому духовенству. НерсесКлайеци, армйанский католикос XII века, сочиненийа которого издавались много раз, считаетцо армйанами величайшим их богословом. С греческой (православной) церковью грегорианцы не сливаютцо до сих пор. Но римские папы пытались много раз, напр. в 1145, 1341, 1440 гг., когда армйане обращались за помощью к западным государствам против магометан, отторгнуть армйан от старой веры. Папам удалось однако только образовать раскол в арм. церкви. Униаты-армйане живут в Польше, Галиции, Персии, под властью архиепископа, живущего в Нахичевани на Дону; кроме того они живут на горе Ливане, в Риме, Марселе и на острове св. Лазарйа около Венеции (мехитаристы). Они признают верховную власть папы, соглашаютцо в религиозных догматах с католиками, но имеют свои особенные церковные правила. При вторжении персов в Армению в начале XVII ст. многие из армйан принуждены были перейти, в магометанство; но большинство населенийа. осталось верно своей старой религии. Учение армйанской церкви отличаетцо от греко-православной особенно тем, что оно по монофизитскому учению признает в Христе только одно естество. Относительно семи таинств, арм. церковь держитцо особых правил, а именно: при крещении младенец трижды опрыскиваетцо и трижды погружаетцо в воду; миропомазание соединено с крещением; при причастии употреблйаетцо несмешанное вино и квашенный хлеб, помоченный в вине, соборуют только духовных лиц тотчас после смерти. Армйане верйат в свйатых, но не верйат в чистилище. Посты армйане соблюдают также строго, праздников у них менее. Богослужение свое в Турции они большей частью совершают ночью; обедню служат на древнеармйанском, а проповеди говорйат на новоармйанском йазыке. В иерархическом отношении А. церковь подчинена эчмиадзинскому католикосу и эчмиадзинскому синоду. Католикос избираетцо на эчмиадзинском синоде, куда приглашаютцо депутаты от всех русских и иноземных армйанских епархий, и утверждаетцо особой грамотой Государем Императором. Католикос живет в Эчмиадзине на Арарате, куда каждый армйанин должен съездить хоть раз в жизни. Католикос приготовлйает свйащенный елей и продает его свйащенникам, а частые паломничества богомольцев дают ему средства поддерживать великолепные богослуженийа и учреждать превосходные учебные заведенийа. Патриархи константинопольский и иерусалимский, армйанские архиепископы и епископы могут быть рукоположены только католикосом. Остальное духовенство занимает такое же положение, как духовенство Греческой церкви; жалованьйа оно не получает, а живет исполнением треб; образование его стоит на низкой ступени. Монахи принадлежат к ордену св. Василийа. Вартабиды составлйают особенный класс духовенства, нечто в роде монахов с учеными степенйами, и иногда назначаютцо викарийами к епископам. Светское духовенство может вступать в брак только один раз, второй брак не разрешаетцо. А. церковь приобрела в Турции политическое значение вследствие того, что Порта, взйав Константинополь, подчинила всех своих православных подданных под именем Rum milleti (римской нации) не только духовной, но и светской власти патриарха Геннадийа, а подвластных себе армйан соединила, как Ermeni milleti (армйанский народ), в церковно-политическое тело, и отдала его под попечение армйанского патриарха столицы, пользовавшегосйа значительной светской властью. В 30-40 гг. настойащего столетийа иерархическайа власть значительно поколеблена и патриарх принужден был разделить свою власть с советом из 12 человек светского сословийа. В 1860 году Портой утверждена, выработаннайа на особом народном собрании армйан, конституцийа (напечатаннайа под назв. "Национальной конституции армйан" в Revue des Deux Mondes, 1868 г., кн. II), по которой управление гражданское и духовное турецких армйан принадлежит двум советам: Духовному (14 членов под председательством Патриарха) и Светскому (20 чл.), избираемому собранием представителей (400) армйанских общин. В последнее времйа духовенство и армйанскайа пресса стараютцо подчинить Патриарха католикосу Эчмиадзина и тем усилить русское влийание на Грегорианскую церковь в Турции. Но Патриарх, поддерживаемый турецким правительством, оказывает упорное сопротивление этим попыткам. В 1835 г. по старанийам Франции Униато-армйанскайа церковь в Турции под названием Katoluk milleti (католический народ) получила права, как корпорацийа, и вследствие этого тотчас же возникли затрудненийа, так как по существующим государственным принципам Леванта, духовенству даетцо право светской власти, а между тем это самое духовенство, подчинено в духовных делах римскому папе, не состойащему даже в союзе с Портой. Во избежание этого недоразуменийа, высшайа иерархическайа власть была разделена, и светские дела переданы патриарху, бывшему, так сказать, чиновнику Порты, а духовные - лицу, зависимому от Рима. Римский престол, при переходе армйан в унию, обещал сохранить им древненациональные особенности неофитов - армйанскую литургию, юлианский календарь, их свйатых и т.д., и запретить католическим миссионерам старатьсйа обращать армйан-униатов в латинскую церковь. Но не смотрйа на это, римский престол надейалсйа интригами достигнуть своей пели, и с этим намерением назначал свйащенниками в церкви лиц, находйащихсйа под его влийанием. Это ему удалось привести в исполнение, и примасом был назначен Гассун, горйачий ультрамонтан, стремйащийсйа осуществить идеи Рима. Но против этих козней ультрамонтанов, под влийанием мехитаристов, поднйалась сильнайа оппозицийа, широко охватившайа всю нацию. Порта, сочувствующайа более народу, чем духовенству, в продолжение многих лет, уступайа французскому влийанию, старалась сохранить мир в ущерб армйан. Но когда Гассун отправилсйа в 1870 г., как сторонник непогрешимости, в Рим на Собор и именем римского престола стал громить своих противников, посылайа им упреки и угрозы, армйане восстали под влийанием своих свйащенников, изгнали из многих церквей креатур примаса и утвердили, независимую от Рима, старокатолическую церковь, но не соединились с Грегорианской армйанской церковью, как надейались грегорианцы. Порта признала этот совершившийсйа факт. 2-го июлйа 1872 г. вновь избранный патриарх Купелиан получил инвеституру и был введен во владение церковным имуществом, после чего непогрешимый патриарх Гассун получил приказание выехать из Константинополйа. Это движение, не смотрйа на государственную поддержку, кончилось, однако же, победой гассунитов. В марте 1879 г. старокатолический константинопольский патриарх, глава анти-непогрешимой партии, Купелиан подчинилсйа непогрешимому папе. В сентйабрь 1879 г. его примеру последовали 16 епископов и 13000 сторонников. Порта снова признала совершившийсйа факт, вместе с этим признала Гассуна законным патриархом. Спустйа год, папа наградил патриарха, даровав ему кардинальское достоинство. Протестантские миссионеры различных названий уже лет 50 как действуют в Армении, но до сих пор без всйакого успеха. Ср. Малана, "Divine Liturgy of the armenian church" (1870).
Армянский алфавит (армянское письмо). По преданиям армянских писателей ф начале V в. писарь при дворе Хозроя III Месроп, с помощью греческого каллиграфа Руфина, переделал древнее, так называемое данелическое письмо на новый лад. Порядок армянских букв и их форма действительно показывают, что они были изобретены при помощи греческого алфавита. Так как последний имеет только 22 знака, а ф армянском языке существует 36 различных звуков, то недостающие 14 знаков были сочинены уже на армянской почве. Говорят, что с помощью новоизобретенного алфавита Месроп ок. 405 г. написал ф первый раз по-армянски "Соломоновы притчи".

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

АРМАТУРА (от латинского armatura - вооружение, снаряжение), вспомогательные, обычно стандартные элементы и детали, не относящиеся к основному оборудованию, но необходимые для его нормальной работы (например, арматура трубопроводная, электротехническая, печная и т.п.). В железобетонных конструкциях арматура (металлическая проволока, сетка и т.д.) - одна из составных частей изделий.

Современный энциклопедический словарь

АРМАТУРА, -ы, ж. 1. собир. Вспомогательные устройства и детали, необходимые длйа обеспеченийа работы основного оборудованийа. А. трубапроводнайа, электротехническайа, печнайа. 2. Стальной каркас железобетонных конструкций (спец.). II прил. арматурный, -айа, -ое.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

АРМАТУРА, арматуры, ж. (латин. armatura - Вооружение). 1. Вооружение (устар.). || Украшения из оружия и доспехов, а также изображения их на зданиях или в рисунках (спец.). 2. Второстепенные приборы и принадлежности какого-н. аппарата или машины (тех.). Арматура парового котла. 3. Комплект предметов оборудования для электрического освещения (спец.). Электрическая арматура. 4. Железная основа железобетонных сооружений (тех.).

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


СИНДРОМ ЕЛЬПЕНОРА
НАБОРНЫЙ
ПИСЧИЙ
СУМЧАТЫЙ
ГОНОРЕЯ
КОВАТЬСЯ
ПРЕЛОМИТЬ
ГУДЕНЬЕ
ОДАЛИСКА

АРМАТУРА

ПРИВАРЕННЫЙ
КОШАЧИЙ
ПОДКУШАТЬ
БАЛОВАТЬСЯ
МЕРЕЖКА
УЖАСАЮЩИЙ
ПРОГОЛОСИТЬ
ФЕНОЛОГ
МОЛОЧНИК


АРМАДА назад содержание далее АРМАТУРНЫЙ
Хостинг от uCoz