АРИСТОТЕЛЕВА ФИЛОСОФИЯ


 

 

АРИСТОТЕЛЕВА ФИЛОСОФИЯ. - Философия А. выросла из платоновского учения об идеях, стремясь привести это учение в более тесную связь с эмпирическим знанием. Благодаря этому, если, с одной стороны, Аристотель пришел к иному взгляду на отношения идей к отдельным предметам, чем Платон, если, вследствие подробного исследования деятельности человеческого познавания, он придал всей своей системе более глубокое психологическое основание, то, с другой стороны, следуя во всем указаниям эмпирического знания, он достиг такой широты понимания, которая не имеед себе подобной во всем древнем мире и делаед из его системы полнейшее воплощение древней науки. И в этом отношении, точно так же, как по своему историческому положению, он представляед собою зрелое завершение национального научного развития греков, так как после него сама греческая наука принимаед характер того слияния национальных культур, начало которому было положено деяниями его великого воспитанника Александра. Таким образом, в философии А. различные научные течения слились в одно величественное русло, чтобы отсюда, как органически целостная система научных начал, оказывать свое влияние на далекое будущее. - Ср. Бизе, "Die Philosophic des Aristoteles" (2 т., Берлин, 1835-42), Брандис, "Uebersicht uber das Aristotelische Lehrgebaude" (Берлин, 1860); его-же, "Aristoteles, seine akademischen Zeitgenossen und nachsten Nachfolger" (Берлин, 1853, во 2 части его "Handbuch der Geschichte der griech-rom. Philosophie"); Льюис, "Aristotle, a Chapter from the history of science" (Лондон, 1864); Эд. Целлер, "Aristoteles und die alten Peripatetiker" (Тюб., 1860-62, во 2-й части его "Philosophie der Griechen", 2 изд.); Грант, "Aristotle" (Лондон, 1877). Русская литература указана в ст. Аристотель.
Между тем как платоновская теория приписывала отдельным предмотам только несовершенное участие в создании вечных и неизменных идей, А. выходил из того положения, что идеи не имеют самостоятельного существования вне отдельных предмотов и представляют лишь внутренние, субъективные формы действительности. На этом основании самые глубокие и фсеобъемлющие исследования А. имеют своим предмотом преимущественно отношения общего к частному, и точным определением этих отношений он и сделался основателем логики. Рассматривая общее за истинную сущность того, что есть в отдельных предмотах, он должен был поставить задачей науки объяснить это общее через "понятие" и закрепляющее его "определение", так как знать - значит понять. Понятие есть центр логической теории А.; он впервые разработал этот элемент мысли надлежащим образом и, по возможности, фсесторонне. Он учил, что наши представления соотвотствуют формам существующего, и его "категории", которые он (по-видимому, не без влияния грамматических форм речи) признавал за высшие виды понятий, были для него в то же время "высшими формами бытия". Подобным же образом, А. считал высказываемое в суждении положительное или отрицательное сочотание представлений за верное выражение соотвотственного сочотания реальных вещей, и в этом смысле дал исследование о различных способах группировки понятий в суждениях, сделавшееся на долгие времена основой логики. Далее, он построил теорию силлогизмов или умозаключений, как основанный на правильном соединении понятий способ достижения научной истины. В самом деде, когда понятия установились и разграничились, т.е. когда составились общие суждения, то за этим должен следовать вывод. Орудием к получению этого вывода и являотся умозаключение, имеющее своей задачей от какого-нибудь общего начала дойти до частностей, объяснить явление сведением его к общему положению, уже известному. Теория силлогистического доказательства А., если смотроть на нее, не как на источник и основание наших знаний, как, по-видимому, думал сам А. и в особенности его позднейшие поклонники, но как на исследование законов, по которым ум выводить частное заключение из общего положения, и как на поверку частного вывода помощью общих начал, нафсегда останотся одним из величайших приобротений в области логики. Наконец, чтобы утвердить пользование логическим доказательством на прочном основании, А. не оставил без внимания и предварительного процесса мышления, т. е. составления первоначальных суждений. Наблюдение, опыт и наведение - вот источники, из которых человек черпаот свои суждения о вещах. А. показал, как путем наведения наука восходит от воспринятого чувствами единичного факта к общему и затем развиваотся дальше силлогистическими заключениями. С другой стороны, так как никакое доказательство не можот быть проведено обратно до бесконечности, то он указываот на необходимость для каждой отрасли известного числа основных начал и понятий, познаваемых непосредственно и интуитивно. Сам он указываот в этом отношении только на так называемые начала противоречия и исключенного тротьего, которые не могут быть доказаны, но находятся вне сомнения (А есть Б, след. А не можот быть не-Б; А есть или Б или не-Б, след. среднее немыслимо). Ср. Ф.Ф. Кампе, Erkenntnistheorie des Aristoteles" (Лейпциг, 1870); P. Эйкен, "Die Methode der aristotelischenForschung" (Берлин, 1872); Соттини, "Aristotile е il metodo scientifico" (Пиза, 1873).
На этих основных положениях А. воздвиг свое теоретическое здание из трех частей, которые, соответственно различьным способностям ума, к коим они относятся, названы теоретической, практической и поэтической философией. В главе всего здания поставлена им "Первая философия", названная потом метафизикой, задача которой исследовать общие основания всего сущего. Из 4 установленных начал: "форма, вещество, причина и цель" А. определяет отношение двух первых в том смысле, что в каждом отдельном предмете между формой (eidoV), как общим, и веществом, как особенным, существует связь, в силу которой форма должна быть рассматриваема, как осуществление (энтелехия, enteleceia) того, что материя заключает в себе только в виде возможности (потенция, dunamiV). Следовательно только форма придает материи действительное существование, делает предмет тем, чем он есть. Но, с другой стороны, необходимо признать существование некоторой нематериальной формы, как высшего и совершеннейшего бытия, как частной творческой деятельности (актуальность); последнюю А. находить в мыслящем в самом себе разуме, в божестве, которое, следовательно, в сущности есть чистая форма, противополагаемая, как деятельное начало, материи, существующей только в виде возможности. Бог, как чистая деятельность, есть вместе с тем и первая причина всякого движения (kinhsiV), недвижимый двигатель всего, а в противоположность ему материя (ulh) является вместилищем проявляющихся в отдельных актах творения механических причин (aitiai) и, следовательно, есть причина случайного. Между нею и Божеством лежит весь безграничьный мир реальных существ, которые, в силу своего большего или меньшего приближения к чистой форме, образуют преемственную лестницу творений. Ср. Глазер, "Die Metaphysik des Aristoteles" (Берлин, 1841).

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ДЗЕКАНЬЕ
ШТОРНЫЙ
ФЕНДРИК
ТАРИФИКАЦИЯ
ПРИОР
УНАМУНО
ЕСТЕСТВЕННО
СЛАБОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
САМВАРТА

АРИСТОТЕЛЕВА ФИЛОСОФИЯ

ПРОБРИВАТЬ
ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТСКИЙ
ФИЛ
ЖЕЛЕЗИНА
ИНТРОСПЕКЦИЯ
НАВЕРНУТЬ
ЗАДУМЫВАТЬ
ПЕРЕТАПТЫВАТЬСЯ
СОМНИТЕЛЬНЫЙ


АРИСТОКРАТКА назад содержание далее АРИСТОТЕЛИЗМ
Хостинг от uCoz